Внешняя политика Республики Казахстан на протяжении всех лет суверенного ее развития основывается на концепции многовекторности, провозглашенной Н. Назарбаевым сразу же после избрания его на пост Президента страны 1 декабря 1991 г. По мнению Президента РК Н. Назарбаева, многовекторность означает «…развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. Казахстан, в силу своего геополитического положения и экономического потенциала, не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана. Мы сможем укрепить благоприятные внешние условия экономическими и политическими преобразованиям в нашей стране». Такая позиция Казахстана во многом определялась и определяется геополитическим положением нашей страны, полиэтническим и многоконфессиональным составом населения, уровнем развития экономики в целом. С учетом нынешних международных реалий главный акцент во внешнеполитической стратегии Казахстана сделан на обеспечении эффективной системы безопасности в Центральной Азии, направленной на предотвращение нетрадиционных вызовов и угроз (международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции), исходящих в настоящее время из Афганистана и других сопредельных с регионом стран.
Для решения этой задачи Казахстан считает целесообразным сосредоточиться на следующих приоритетных внешнеполитических направлениях: – участии в деятельности межгосударственных объединений – Совещания по выработке мер доверия в Азии, Шанхайской организации сотрудничества, Организации договора о коллективной безопасности; – стратегическом сотрудничестве с Россией и Китаем; – поддержании дружественных отношений с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном; – конструктивном взаимодействии с США, странами Евросоюза, а также такими организациями, как ОБСЕ и Организация Североатлантического Договора (НАТО); – сотрудничестве с государствами исламского мира; – партнерских связях со странами Азиатско-Тихоокенского региона (АТ Р ).
На наш взгляд, с учетом обстановки, складывающейся в мире, весьма перспективной международной организацией является СВМДА, основное значение которой заключается в укреплении сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии. С самого начала идея созыва СВМДА нашла поддержку в ряде азиатских государств, определяющих политический климат на континенте, и ведущих международных организаций.
В настоящее время заложены юридические основы системы азиатской безопасности с конкретными механизмами обеспечения стабильности в регионе. Таким образом, СВМДА становится локомотивом взаимных подходов в борьбе с вызовами безопасности на Азиатском континенте и вносит существенный вклад в обеспечение мира и безопасности во всем мире. Все больший вес и авторитет набирает Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), целью которого является экономическая интеграция, предусматривающая создание зоны свободной торговли и формирование Таможенного союза. На саммите глав государств – членов ЕврАзЭС, состоявшемся в г. Душанбе 6 октября 2007 г., лидеры Беларуси, Казахстана и России подписали документы о формировании Таможенного союза. Предполагается, что в 2010 г. создание правовой базы Таможенного союза будет завершено.
Для содействия в преодолении мирового экономического кризиса 4 февраля 2009 г. в Москве на саммите ЕврАзЭС было принято решение о создании Антикризисного фонда объемом 10 млрд. долл. США. Основными донорами фонда являются Россия (7,5 млрд.) и Казахстан (1 млрд.). Для стимулирования развития высокотехнологичных отраслей было принято решение о создании Международного центра высоких технологий.
Эскалация напряженности и конфликтные ситуации, перманентно возникающие на границах стран СНГ, ставят на повестку дня вопрос о выработке совместных мер по противодействию различным явлениям, угрожающим их стабильности, и дальнейшему развитию. Важным шагом в этом направлении стало создание ОДКБ. 4 февраля 2009 г. на саммите ОДКБ в Москве было принято решение о формировании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Эти силы должны стать эффективным и универсальным инструментом по поддержанию безопасности на всем пространстве ОДКБ, включая отражение военной агрессии, ликвидацию террористов, экстремистов, организованной преступности, наркопреступности и при необходимости последствий чрезвычайных ситуаций. Костяк КСОР составят одна дивизия и одна бригада воздушно-десантных войск (ВДВ) России и одна бригада ВДВ Казахстана.
Особое значение в современных условиях приобретает сотрудничество в рамках ШОС, включающее в себя широкий спектр взаимных действий экономического, военно-политического и гуманитарного характера. При этом необходимо подчеркнуть, что ШОС не является военно-политическим союзом и ее деятельность не направлена против других государств и регионов. На Душанбинском саммите ШОС в августе 2008 г. особое внимание было уделено совместной работе на афганском направлении. Под эгидой ШОС планируется проведение специальной конференции по Афганистану, посвященной борьбе с терроризмом, наркотрафиком и трансграничной преступностью,
Большое внимание уделяется в ШОС наращиванию темпов экономического взаимодействия, в том числе в сферах энергетики, транспорта, сельского хозяйства, торговли и инвестиций, включая деятельность Межбанковского объединения, Делового совета ШОС, а также созданию трансконтинентального транспортного коридора между Европой и Азией. Сотрудничество Республики Казахстан с региональными и международными интеграционными объединениями указывает на открытость и готовность руководства нашей страны к строительству и развитию отношений в системе международного взаимодействия в рамках как двустороннего, так и многостороннего формата, на основе взаимоуважения, партнерства и перспективности.
Важнейшее значение для обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии, создания в регионе условий для взаимовыгодного сотрудничества имеет развитие двусторонних экономических, политических и культурно-гуманитарных отношений с ближайшими территориальными соседями. Казахстан и Россия, в силу наличия многочисленных экономических, политических, этнических, языковых, демографических, конфессиональных, географических причин (наибольшая протяженность непрерывной сухопутной границы в мире, значительное число русскоязычного населения в РК и этнических казахов в РФ, заинтересованность в политическом и торгово-экономическом сотрудничестве и т. д.), являются чрезвычайно «взаимоувязанными» государствами.
Об этом красноречиво свидетельствуют данные о торгово-экономическом сотрудничестве двух стран. Товарооборот Казахстана с Россией превышает товарооборот со всеми другими государствами Средней Азии. В 2008 г. товарооборот между РК и РФ достиг 20 млрд. долл. США (для сравнения: в 2005 г. товарооборот составлял 9,5 млрд.). Темпы прироста товарооборота составляют 30% в год. В Казахстане действуют более 1600 предприятий с участием российского капитала. Российско-казахстанское сотрудничество развивается как в двустороннем формате, так и на многосторонней основе – в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, Организации «Центрально-азиатское сотрудничество» (ОЦАС). Нельзя не отметить, что отношения между РК и РФ являются основой для создания евразийской финансовой, энергетической, транспортной и таможенной инфраструктур.
О значении, придающемся отношениям с Казахстаном в Кремле, свидетельствует тот факт, что свой первый зарубежный визит в качестве президента Российской Федерации Д. Медведев совершил в Казахстан (в мае 2008 г.). Особое значение, которое придается казахстанско-российским отношениям, подтверждается интенсив-ностью визитов главы России в Казахстан: в 2008 г. Д. Медведев посетил Казахстан еще три раза – в июле, сентябре и декабре. В 2009 г. двусторонние переговоры на высшем уровне состоялись 4 февраля в Москве – в рамках саммитов ОДКБ и ЕврАзЭС.
По мнению Президента РК Н. Назарбаева, казахстанско-российские отношения находятся на высоком уровне доверия и стратегического партнерства. Между нашими странами, как считает Глава Казахстана, не существует политических и экономических проблем, которые невозможно было бы решить « путем конструктивного диалога и учета взаимных интересов». Эту точку зрения разделяет и президент РФ Д. Медведев, подчеркнувший на встрече с Президентом РК Н. Назарбаевым 4 февраля 2009 г. , что между Казахстаном и Россией развивается дружественный, союзнический диалог. Приоритетным направлением казахстанской внешней политики продолжает оставаться сотрудничество с Китайской Народной Республикой (КНР), долгосрочной целью которого является сохранение мирной международной обстановки, необходимой для успешного продвижения внутренней модернизации страны.
Свою политику по отношению к КНР суверенному Казахстану пришлось строить с нуля. Президент Н. Назарбаев, анализируя ситуацию тех лет, вспоминает: «Обе стороны формировали образ врага, а военные доктрины объявляли друг друга наиболее вероятным противником… Общая политика, общая пропаганда нас всех настраивала, что Китай – враг номер один …Казахстан, получив независимость, должен был заново определить свои отношения с Китайской Народной Республикой. Надо было избавиться от наследства, доставшегося нам от партийных идеологов». Со стороны китайского руководства также была проявлена готовность к началу полномасштабного диалога с Казахстаном по всем аспектам взаимоотношений между двумя странами. Как отметил бывший председатель КНР Цзянь Цзэминь, «…Китай всегда будет верным другом, добрым соседом, несмотря ни на какие изменения, происходящие в мире». В настоящее время казахстанско-китайское экономическое сотрудничество активно развивается. Во внешней торговле Китая Казахстан занимает второе место среди стран СНГ, уступая лишь России. В 2007 г. товарооборот между двумя странами составил 9,1 млрд. долл. США (для сравнения: в 2005 г. товарооборот составлял 3,7 млрд. долл.). Интерес Китай проявляет прежде всего к энергетической сфере. К 2011 г. предполагается завершить строительство нефте провода Западного Казахстана – Запад Китая проектной мощно стью в 20 млн. т не фти в год. В настоящее время через Казахстан в Китай ведется строительство двух газопроводов – из Узбекистана и Туркменистана.
Развитие и углубление отношений (в двустороннем и многостороннем формате) с государствами Центральной Азии – Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном – является стратегическим внешнеполитическим приоритетом Казахстана. Казахстан исходит из того, что страны региона сближают не только экономические интересы, но и общие судьбы народов, которые, в хорошем смысле слова, «обречены жить» в состоянии самой близкой дружбы.
На встрече лидеров стран ОЦАС, состоявшейся в Бишкеке 9–10 января 1997 г., был подписан первый в истории международных отношений центральноазиатских стран трехсторонний Договор о вечной дружбе между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан. В статье 3 этого договора закреплено положение о том, что «стороны будут оказывать друг другу разностороннюю поддержку, в первую очередь, в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности». Соседним государствам Казахстан оказывает значительную экономическую и гуманитарную помощь, поскольку это способствует их стабильности, а значит и безопасности региона в целом. Так, в 2008 г. казахстанские инвестиции в четыре страны Центральной Азии превысили 1 млрд. долл. США, в том числе в кыргызскую экономику – 628,2 млн. долл. США, в узбекскую – 200,8 млн.
Существенным средством нейтрализации традиционных и нетрадиционных угроз для стран Центральной Азии является региональная интеграция. В настоящее время по-прежнему сохраняет свою актуальность инициатива Главы Казахстана о создании Союза центральноазиатских государств. На начальном этапе реализации этого проекта предполагается создание на всей территории региона благоприятного делового климата.
Это может быть достигнуто путем заключения межправительственных соглашений, с одной стороны, устраняющих протекционистские барьеры на пути импорта, экспорта, инвестиций, рабочей силы, а с другой – обеспечивающих совместную реализацию проектов, имеющих значение для всего региона. Следующим этапом может стать создание региональных консорциумов – продовольственного, водно-энергетического, транспортно-коммуникационного. Казахстан выступает за углубление «конструктивного взаимодействия» с Соединенными Штатами Америки (США), учитывая лидирующую роль этого государства в современном мире. Особую роль в налаживании конструктивных отношений с США сыграло принципиальное решение руководства Казахстана отказаться от статуса ядерной державы.
Во многом именно этот факт предопределил будущий характер двусторонних отношений. Как заявил экс-президент США Б. Клинтон, «…Мир избавлен от еще одной угрозы ядерного терроризма и распространения ядерного оружия. Я ценю лидерство в этом Президента Н. Назарбаева» [6, c. 13]. Следствием такой политики стал подписанный 5 декабря 1994 г. в Будапеште Меморандум о предоставлении Республике Казахстан гарантий безопасности со стороны Великобритании, России и США, гарантирующий стратегическую задачу обеспечения безопасности страны. Особую роль в развитии экономического сотрудничества занимает энергетический сектор. Одной из первых иностранных компаний, начавших бизнес в Казахстане, был «Шеврон», приступивший в 1993 г. к освоению Тенгизского нефтяного месторождения. При участии компаний «Шеврон» и «Мобил» был построен и в 2001 г. введен в эксплуатацию нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В июне 2006 г. Казахстан присоединился к транскавказскому нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).
В настоящее время США являются одним из крупнейших инвесторов казахстанской экономики. Общий объем прямых американских инвестиций в экономику Казахстана составляет около 15 млрд. долл. В 2007 г. доля США в общем объеме внешнеторгового оборота Казахстана составила 2,046 млрд. долл. (2,5%). В Казахстане зарегистрированы 374 совместных предприятия и представительства 91 американской компании. Большие надежды возлагаются на казахстанско-американскую инициативу государственно-частного партнерства, принятую в феврале 2008 г. и призванную не только поддержать развитие энергетических проектов США в РК, но и привлечь американские инвестиции и инновации в несырьевой сектор казахстанской экономики.
Выстраивание отношений со странами Европейского Союза (ЕС), поддержание и дальнейшее углубление взаимовыгодных политических и экономических контактов с ними остаются в числе основных внешнеполитических приоритетов нашей страны. Казахстан, а также Туркменистан и Узбекистан приобретают для ЕС все большее значение (в сфере энергетической безопасности). В связи с этим в стратегии «Европейский Союз и Центральная Азия», принятой в 2007 г., подчеркивается, что между ЕС и Центральной Азией открываются новые перспективы сотрудничества.
ЕС интересуют и другие проблемы: вопросы безопасности (управление границами, миграция, борьба с организованной преступностью и международным терроризмом, торговля людьми, наркотиками и оружием); региональное сотрудничество; права человека; окружающая среда; транспортная инфраструктура; образование и культура. Для Казахстана развитие сотрудничества со странами ЕС является весьма актуальным. Основной сферой сотрудничества по-прежнему является энергообеспечение. Для ЕС наша республика является основным региональным углеводородным экспортером. Ежегодно Казахстан обеспечивает до 20% всего импорта газа и нефти, поставляемого в страны ЕС.
В 2008 г. товарооборот Казахстана с ЕС достиг 36,4 млрд. долл. США. Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота РК со странами ЕС в 2008 г. принадлежит Италии (12,6%), Франции (5,8%), Нидерландам (4,5%), Германии (2,9%), Великобритании (2,1%), Испании (1,0%). Для Казахстана большой интерес представляют инвестиционные возможности стран – членов ЕС. С момента обретения нашей страной независимости страны ЕС инвестировали в экономику республики значительные средства – около 40 млрд. долл. США прямых инвестиций, что составляет примерно половину от общего объема прямых иностранных инвестиций в Казахстан за этот период. Основными инвесторами являются Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия и Италия. Однако большая часть этих инвестиций была направлена в топливно-энергетический комплекс. Сегодня для нас важна концентрация европейских инвестиций в наукоемких и инновационных отраслях промышленности. Столь же важным является создание достаточно либеральных условий для вложения казахстанских инвестиций в экономику Евросоюза.
Казахстан сотрудничает с ЕС в таких проектах, как создание интегрированной системы коммуникаций по перекачке нефти и газа в Европу (ИНОГЕЙТ) и Транспортный коридор «Европа – Кавказ – Центральная Азия» (ТРАСЕКА), строительство автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай» протяженностью 8445 км. Казахстанскую часть автокоридора планируется создать уже к концу 2013 г.
Особым направлением внешнеполитической деятельности Казахстана является подготовка к председательствованию в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 г. Председательство в этой крупнейшей организации Астана связывает не только с осуществлением дипломатических функций, но и с реализацией серьезных экономических и политических реформ внутри страны.
В этих целях 29 августа 2008 г. Президент РК Н. Назарбаев утвердил государственную программу «Путь в Европу», рассчитанную на 2009–2011 гг. Целью этой программы является выход РК на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими государствами. При этом предусматриваются развитие и углубление сотрудничества РК и европейских государств, особенно в технологической, энергетической, транспортной, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Казахстан в рамках своего председательства планирует расширить сотрудничество ОБСЕ с исламским миром. Так, на 11 саммите Организации Исламская конференция ( ОИК) (Дакар, 13–14 марта 2008 г.) министр иностранных дел РК М. Тажин предложил исламским странам подключиться к формированию Повестки дня деятельности ОБСЕ в 2010 г.
В частности, предложено рассмотреть возможность сотрудничества между ОБСЕ и ОИК по вопросам миграции и интеграции мусульманских общин в европейских странах, прав мусульманских женщин и молодежи в западном обществе, современного понимания международного права, проблемы экологии. Не менее важным направлением внешнеполитической деятельности Казахстана является политика, направленная на развитие и углубление диалога цивилизаций и религий, осуществляемая казахстанским руководством на протяжении ряда лет. В 2003 и 2006 гг. в Астане были проведены два съезда мировых и традиционных лидеров, собравших духовных представителей о сновных конфессий мира. В июле 2009 г. в Астане состоится третий съезд религиозных лидеров.
По инициативе казахстанской стороны в октябре 2008 г. в Астане состоялся форум министров иностранных дел мусульманских и западных стран «Общий мир: прогресс через разнообразие». Большое значение Казахстан придает развитию сотрудничества с такой влиятельной военно-политической организацией, как НАТО, последовательно выступая за реализацию имеющегося потенциала по таким направлениям, как оборонная политика и стратегия, планирование и организация научных исследований, разработка технологий оборонной сферы, политические и оборонные мероприятия, направленные на недопущение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ).
В настоящее время отношения между Казахстаном и НАТО характеризуются позитивным поступательным развитием и носят конструктивный и взаимовыгодный характер, в том числе в рамках программы «Партнерство во имя мира», созданной для формирования новых отношений в области безопасности между НАТО и его партнерами. Также особое внимание уделяется в Казахстане развитию отношений с государствами исламского мира. Причем наша страна строит свои отношения с мусульманскими странами не на идеологической или религиозной основе, а исходя из своих государственных интересов и основываясь на общепризнанных нормах международного права.
Сегодня Казахстан наладил экономическое и культурное сотрудничество со всеми ведущими исламскими государствами. Казахстан является членом ОИК (с 1995 г.). Наша страна сотрудничает с Исламским банком развития, Исламской организацией по образованию, науке и культуре.
В инвестировании казахстанской экономики исламские страны, в частности арабские, принимают активное участие. Однако Казахстан является не только получателем арабских инвестиций; при финансовой поддержке нашей страны в Каире идут реставрационные работы мечети Султана Бейбарса — выдающегося правителя Египта, жившего в XIII в.; в Дамаске осуществляется сооружение историко-культурного комплекса Абу Насра аль-Фараби (на месте захоронения последнего).
В рамках сотрудничества с исламскими странами важной задачей для Казахстана является позиционирование страны как светского государства, в котором религия отделена от политики, и любые попытки манипулирования вопросами религии для достижения политических целей будут решительно пресекаться. Что же касается возрождения ислама, то оно будет осуществляться в рамках общего развития культуры и духовности Казахстана. Учитывая возрастающее экономическое значение стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), большой интерес для Казахстана представляет углубление сотрудничества с Японией, Индией, Республикой Корея, Пакистаном, а также Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Индонезией. Таким образом, Республика Казахстан, успешно осуществляющая многовекторную внешнюю политику, сумела занять в системе международных отношений достойное место, завоевать авторитет как надежный, принципиальный и предсказуемый партнер.