Структура психики. При построении модели психики развитие рассматривается как процесс самообучения мозга. Целостная структура психики, как саморегулирующейся деятельности мозга, может быть представлена в виде пяти системных уровней самоорганизации (генетический, ситуационный, личностный, сознательный и сверхсознательный СУС), каждый из которых реализуется тремя относительно автономными функциональными блоками: — субъективная модель мира (далее — внутренняя карта мира) -целостная фиксированная совокупность частных функциональных моделей, системно отражающая объекты, процессы и свойства внешней и внутренней среды;
— набор шаблонов поведения, — опыт взаимодействия индивида со средой,
фиксированный в автоматизированных программах поведения (освоенные виды сложной деятельности и обобщенные программы ситуативного поведения);
— механизмы саморегуляции, подразделяющиеся на два вида -познавательные (способности) и регулирующие (алгоритмы поведения).
При этом каждый последующий системный уровень интегрирует в себе предыдущий, приобретая качественно новые свойства и возможности.
Линия развитие психики — это последовательный рост системности и активности ее внутреннего регулирования и взаимодействия со средой от пассивного приспособления к стабильным условиям до активного контроля изменений во все более широкой и динамичной среде обитания. И всегда оно идет как двойной процесс; наращивание возможностей за счет специализации, автономности и опосредован ности, и преодоление последних как объединение, слияние в единое целое, непосредственно взаимодействующее со средой.
Эволюция живого нашла решение этого противоречия в переходе от генетического к прижизненному формированию программ поведения в форме сочетания автоматизированных механизмов ситуационного моделирования и регулирования с системным моделированием и произвольным формированием и изменением программ поведения. На каждом системном уровне саморегуляции (СУС) формировался свой специфический тип образа, как механизма психической саморегуляции, целостно взаимодействующий с появившимся ранее: система сенсорных образов (моделирования действительности и запуска программ поведения); эмоции — система эмоционально окрашенных сенсорных образов (регулятор активности), и сознание — система абстрактных образов (регулятор произвольного изменения и формирования программ поведения).
На уровне нижнего мозга (мозг пресмыкающихся) сенсорный образ — главный и единственный регулятор поведения, реализующий функцию сигнала, запускающего автоматическую реакцию инстинктивного поведения. На уровне среднего мозга (мозг млекопитающих) преобладающую роль играет ситуативное управление поведением. Появляется абсолютная топографическая память, непрерывно запечатлевающая всю поступающую в форме сенсорных образов информацию. Сенсорные образы, оставаясь целостными, становятся более сложными, разнообразными и конкретными. Формируется механизм непрерывного моделирования текущей ситуации. Сенсорный образ достигает пика своего развития, приобретая (помимо функции сигнала) функцию модели, содержащей свойства среды и опыт поведения, позволяя накапливать их впрок.
Так на втором (животном) СУС под контроль психики индивида взято ситуативное многообразие изменений среды, непосредственно окружающей его. Общий характер регуляции взаимодействия с ней остается системно пассивным, то есть регуляция поведения выполняет защитную функцию как реакция на реальные изменения среды, а активность индивида не претендует на контроль и преобразование ее самой.
На личностном (СУС) характерными особенностями обыденного сознания как регулятора являются: произвольное формирование объяснительных моделей действительности на основе абстрактных образов и развитого понятийного мышления; относительно целостная карта мира; практически полное сохранение и преобладание внешнего регулирования и автоматического поведения, характерного для животных. Оно расширило возможности моделирования, но практически не поднялось до произвольного регулирования поведения, поскольку еще слито с процессами мышления и реализует функции понимания и объяснения, — вместо управления им.
На сознательном СУС, механизмами чистого и расширенного сознания, полностью реализуется произвольное, системно-активное регулирование. Сознательно формируются, изменяются и регулируются все программы и механизмы внешнего и внутреннего поведения (в том числе способности, эмоции, личностные фильтры, управление системами организма и генетическими программами).
На сверхсознательном СУС, формированием экстрасенсорной перцепции, завершается преодоление специализации и автономности сенсорных систем. Расширение сферы сознания на все ранее неосознаваемые процессы, органическое слияние сознания с экстрасенсорной перцепцией интегрируют системы внутренней регуляции и моделирования в непосредственно функционирующее целое. Энергоинформационное единство психики и природы реализуется в системно активной и непосредственной регуляция их взаимодействия. Психика индивида непосредственно воздействует (без посредничества техники, приборов, инструментов) уже не только на свой организм и поведение, но также и на системные свойства физического мира.
Модели мира в структуре психики. Сенсорные системы в процессе формирования и функционирования выявляют свойства среды, создают и постоянно корректируют ее эталонную модель — внутреннюю карту мира (фрагментарную, состоящую из набора мало связанных образов — у животных; и целостную, функциональную и непротиворечивую, — у человека). В первую очередь, механизмом направленных ассоциаций, выделяется функциональность свойств и объектов как их значимость. По признаку интенсивности этой значимости выделяется главная функция. На уровне личности это ведет к системному представлению общей карты мира и любых моделей как ее составных частей. Карта мира у человека представлена в сенсорных образах и в образах понятий — системой знаний (абстрактных образов), убеждений (часть знаний, истинность которых пережита и принята в личном опыте и окрашена чувством реальности), ценностей (пирамида предпочтений, то есть упорядочение поставленных в соответствие сенсорных и абстрактных образов по убыванию интенсивности субъективной значимости — эмоциональной окрашенности), и эталонов нормативного поведения в социуме.
К шаблонам поведения (автоматизированным программам) отнесены все общие и частные виды деятельности, освоенные до автоматизма (игровой, учебной, профессиональной и т.д.). Элементарная структура такого поведения повторяет структуру ситуативного поведения животных (оценочный образ одной конкретной ситуации в форме желаемого результата, и механизм запуска стереотипа действий), но включенного в рамки контекста, обобщенного для любых возможных ситуаций взаимодействия. Этот личностный механизм регулирования ситуативного (животного) поведения у человека формируется на основе зачатков сознания и способности к обобщению, как моделирование ситуации и способа действий в абстрактных образах понятий, посредством упорядочения и фиксирования индивидуально значимых энергоинформационных контекстов. Набор таких моделей определяет индивидуальный характер активности и составляет «личность».
Заключение. На основе рабочей модели психики человека структура любой учебной деятельности реализуется тремя системными модулями (блоками); освоения новой деятельности; готовности индивида к саморазвитию; управления самообучением. В свою очередь, системные модули формируются из специализированных функциональных модулей: специальных способностей; способов самообучения мозга; чистого и расширенного сознания; творческой активности; сформированности сенсорных систем; личностных фильтров; оптимального состояния; предварительной подготовки; внешней организации; самоуправления. Любая частная методика строится под конкретную задачу развития как конкретизация и комбинирование указанных типов модулей. Мы полагаем, что использование данного метода позволит примерно на порядок повысить эффективность традиционных методик обучения и развития.