Мировоззренческий плюрализм. По необозримым степным просторам Казахстана с незапамятных времен пролегали большие караванные дороги и торговые пути, соединяющие страны Востока и Запада. На шумных рынках и меновых дворах исторических городов Казахстана не только обменивалась животноводческая продукция на изделия ремесла и мануфактуры, но и скрещивались догмы и каноны различных религий, философских систем. Последователи Зарата (Заратуштры), Ягве, Будды, Иисуса, Мухаммеда, Сократа и Конфуция проторили себе тропы на традиционных перепутьях кочевий. Среди тюков с товарами купцы тщательно укладывали стопы священных книг и философских трактатов. Имелись различные издания и переписанные экземпляры Авесты, Библии, Корана, сочинений философов. Отсутствие у населения Степи собственных философско-религиозных систем благоприятствовало деятельности миссионеров разных мастей. Но и они в поисках новых последователей встречали в Степи равнодушное отношение. Проникновение иноземных учений происходило в трудных общественно-политических и идеологических условиях. Экспансия их в Казахскую степь порой достигала поистине драматических кульминаций, несмотря на благоприятный морально-психологический климат — веротерпимость кочевников.
Иноземным учениям, в т. ч., религиям, оказывалось сопротивление, не избежал этого и ислам. Во-первых, этническая среда Казахстана состояла из многих самостоятельных улусов, племенных союзов и конфедераций, находившихся часто в сложных взаимоотношениях друг с другом. Во-вторых, в Степи уже существовали развитые местные культы и воззрения. И наконец, кочевников отпугивала сложность отправления чуждых культовых и ритуальных комплексов, требующих стационарных условий и сакральных заведений специального назначения: церквей, мечетей, храмов, учебных учреждений и др. Зороастризм в древности был распространен преимущественно на юге Казахстана, о чем со всей очевидностью свидетельствуют археологические раскопки. Известны сообщения письменных источников о том, что в древности христианство насаждалось для “нравственно-религиозном выгоды” и “укрощения диких нравов” кочевников. Так, к середине VI в. относится известие о попытке принятия христианства гуннами. «У гуннов, — читаем в хронике сириица Захарии Ритора, лет 20 тому назад или больше вышло писание на их языке о том, как это устроено Господом (Иисусом Христом. — С. А.), писание на гуннском языке”. Начиная с IХ-Х вв. христианство преимущественно несторианского толка постепенно проникает в среду тюркских народов. В разных городах Средней Азии, включая Семиречье, были организованы метрополии и построены христианские церкви. В самом начале XI в. происходит миссионерское движение среди огузов, кереев и найманов с образованием христианских общин. В. В. Бартольд древние христианские могилы Семиречья относит к этому периоду. Миссионеры продолжают распространять христианство среди кочевого населения, охватывая все новые районы Дешт-и-Кипчака. В свидетельствах того периода читаем: В этой степи, которые принадлежат народу под именем Кипчаков — они христианской веры Христианство проникает в Дешт-и-Кипчак и с Запада: непосредственно из Византии, Венгрии и Италии. Для активистов миссионерского движения среди тюркоязычных кочевников был создан словарь кипчакского языка “Кодекс куманикус”. Найманские и корейские племена востока Казахстана исповедовали христианство вплоть до принятия ими ислама. Кереи подвергались христианизации в начале XI в. нестори-анскими священниками и сохранили это учение до XIV в.1 Возникновение племенной тамги кереев “+”, “х” (ашамай — таңба) относится к этому времени, причем христианское имя Ван-хана, по некоторым источникам Маркус, а роды казахских найманов и кереев до сих пор носят реликтовое христианское название Сыбан. Известный путешественник В. Рубрук свидетельствовал о распространении христианства среди кереев. Проинструктированный в духе прозелитизма, ученый гость Степи, сообщает свои наблюдения во всех подробностях: “У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух по имени Унк (Онг-хан С. А.), он жил за горами Каракитаев, на три недели пути от своего брата, и был властелином некоего города, по имени Каракорум; под его властью находился народ, именовавшийся Крит (кереит) и меркит и принадлежавший к христианам-несторианам. А сам властелин их, оставив почитание Христа, следовал идолам, имея при себе идольских жрецов, которые все принадлежат к вызывателям демонов и колдунам». Так, по Рубруку, “могущественный пастух”, брат Ван-хана, был свободен в выборе веры и вместо несторианства предпочел “поклоняться идолу”. В другом месте его удивило то, что кочевник был похоронен согласно языческим обрядам, хотя Рубрук знал, что умерший был христианской веры. Согласно сообщениям ученого, идеи Христа проникли в степь неглубоко. Христианством интересуются и в ставках монгольских ханов. Так, старшая жена Хулагу-хана (внучка кереитского Ван-хана. — С. А.), Докуз-хатун была христианкой-несторианкой. “Она пользовалась полным уважением и была очень властной, -пишет Рашид-ад-Дин, — так как народ кереит в основном исповедует христианство, то она постоянно поддерживала христиан, и эти люди в ее пору стали могущественными. Хулагухан уважал ее волю и оказывал тем людям покровительство и благоволение до того, что во всех владениях построил церкви, а при ставке Докуз-хатун постоянно разбивал (походную) церковь”. Авторитет христианки Докуз-хатун был высок. Мункэ-хан вменял Хулагу: “ во всех случаях совещайся и советуйся с Докуз-хатун. Известна также попытка проникновения иудаизма в среду кочевых скотоводов. Русские летописцы пишут, что некоторая “часть половцев исповедовала иудейскую веру, которую им передали хазары. Иудействующие хазары жили когда-то на северной стороне Кавказских гор, вместе с Аланами”. Аристократическая верхушка печенегов обменивалась письмами с андалузскими иудейскими общинами по вопросам веры. Буддизм начинает проникать в Казахстан в VП-VIII вв. Источники сообщают о строительстве храмов на степных просторах. Но повторное, более широкое распространение буддизма происходит позже.
К своему печальному периоду истории казахов, к XVII-XVIII вв., к одиозному “ақтабан шұбырынды, алқакөл сұлама” (“лихие годины”) относится новое нашествие буддизма в форме ламаизма через джунгарских миссионеров. Повсеместно на завоеванных территориях шло строительство буддийских храмов. Остатки дворца “Кызылкент” в Центральном Казахстане, руины “семи палат” возле г. Семипалатинска, дворца “Аблай-кит” вблизи Усть-Каменогорска — немые свидетели деятельности буддийских миссионеров. И по сей день на перевалах гор можно встретить громадные сооружения из камней — капища, относящиеся к религиозным культам джунгар, называемые казахами “мықтыц үйі» — дом мага. На правом берегу р. Или, в 40 км ниже Капчагая, на скалах по приказу джунгарских хунтайджи выбиты изображения буддийских божеств. Однако джунгары, превратившие место в храм под открытым небом, увековечив образы этих божеств, сами вынуждены были отступить под ударами казахских ополченцев.
Старания миссионеров, в конечном счете, оказывались безрезультатными. Возможность свободной проповеднической деятельности иноземных учений среди кочевников — свидетельство неортодоксальности мироощущения степных скотоводов. Это мы наблюдаем и в периоды наибольшего могущества кочевых государств, например, Кушанской империи, Тюркского, Уйгурского, Кыргызского каганатов и Кипчакского ханства.
Веротерпимость, религиозная толерантность, отсутствие иррационалистических предубеждений и предвзятости в духовно-практической жизни — вот те черты психического склада людей, детерминированных условиями жизни Степи. Поэтому влияния чуждых мировоззрений выглядели весьма относительными; прозелиты новых идей нередко преследовали конкретную цель: откровенные политические выгоды. “Находясь в мирных, торговых и частью родственных связях с русскими, половцы не принимали христианства. Некоторые из князей их делались христианинами…, потому что каждая орда управлялась своим князем, находилась вне влияния другой или потому, что в самих принявших веру Спасителеву оставление религии отцов не основывалось на внутреннем убеждении в достоинстве принятой, заключает русский исследователь XIX в. Степь имела собственные мировоззренческие ценности, соответствующие особенностям кочевого быта. О сложности распространения ислама в степи Казахстана путем насилия, когда возникали поистине драматические ситуации, свидетельствует борьба карлукских племен против ислама в течение почти двух веков. Ислам долго не мог укорениться в степи, но он продолжал нашествие, даже тогда, когда морально-физический дух мусульманских фанатиков был сломан, а они со все большим размером продолжали воевать “с теми, кто верует Аллаху… до тех пор, пока они не дадут выкупа за свою жизнь, обессиленные, разбитые”. Однако верхушка кочевого общества, как это часто бывает, увидела в учении Мухаммеда свои выгоды, а некоторая часть скотоводческой массы была подкуплена в определенном смысле демократизмом и гуманизмом, действительно присущими исламу, обращавшемуся ко всем людям без родовых и племенных различий. Эти сугубо социальные моменты благоприятствовали деятельности мусульманских священников. Преимущества ислама как синтетического и “свежего” учения, выгодно отличавшегося от старых его “ипостасей” — зороастризма, иудаизма, христианства, под сильным влиянием которых он формировался, относительная простота культа, не могли не способствовать его распространению. “Никогда не видел я книги арабской, персидской, индийской или греческой, которая содержала бы желание войти в рай и отвращала от ада”, — писал о Коране новообращенный в ислам христианин Али ибн Раббан ат-Табари. Даже противник ислама испанский епископ Альвардо, которому приходилось бороться против мусульманизации испанских христиан, признавал, что Коран оказывает огромное эмоциональное воздействие, и удивлялся силе его изобразительных средств. Но ислам настоятельно требовал выполнения определенных принципов. Согласно “Полному и истинному сборнику” аль-Бухари, мусульманского законоведа IX в.: “Сказал пророк: “ислам покоится на пяти основах: свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед посланец Аллаха, молитве, зекате, хадже и посте во время рамадана. Поэтому простота и преимущества культово-обрядовой стороны оказались кажущимися и вошли в противоречие с хозяйственно-бытовым укладом тюрка-кочевника.
Вот как характеризует видный востоковед В. В. Бартольд период первоначального проникновения ислама в тюркскую среду: “Тюрки были одним из первых народов, среди которых ислам, отказавшись от пропаганды с оружием, имел успех путем убеждения. Известия о ходе этой религиозной пропаганды и о постепенном устранении стоявших на его пути препятствий крайне скудны. Есть известие, что тюркам ислам первоначально казался религией, неподходящей для кочевников: посол халифа Хишама (724-743) будто бы получил от турецкого султана, которому он предлагал принять ислам, такой ответ: “Нет среди тюрок ни цирюльников, ни портных; если они сделаются мусульманами и будут исполнять предписания ислама, чем же они будут питаться?-. В ответе тюркского султана послу халифа содержится большая доля истины, ибо в характеристике арабской письменной традиции “тюрок — он (в одно и то же время.) пастух, конюх, объезжающий лошадей, ветеринар и всадник. Один тюрок (целый) народ в одном» “тюрки самый искусный народ”. Кочевник мастер на все руки, что касается его хозяйства, “тюрок делает все процессы ремесла сам, не просит помощи у товарищей и не обращается за советом к другу, поэтому он не всегда находил время для отправления предписаний мусульманского канона. Этим, в частности, объясняются корни индифферентизма к религиозной мистике, свойственной кочевникам. У кочевых народов, — пишет С. Асфендияров, — мы не наблюдаем… богатой магической и магическо-религиозной практики. Она значительно беднее”1, чем у оседлых народов. В этом отношении ярким примером может служить культ Тенгри, распространенный среди кочевых в прошлом народов, не обязывающий верующих соблюдать жесткие нормы, правила и стационарные условия в отправлении культово-обрядовой практики. “Следует обратить внимание на весьма важный, на наш взгляд, фактор: ни одна иррационально-мистическая концепция, каковыми являются все известные религии, не возникла среди кочевых народов, хотя культовая практика последних нередко играла решающую роль в их формировании как обрядовая предпосылка. Традиции и обрядовые комплексы, сформированные в кочевой среде, проникнув в земледельческие базисы, пройдя стадию определенной систематизации и дистилляции, развивалась уже в новой оболочке, связанной с именем конкретного лица, мифического или исторического, пророка или философа.
Несмотря на индифферентность кочевых народов к догматическим религиям, ислам находит горячих поклонников своего учения прежде всего среди караханидов и сельджукидов. Мусульманство, сокрушая все преграды, прокладывает пути через пески Средней Азии и Казахстан. Во второй половине XIII в. исламским учением заинтересовались чингизиды Золотой Орды. В Египте появились их послы с “посланиями о принятии ислама”. На первых порах это, возможно, была лишь политическая игра. Спекуляция догмами мусульманства была кому-то выгодна как новое средство идеологического и экономического закабаления народа. Ислам, принятый на такой социально-экономической и политической основе, для трудового народа оставался пустым звуком. Это подтверждается свидетельством того времени: “Несмотря на появление ислама в этих народах (кипчак) и исповедание ими двух догматов, они все-таки переступают правила (религии) во многих делах'». Но социальная суть ислама находит все новых и новых прозелитов среди кипчакских султанов, и центр движения за веру Мухаммеда перемещается в основные кипчакские степи. Степные правители любили твердить народу: “Царство принадлежит Аллаху, а султан-тень его”.