Мухтар Омарханович Ауэзов — выдающийся советский писатель, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик Академии наук Казахской ССР, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Казахской ССР — родился 28 сентября 1897 г. в Чингизской волости Семипалатинского уезда в семье кочевника-середняка. Первым учителем Мухтара Омархановича был его дед Ауэз, познакомивший внука с тонкостями арабской грамоты. В 1906 г. дядя М. О. Ауэзова Касымбек увозит его в г. Семипалатинск, где обучает племянника русской грамоте, и позднее определяет в пятиклассное русское городское училище. По окончании училища М. О. Ауэзов поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию.
В 1917 г. им была написана пьеса «Енлик-Кебек» — так начался творческий путь писателя. Эта пьеса сразу же была поставлена актерами-любителями на родине Абая и тепло принята аульными зрителями. С 1918 г., продолжая учебу в семинарии, М. О. Ауэзов выступает в периодической печати г. Семипалатинска с первыми статьями, в основном на педагогические, просветительские темы. В 1918—1919 гг. М. Ауэзовым были написаны пьесы «Ель-агасы» (Попечитель народа) и «Байбише-токал» (Жены-соперницы), рукописные списки которых сразу получили широкое распространение; они вошли в активный репертуар молодежных драмкружков Казахстана того времени.
С установлением в декабре 1919 г. Советской власти в Западной Сибири М. О. Ауэзов принял активное участие в общественно.: политической жизни города;. он был назначен заведующим инородческим отделом Семипалатинского губисполкома, позже — его председателем. В 1922 г. М. О. Ауэзов поступает в Среднеазиатский; государсжнкый университет (САГУ) в г. Ташкенте, а осенью 1923 г. переводится в Ленинградский государственный университет на историко-филологический факультет. После окончания его в 1928 г. он переезжает в г. Ташкент, где в 1929 г. поступает в аспирантуру восточного факультета САГУ на кафедру тюркологии. В 20-х гг. М. О. Ауэзов публикует свои рассказы и повести. В 1926 г. его пьесой «Енлик—Кебек» был открыт в г. Кзыл-Орде первый казахский профессиональный театр.
Одновременно с учебой и литературно-творческой деятельностью, начиная с 20-х гг., М. О. Ауэзов занимается систематическим изучением истории казахской литературы, фольклора, а также жизни и творчества классика казахской литературы Абая Кунанбаева. С 1932 по 1938 г. М. О. Ауэзов работал заведующим литературной частью Казахского академического театра драмы в г. Алма-Ате. Он был одним из ведущих авторов театра: в 30-х гг. были поставлены его пьесы «Зарницы», «Тае-тулек» («Каменное оперение»), «На границе», музыкальная комедия «Айман—Шолпан» и др. Он обогатил казахское театральное искусство переводами произведений русской, зарубежной и советской классики («Ревизор» Н. Гоголя, «Аристократы» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Отел-ло» В. Шекспира и др.). В 1939 г. М. Ауэзовым совместно с Л. Соболевым была написана трагедия «Абай», сыгравшая важную роль в осмыслении образа великого поэта, личность которого во всей глубине предстала в эпопее «Путь Абая». Этому произведению М. О. Ауэзов посвятил более 14 лет напряженного творческого труда.
Первая книга эпопеи — роман «Абай» в двух томах (1942— 1947 гг.) была отмечена Государственной премией СССР в 1949 г., вторая книга «Путь Абая», также в двух томах, была написана в 1952—1956 гг. Данная эпопея удостоена Ленинской премии в 1959 г. Завершив работу над эпопеей, М. О. Ауэзов приступил к созданию романа на современную тему. «Племя Младое» — первая книга из задуманной им эпопеи (195Б—1961 гг.).
I
Литературную деятельность М. О. Ауэзов творчески сочетал с научно-педагогической. С 1928 по 1930 г. он преподавал казахскую литературу в Казахском институте народного просвещения и Лесном техникуме-в. г. Ташкенте, с 1932 г. — казахский фольклор в Государственном педагогическом институте им. Абая и руководил подготовкой аспирантов. С 1934 г. и до конца своей жизни М. О. Ауэзов работал на кафедре казахской литературы в Казахском государственном университете им. С. М. Кирова, где читал курсы казахского фольклора, истории казахской литературы, истории литератур среднеазиатских республик, вел ряд спецкурсов, в том числе по абаеведению.
М, Ауэзов принимал активное участие в работе над изданием пособий по литературе (программы, литературные хрестоматии) для казахских средних школ и высших учебных заведений. Началась эта работа с создания русского букваря для казахских детей (совместно с Д. Исхаковым), изданного в Кзыл-Орде в 1929 г., 2-х книг «Новый аул» для чтения по русскому языку для казахских детей школ I ступени (Кызыл-Орда, 1929), «Истории казахской литературы» (3927). М. О, Ауэзов проводил большую научно-методическую работу по подготовке специалистов в области, казахского литературоведения, он был научным руководителем аспирантов» оппонентом при защите докторских и кандидатских диссертаций.
Отдавая много сил педагогической работе в высших учебных заведениях, М. О. Ауэзов активно занимался и научной деятельностью: с января 1943 г. он работал старшим научным сотрудником сектора литературы Института языка, литературы и.истории Казахского филиала Академии наук СССР (КазФАНа). В 1946 т. он становится заведующим сектором истории казахской литературы, а с 1957 г. — заведующим отделом устного народного творчества Инсти* тута языка и литературы АН КазССР, В 1946 г. ему была присуждена ученая степень доктора филологических наук и присвоено звание профессора за большие научные заслуги. В 1946 г. М. О. Ауэзов избирается действительным членом и членом Президиума Академии наук Казахской ССР? а в 1953 г. М. О. Ауэзов — профессором филологического факультета Московского государственного университета им, М. В. Ломоносова (кафедра литератур народов СССР).-
Научные труды М. О. Ауэзова посвящены важнейшим проблемам (многие из которых и поныне не потеряли своего значения) таких отраслей казахского литературоведения, как фольклор, история доре^ оолюцнонной и советской литературы. Среди его трудов по фольклору наиболее известны следующие исследования: «Эпос и фольклор казахского народа» (в соавторстве с Л. Соболевым), «Казахский эпос и дореволюционный фольклора «Сказки», «Козы-Корпеш и. Баян Сулу», «Айтыс» и другие, представляющие собой образцы исследований важнейших жанров устного народного творчества.
Важную роль сыграли работы ученого в изучении киргизского эпоса *Манас», создании сводного варианта его текстов, их научной публикации. Его исследование «Киргизский героический эпос «Манаси» является серьезным вкладом в киргизскую фольклористику. МаучнЫё интересы М. О. Ауэзова были связаны и с проблемами истории казахской литературы, начало изучению которой положила его работа по созданию учебников казахской литературы для сред-них й высших учебных заведений. Им впервые были определены основные жанры письменной и устной литературы, хронологические рам-;ки исследований, очерчен круг акынов, поэтов, произведения которых -‘необходимо было изучать, выявлены основные направления развития казахской литературоведческой науки.
Появление в 40—50-х гг. первых монографических исследований и обобщающих трудов казахских литературоведов по истории дореволюционной литературы создало основу для дальнейшего развития казахского литературоведения. Этому способствовали исследования Ж, Ауэзова тех времен. Среди них наиболее значительными являются «Проблемы изучения истории казахской литературы», «Традиции русского реализма .и казахская дореволюционная литература», -«Ф. И. Достоевский и Ч. Валиханов» и др.
Под редакцией М О. Ауэзова и при его участии как автора вышли первые два тома «Истории казахской литературы» на казахском языке, он был одним из авторов и редакторов «Очерков истории казахской советской литературы» на русском языке (1958 и 1960 гг.) и целого ряда других изданий.
М. О. Ауэзов является основоположником новой отрасли казахской литературоведческой науки — абаеведения. Свыше тридцати лет посвятил он изучению биографии поэта, его литературного наследия, текстологической работе, над разными рукописными списками его стихов, созданию канонического текста его произведений. Результатом этих трудов явилось издание в 1933 г. однотомника произведений Абая (К у н.а н б а е в А. Толык жинак. Кзыл-Орда, 1933), содержащего первую научную биографию поэта, комментарии, написанные М. Ауэзовым. Им же была проведена общая редакция Книги. В 1939—1940 гг. было осуществлено полное издание произведений Абая Кунаибаева в двух томах под редакцией М. О. Ауэзова. Написанная им’научная биография поэта являлась наиболее полной для того времени. В ней были приведены многие ранее неизвестные факты — результат долгой собирательной работы, проведенной М. О; Ауэзовым на родине поэта, изучения архивных и литературных источников. Первая публикация произведений Абая на русском языке (А б а и. Лирика и поэмы; М., 1940) также была осуществлена под редакцией М. О. Ауэзова; предисловие о жизни и творчестве поэта написана им же. Монографическое исследование М, Ауэзова «Абай (Ибрагим) Куианбаев ‘ (1845—1904)», большое.количество статей на казахском. и русском языках, посвященных творчеству Абая, были позже объединены в книге статей и исследований М. О. Ауэзова «Абай Кунанбаев» (Алма-Ата, 1967).
М. О.. Ауэзов внес большой вклад в историю культуры своего народа не.только как великий художник, но и. как ученый-филолог..» Своеобразие его как творческой личности заключалось в той, что в нем были слиты воедино ученый и художник. Свою статью о М. Ауэзове известный советский востоковед И. С. Брагинский на-» звал «Ученый-поэт». Он отметил, что именно «так переплетались научно-исследовательский и художественный методы изучения Абая, таков был путь Ауэзова к Аба то, к познанию его. Вершиной исследования, бесспорно, является эпопея об Абае. Именно в ней больше. всего и проявилась гармония науки и поэзии» {Мухтар Ауэзов в воспоминаниях современников. Алма-Ата, 1972, с. 234).
М. О, Ауэзов как исследователь не ограничивался кругом проблем дореволюционной истории казахской литературы. Современная, казахская литература всегда была в центре его внимания, он внес значительный вклад в развитие казахской литературно-художественной критики. В связи с этим следует отметить его статьи «О традиционном и новаторском в современной казахской литературе», «Рожденная революцией», «Современный роман и его герой», «Размышление об эпосе семилетки», которые впоследствии были изданы в отдельных сборниках («Мысли разных лет», 1959, 1961), соответствующих томах собраний сочинений писателя на казахском и русском языках.
М. О. Ауэзов был знатоком братских литератур. Его труды, посвященные изучению проблем взаимосвязи и взаимообогащения литератур народов СССР, являются основополагающими для исследователей этой области современного литературного процесса. Среди них наиболее известны следующие теоретические работы: «Особенности развития литератур социалистических наций» (в соавторстве с М. Фетисовым), «Развитие литератур народов СССР», статьи о влиянии творчества А. Пушкина, Т. Шевченко, Ш. Руставели, А. Навои, М. Горького на развитие литератур народов Средней Азии и Казахстана.
М. О. Ауэзов был видным общественным деятелем нашей страны. Он избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР IV и V созывов, был членом Советского комитета защиты мира, Комитета по Ленинским и Государственным премиям, членом правления Союза писателей СССР и Казахской ССР» заместителем председателя Советского комитета солидарности стран Азии и Африки, председателем Казахского отделения советско-индийского общества дружбы и культурных связей. В составе делегаций деятелей культуры СССР М. О. Ауэзов совершил несколько поездок в зарубежные страны, где выступал пропагандистом советской культуры, поборником дружбы между народами, укрепления дела мира во всем мире. В 1955 г. в составе делегации деятелей культуры он посетил Индию. М. О. Ауэзов был участником III Международной конференции по запрещению атомной и водородной бомб в Токио (авг. 1957), участником III Международного конгресса в защиту мира в Дели (март 1961 г.), участником IV съезда писателей ГДР (декабрь 1955 г.), в 1960 г. в составе делегации советских писателей посетил США. Большой интерес представляют «Очерки Индии» и «Американские очерки», написанные им под впечатлением посещения этих стран. Большую общественно-политическую значимость имеют и многие другие публицистические статьи, выступления М. О. Ауэзова, составляющие важную часть его литературного наследия.
М. О. Ауэзов награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета», медалью.«За трудовую доблесть» в период Великой Отечественной войны, Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР. Указом Президиума Верховного Совета КазССР в связи с 60-летием М. О. Ауэзову было присуждено звание «Заслуженный деятель науки Казахской ССР».