Модель социальной политики, как и всякая модель, представляет собой интеллектуальную абстракцию, но достаточно точно передающую символами основные свойства объекта, его структуру, характер взаимосвязей между элементами, и что важно, принципы функционирования целого. Придерживаясь изложенных признаков модели, дадим предварительное и поэтому весьма схематичное определение модели социальной политики. Итак, модель социальной политики — это мысленная конструкция из институтов, функционально предназначенных для решения задач социального характера, спонтанно или закономерно возникающих в обществе, которые соединяет в систему определенная мировоззренческая идея, от которой берут свое начало принципы взаимодействия индивида, государства и общества. Данное определение не претендует на полноту охвата всех конструкционных особенностей модели социальной политики, поэтому оставляем за собой право в последующем оттачивать некоторые шероховатости предварительных формулировок.
В современных европейских типах моделей социальных политик (социал-демократическая, англосаксонская, корпоративистская и средиземноморская) основными действующими субъектами выступают социальные партнеры (бизнес, представители трудящихся), а базовым институтом является гражданское общество.8 Государство согласовывает с ними свою социальную политику, что обеспечивает консенсус в этическом аспекте, в частности справедливость. В целом совершенствование модели государства всеобщего благосостояния идет в направлении снижения нагрузки на государственный бюджет и поиска новых форм вовлечения социальных институтов (семьи, сообщества) на решение социальных задач.
Современные проблемы становятся глобальными: сокращение рабочих мест, сетевизация структуры экономики, разрыв в благосостояниях между социальными стратами, массовая бедность, межрегиональная трудовая миграция и др. Каждое общество находит свой способ преодоления проблем, модернизируя существующую модель социальной политики. В странах Северной Европы универсализм гарантирует каждому индивиду доступность основных человеческих потребностей или социального минимума. В Великобритании, напротив, социальная система лишь дополняет рыночные механизмы в обеспечении социальных нужд.9 В Германии модель социальной политики уже вышла далеко за пределы, очерченные первыми законами Бисмарка о защите трудящихся, продиктованными индустриализацией и возникновением рабочего движения. В модели социальной политики особая роль отводится индивиду, ответственному за собственное благосостояние, что во многом определяется возможностями реализовать свой потенциал. Такой роли индивида соответствует концепция развития, известная как продуктивизм, которая получила распространение в скандинавских странах, а также в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии. Продуктивистская социальная политика Японии и новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии отличалась от универсалистской шведской модели, которая также имеет про-дуктивистские корни, и эти различия имеют культурные основы. Продуктивизм отвергает идею использования социальных прав для освобождения людей от обязанности работать [Van Der Veen R., Groot L.), но приветствует инвестиции в социальный капитал и инфраструктуру.
Модель социальной политики, опирающаяся на концепцию продуктивизма, в качестве основного фактора развития выдвигает способность рынка по обеспечению высокого уровня жизни населения при условии высокой производительности экономической деятельности человека. Создавая положительное отношение к экономике, продуктивистская социальная политика гарантирует и поддерживает цели и приоритеты экономического развития [Fitzpatrick Т.). Согласно продуктивистскои концепции социальная политика является продолжением экономической политики, подчиняется и определяется экономическими целями, иными словами «… экономические задачи являются первостепенными и задают тон для всего общества» (Holliday L, 2005, р.147). Считается, что бюджетные расходы на социальное развитие это не утечка ресурсов, необходимых для экономики. Напротив, продуктивистская социальная политика развития продвигает социальные инвестиции в человека, ускоряет формирование социального капитала, что в конечном итоге обусловливает рост предпринимательской деятельности и занятости.
Необходимо отметить существование еще одной распространенной модели социальной политики — девелопмен-тализм. Современная модель социальной политики проникает в область общественных отношений, в частности, затрагивает такие его аспекты и институты, как гражданское общество и социальное партнерство, равенство шансов и конкуренция, государственный патернализм и социальная солидарность. Особую роль в современных моделях социальной политики играют корпоративные структуры, берущие на себя социальную ответственность. На самом деле, вряд ли можно, рассматривая модель социальной политики обойти вниманием характер социального партнерства, особенности взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса, уровень развития демократии, систему ценностей, которыми руководствуются участники социального взаимодействия.
Институциональная структура модели социальной политики имеет три самостоятельных компонента. У каждого из них свои принципы формирования и реагирования, источники ресурсов, фонды накопления и социальные случаи. Различают: систему социальных гарантий (предоставление социальных благ на условиях их доступности и бесплатности); систему социальной помощи и систему социального страхования. Согласно подходу МОТ социальная помощь и социальное страхование рассматриваются совместно и составляют систему социальной защиты. Традиционно социальной политике отводится роль инструмента, обеспечивающего социальную защиту посредством перераспределение доходов и благ через специальные программы. Главным актором выступает государство, в той или иной степени легитимно и объективно выражающее устремления общества, централизованно осуществляющее «коллективное» вмешательство в социальную сферу. Социальная политика через систему социальных институтов способна «обнять» каждого, кто нуждается или просто заинтересован в ней, в его трансфертах. В круг субъектов социальной политики входят: человек, семья, сообщество, социальные страты. Однако это весьма узкое понимание роли социальной политики, и не вполне отвечающее современным требованиям. Понятие «социальная политика» динамично эволюционирует. Оно изменяется вместе с социальными условиями и приоритетами. Со времен индустриализации 1970-1980-х годов произошло одно значительное изменение в подходе к социальной политике в результате либерализации экономики и снижения государственного вмешательства. Новый подход был основан на продвижении занятости, что изменило фокус социальной политики с поддержания располагаемых доходов индивида на определенном уровне к мерам по созданию условий и возможностей для активной деятельности, прежде всего в сфере предпринимательства. Социальная политика постепенно превратилась в ответный механизм борьбы с социальными рисками, которые становятся разнообразными. Учитывается, что социальные риски могут быть производными от рисков не социального характера (экономический кризис, засуха, военный конфликт, эпидемии) и индивидуальных рисков (инвалидность, болезнь, потеря кормильца) (BaldockJ.).
В ответ на потребности развития человека появился новый подход моделирования социальной политики, основанный на концепции «способностей человека». Амартия Сен один из его наиболее известных авторов (Сен А., 2004). Основная идея заключается в фокусировании социальной политики на индивиде, нежели на внешних потрясениях (социальных рисках), влияющих на индивида. Предполагается, что люди оснащены определенным набором ресурсов, которые позволяют им бороться с рисками. Поэтому новая роль социальной политики заключается в повышении человеческого потенциала самостоятельно разрешать ситуации, связанные с возникновением риска, нежели страховании человека от возможности риска (Esping-Andersen G., 2000). Современная социальная система из пассивного института для перераспределения части доходов общества уже само способно воздействовать на формирование национального дохода. Мы наблюдаем факторы, влияющие на экономику в функциях системы образования, где формируется человеческий потенциал, в функциях институтов поддержки трудовой миграции и других институтов, способствующих развитию и самореализации человека.
Тандики Мкандавайра считает, что «Социальная политика должна быть переосмыслена как вовлечение полных и предшествующих проблем с социальным развитием, и как ключевой инструмент, который работает в тандеме с экономической политикой, чтобы гарантировать равноправное и социально устойчивое развитие» (Mkandawire Т.). Ряд ученых утверждают, что это потребует переосмысления социальной политики дальше от ее концепции, как остаточной категории «системы поддержки», как просто противодействия ошибкам рынка или стихийным бедствиям. Иными словами, социальная политика должна быть разработана не как остаточная, чтобы помочь социальным жертвам, но, также как центральный компонент государственной политики, обеспечивающий устойчивое развитие общества.
Такой подход придает большое значение инвестициям в развитие человека. Вместе с тем для обеспечения эффективности инвестиций чрезвычайно важно создание условий для свободного выбора индивидом способов развития своих способностей и предоставление ему равного со всеми доступа к возможностям для реализации индивидуального потенциала практической деятельности. Тем самым, смещается центр тяжести социальной политики — от социальной помощи человеку к созданию условий для его развития, обеспечению доступа к возможностям, независимо от социального статуса и географии проживания. Содержание социальной политики охватывает как пассивную защиту, так и, особенно, обеспечение благосостояния через развитие способностей человека и реализацию его потенциала практической деятельности.