Мухтар Омарханович Ауэзов родился в великую историческую эпоху — эпоху бурь, социальных потрясений, которая нуждалась в титанах и порождала титанов мысли, характера и действий. Мухтар Омарханович Ауэзов — явление планетарное, по силе своего таланта и учености он относился к ренессанскому типу. Он был не только великим художником, но и ученым-филологом, фольклористом, философом, мыслителем, педагогом, общественным и государственным деятелем. Действительно, Мухтар Омарханович Ауэзов прежде всего был великим художником, его творчество справедливо считается вершиной художественной культуры казахского народа. Личность каждого великого представителя культуры, как известно, является по — своему необъятной, не знающей пространственно — временных координат, ибо каждое новое поколение пытается по — своему, по — новому осмыслить и раскрыть смысл его творчества, исходя из своего исторического опыта. В этой связи, естественно, возникает вопрос: в чем состоит величие и бессмертие, непреходящая ценность и современность художественного творчества Мухтар Омарханович Ауэзов а? Как всякий истинный талант, он ярко проявил себя уже на начальном пути своего творчества. Еще молодым человеком, в начале 20-х годов нашего столетия он создает такие шедевры художественного слова, как «Красавица в трауре», «Серый лютый», «Лихая година», «Выстрел на перевале» и «др., которые по силе художественного изображения, по тонкости психологического проникновения в тайны человеческой души и характера стояли на уровне первостепенных произведений времени. Казахское общество, его современники сразу же узнали о рождении крупного таланта в художественной культуре казахского народа. Создав всемирно известную эпопею «Путь Абая» Мухтар Омарханович Ауэзов совершил подвиг, стал классиком казахской литературы, внес крупный вклад в мировую художественную культуру, поднял силу художественного слова на небывалую высоту и занял достойное место в строю великих сынов человечества. Будучи по рождению своему казахом, Мухтар Омарханович Ауэзов одновременно принадлежит всему человечеству. В эпопее «Путь Абая» жизнь казахского народа изображается во всей ее живой полноте и сложности, в противоречиях, коллизиях, в борьбе добра со злом, нового со старым. При этом поражает нас глубина художественного проникновения выдающегося художника, ему удается не упускать ничего значительного из жизни казахского народа того времени — богатство и бедность, любовь и ненависть дружба и предательство, рождение и смерть, праздник и поминки, уничтожение человеческого достоинства, взаимоотношение поколений, дружба народов, развращенность царской и местной администрации, взяточничество, коррупция и т.п. Огромной заслугой великого художника является и то, что он не только описал эмпирическую историю, жизнь казахского народа, а показал и изобразил историю активно творчески, т.е. в соответствии с требованием художественной правды. Писатель проникал в сокровенную тайну казахского общества. Он глубоко понял, что это общество пронизано отчуждением, есть отчужденное общество. Здесь все перевернуто, извращено и поставлено на голову. Истинно человеческое, вечное не ценится, а преходящее, временное прославляется. Люди хвалятся не трудом, а бездельем. Счастье видят не в развитии духовности, а в умножении скота. Это заметил еще Абай, когда критиковал такие поговорки, как «Алты ай атаң болғанша бір — екі бура бол», «Мал — адамның бауыр еті» и т. п. Мухтар Омарханович глубоко понимал отчужденность, неистинность казахского общества XIX века, потому что он лично чувствовал отчужденность тоталитарной системы, где слова расходились с делом. Провозглашались прекрасные принципы, принималась замечательная конституция, провозглашалось, что человек — цель этого общества, а на деле жестоко подавлялись малейшие проявления человечности, свободы. В критике существующего общества он продолжал традиции Абая, мировой и русской литературы по части критики отчужденного общества. Однако новизна в методе Ауэзова состоит в том, что он не просто освоил методы критического реализма, а развил его, модернизировал, разработал метод творческо-критического реализма. В романе писатель мастерски показал не только консервативность казахского общества, самоуправство, жестокость некоторых представителей правящих кругов степи, бесправие и тяжелое положение нуждающихся, но также заметил и открыл рождение тех новых сил, которым принадлежит реальное будущее» Поэтому творческо-критический реализм Мухтар Омарханович Ауэзов а является более глубоким, последовательным критическим изображением действительности, чем традиционный критический реализм, так как не только подмечает противоречия, антиномии существующей жизни, но и выявляет и раскрывает в жизни те новые позитивные силы, которые способны разрешать эти противоречия. В результате такого диалектического рассмотрения перед нами встает многоплановая жизнь казахского народа, который имеет свою сложную и богатую историю, солидную художественную и духовную традицию; он не «прозябал», не «вымирал», а жил трудной и сложной жизнью, боролся и страдал, хотя и отставал в своем социально — экономическом развитии по сравнению с более развитыми народами Европы и Азии. Как видим, Мухтар Омарханович Ауэзов не только реалистически, тонко изобразил казахскую действительность, но также совершенствовал, развил метод художественного постижения действительности. Он мастерски и тонко владел методом критического реализма. Однако Мухтар Омарханович Ауэзов на этом не останавливается. Он применяет в ходе создания великой эпопеи творческо-критический метод освоения действительности, истинной «душой» которого является диалектика. В процессе художественного познания и изображения действительности писатель не только последовательно и принципиально раскрывает противоречия, антиномии, пороки, коллизии существующей действительности, но также видит те силы, которые, рождаясь в сфере порочной, отчужденной, противоречивой системы жизни, способны творить новые отношения, новые идеалы, ведущие к историческому прогрессу. При рассмотрении действительности во всей художественной целостности писатель не только подвергает уничтожающей, жестокой критике казахское общество, обнажая все его пороки, но в то же время открывает новые, здоровые силы, которым принадлежит будущее. Эпопея «Путь Абая», которая вобрала в свою художественную ткань традиции казахской, восточной и западной культур, является одним из лучших произведений XX века. В ней не только художественно воссоздана широкая панорама жизни казахского народа и развит художественный метод познания действительности, но и глубоко разработаны фундаментальные философско — этические понятия. Прежде всего, Мухтар Омарханович Ауэзов всесторонне разработал проблемы человека. В его понимании человек — это не просто природное существо, но сложное, комплексное, развивающееся понятие. Поэтому художник призывает рассмотреть проблему человека не абстрактно, а конкретно, т.е. в контексте истории, в системе духовной, общественной атмосфер, в системе общественных отношений, в процессе реального общения конкретных индивидов. Мухтар Омарханович Ауэзов исследовал данное сложное, комплексное понятие в процессе всего своего творчества. Его взгляды на эту сложную проблему претерпели определенную эволюцию. В глубоком постижении тайны человеческого бытия ясно проявилась творческая мощь его мышления. Первоначально проблему человека он исследовал в контексте таких философских проблем, как «природное и нравственное», «социальное и природное», «природный инстинкт и долг» и др. В свое время в философии эти сложные проблемы ставились и обсуждались французскими философами Дидро, Гольбахом, Гельвецием и немецким философом Кантом. Если первые рассматривали человека как часть природы, хотя признавали роль среды, обстоятельства и т.п., то Кант трактовал человека как единство природы и свободы, подчеркивал роль нравственного закона, категории долга в формировании нравственной личности. Мухтар Омарханович Ауэзов с самого начала пытался рассматривать природную и духовную сторону человека в единстве и нераздельной целостности. Уже в ранних произведениях писатель принципиально проводит линию, согласно которой отрывать духовную, нравственную сторону от природы недопустимо. Недостаточное внимание к природе, природной потребности может обернуться трагедией, привести к печальным последствиям. Проблема человека глубоко и всесторонне рассматривается в эпопее «Путь Абая», в которой писатель прежде всего исследует проблему формирования, становления великой исторической личности. Эта проблема всегда была весьма важной для философии, педагогики, психологии, художественного творчества, она интересна и важна и сегодня, когда мы активно строим свое независимое государство. Нормальное, благополучное, цивилизованное общество главное внимание обращает не только на производство вещей, но и на человека, на формирование личностей, на процесс становления живых индивидуальностей. В этом смысле, опыт изучения таких личностей, каким был Абай, имеет для нас особое значение, поскольку в образе великого поэта-просветителя, мыслителя сконцентрированы не только лучшие черты нашего народа, но и те черты, которые общи для великих представителей всех народов. Но в том-то и состоит своеобразие личности: не простой арифметический набор черт и качеств характера определяют ее, а именно их неповторимое сочетание, их проявление в реальной жизни, которые в каждом человеке всегда индивидуальны и проявляют себя в конкретных исторических обстоятельствах. Мухтар Омарханович Ауэзов прослеживая формирование неповторимой личности Абая, его живой индивидуальности, ни в коей мере не отрицает некоторые его природные задатки. Однако, главное свое внимание писатель концентрирует на тысяче нитей неповторимых форм общения, которые в своем своеобразном сочетании формировали личность Абая. Фундамент его уникальной личности начинается с семейного общения, с реальной атмосферы в семье. Хотя отец Кунанбай был властным, жестоким человеком, Абай вырос в атмосфере любви — материнской любви Улжан, в обстановке добра и мудрости бабушки Зере, которая любознательному от природы ребенку открывала мир сказок, легенд и преданий казахского народа. В этой непосредственной и доброй обстановке семейного общения будущему поэту открылись первые элементы красоты и нравственности в человеческих отношениях, произошло, как говорится, чудо, его душа раскрылась перед миром гармонии, миром чувств, в ней -зародилась живая и вечная потребность познания и общения с миром истины, добра и красоты. По мере взросления поэта писатель вводит его в новую сферу общения. Так, в ауле Зере продолжительное время гостят выдающиеся представители казахской культуры, поэзии и песенного искусства — акын Барлас и известный композитор Биржан, которые также оказали колоссальное воздействие на душу, чувство, сердце Абая. Они перевернули его душу, оставили в его сознании неизгладимое впечатление. Благодаря Барласу, Биржану он реально приобщился и постиг тайну мира высокой красоты, В эпопее рассмотрены годы учебы Абая. Он не только изучает религию, но также приобщается к великим образцам восточной культуры, восточной поэзии. В дальнейшем Абай М. Ауэзова активно действует в реальной сфере общественной жизни. Он постигает сложные взаимоотношения в казахском обществе, познает противоречия, коллизии реальной жизни, видит столкновения добра и зла, богатства и бедности. Познает любовь, предательство и ненависть. На короткое время он даже становится волостным управителем. Отказавшись от этого мира повседневности и отчуждения он выбирает для себя мир поэзии и знания. В этом направлении новым этапом в жизни Абая, новым уровнем его общения является знакомство с русскими людьми, знакомство и приобщение к русской, западной культуре, литературе и поэзии. Перед взором поэта открывается принципиально новый мир, новая культура, новое миросозерцание, новые представления о красоте, нравственности, долге, счастье и любви. И это не все. Писатель исследует Абая во всех сферах сложной и противоречивой жизни и общения. В эпопее также показана деятельность Абая в многообразных сферах жизни: на природе, на охоте, на поминках, в борьбе с многочисленными врагами и жестокими родственниками. Мухтар Омарханович Ауэзов прекрасно описал первую любовь поэта, его верность дружбе, доброе отношение к беднякам и русским переселенцам, трогательное и мудрое отношение к своим ученикам. Только в результате такой сложной и титанической работы писатель дает ответ на важный вопрос о формировании гениальной личности. Писатель убежден, что великие личности рождаются и развиваются в контексте реальной жизни, реального общения. Лишь активно освоив духовную культуру, нравственность и красоту, они получают возможность влиять на развитие своего народа. В эпопее «Путь Абая» глубоко разработана проблема взаимоотношения гения и общества. В свое время эту проблему проанализировали ряд выдающихся художников, в том числе немецкий писатель Т. Манн. По его мнению, жизнь гения трагична, ибо он стремится и одержим амбициозной целью продвинуть и поднять человечество на новую ступень. Однако, человечество — огромная масса. Чтобы как-то поднять эту инертную массу, махину, нужны невероятные усилия, которые не под силу одному человеку, даже гению. Поэтому, полагал Т. Манн, такая задача очень часто кончается трагедией, гибелью гения.
В романе Мухтар Омарханович Ауэзов а эта сложная проблема ставится и решается несколько по другому. Если Т. Манн рассматривает лишь одно отношение — гений и общество, где гений — творческое (активное) одаренное существо, а общество — инертная, сопротивляющаяся масса, то Мухтар Омарханович Ауэзов рассматривает эту проблему во всей сложности ее многоплановости. В осмыслении феномена Абая, в изображении его личности писатель не ограничивается абстрактным анализом одного среза, а рассматривает вопрос конкретно, содержательно и в контексте всей системы общественных отношений. В результате такой мировоззренческой концепции писатель имеет возможность более глубже решить проблему. Так, гении, которые собираются поднять общество, вовсе не являются абстрактными, одинокими существами, ставящими невыполнимые цели, а есть передовые, конкретные, живые личности, которые опираются на всю существующую культуру, а также на те социальные силы, деятельность которых также направлена на изменение этого общества. Кроме того, Мухтар Омарханович Ауэзов делает упор не столько на личность поэта, сколько на само общество, в котором живет и творит Абай. Такой подход вполне продуктивен, ибо творчество — не только функция гения, а важнейшее (существеннейшее) содержание самого общества. Сколько бы гений не был одарен (активен), ему одному, в одиночку невозможно поднять человечество. Поднимает общество, культуру — не гений, не изолированный индивид, а само развивающее общество, которое есть коллектив, взаимосвязь множества людей. Если в гениях проявляются самые передовые, новые и творческие силы общества, то в консервативной его части, как правило, функционируют носители всего отрицательного, косного, ограниченного. Подобно тому, как каждое общество, исторически определенно, конкретно, так и борьба нового и старого, передового и консервативного также исторически определена и конкретна. Только развитие общества, его переход от одной общественной формы к другой реально разрешает противоречие нового и старого, прогрессивного и консервативного. Общество высоко ценит роль великих личностей, гениев только потому, что они стоят во главе этого процесса, лучше осознают направление и цели движения общества, его историческую перспективу. Мухтар Омарханович Ауэзов также внес существенный вклад в глубокую разработку, художественное освоение такой фундаментальной проблемы, как взаимоотношения отцов и детей, которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Хотя она обсуждалась многократно и в предшествующей художественной литературе, но Мухтар Омарханович Ауэзов у удалось открыть здесь новые аспекты, грани, интересные моменты этой сложной проблемы. Действительно, она раньше обсуждалась главным образом в двух известных направлениях: дети продолжают дела отцов или дети нигилистически относятся к делам отцов, они решительно отвергают их идеи, ценности, привычки, привязанности и т.п. Важное значение эпопеи «Абай» состоит в том, что здесь Мухтар Омарханович Ауэзов поднял эту сложную общечеловеческую проблему на новую ступень анализа, раскрыл ее богатое содержание многопланово, многосторонне, с позиции философской диалектики как метода познания социальных явлений. Проблема отцов и детей прежде всего художественно осмысливается с позиции принципа противоположности. В данном случае речь идет о взаимоотношении основных действующих сил — Абая и Кунанбая. В логике художественного изображения писателя здесь интересы сторон противоположны, они расходятся друг с другом принципиально, мировоззренческий, непримиримо. Если Кунанбай, являясь выразителем патриархальных отношений, выступает как носитель всего консервативного, то Абай представляет все новое, прогрессивное и демократическое в казахском обществе. В романе последовательно проводится та важная идея, что такое отношение не может долго сосуществовать, оно должно закончиться победой нового, прогрессивного. Другое отношение, осмысливаемое в книге -отношение Абая к предшествующей культуре, литературе, музыке, фольклору. Своеобразие данной формы отношения состоит в том, что хотя Абай критически относится к предшествующей музыке, и предшествующей литературе, он не просто отрицает их, а творчески снимает, т.е. воспринимает, умножает все ценное, духовное в этих художественных формах и дальше их развивает в своем творчестве. Здесь писатель удачно и умно показывает значение диалектического отрицания в художественном познании действительности. В книге глубоко показана и третья форма отношения отцов и детей — это отношение Абая — отца к своим детям, вообще к молодому поколению. Это исключительно трогательное отношение, великий поэт видит в своих детях, в окружающей его молодежи, свою надежду, свое будущее, он бесконечно верит, что они понесут в будущее его правое дело, сделают именно то, что не смог сделать Абай. По этой причине в книге высшей степени напряжения и трагизма достигают те места, в которых описывается смерть Абдрахмана и Магауи сыновей великого поэта. Их смерть воспринимается читателем не только как личное горе, личная утрата Абая. В романе данный факт многократно обобщается и достигает кульминационного пункта.