Творчество Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, кандидата искусствоведения Нагимбека Нурмухаммедова является одной из интересных страниц изобразительного искусства Советского Казахстана. Тематика полотен этого известного художника разнообразна. Он с одинаковым интересом и увлечением пишет и большие исторические полотна, и картины, отражающие выразительные моменты современной жизни, и портреты, официальные и психологические, пишет и пейзажи. Все, созданное Нурмухаммедовым, как правило, складывается в своеобразные циклы. В большинстве случаев, увлеченный какой-либо темой, художник пишет значительное число картин, портретов, пейзажей, в которых как бы с разных точек зрения рассматривает и изучает сюжеты, образы, впечатления, связанные тематическим, идейным или эмоциональным единством. Нагим-Бек Нурмухаммедов родился 6 ноября 1924 г. в местечке Сайтанды Семипалатинской области. В 1940 г. поступил в Алма-Атинское художественное училище. В 1942 г был призван в ряды Советской Армии. Окончив Военно-Морское артиллерийское училище, он служил в частях Черноморского и Балтийского флотов.
В 1947 г Н.Нурмухаммедов поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектура им. И. Е. Репина, где занимался по классу батальной живописи под руководством Р. Френца. В 1960 г. окончил творческую аспирантуру при Академии художеств СССР, которой руководил А.М.Герасимов.
Первыми значительными работами молодого художника были большие исторические полотна. Они отражали важные моменты революционных событий в родной республике: «Выступление М. В. Фрунзе в Самарканде в 1920 году» (1953) и «Фурманов в Верном» (1957). Эти произведения — выражение гражданственных идей художника, с большим темпераментом показавшего пафос революционной борьбы казахского народа за освобождение от векового рабства. В картинах представлены сцены из народной жизни, интересные конкретными и характерными деталями. И положительные черты, и недостатки этих полотен целиком определялись влиянием времени, на их создании ярко проявились требования уровня и состояния искусства тех лет. Это выразилось в парадном характере композиции, в декларативности трактовки темы и образа основного героя картины, в безупречно строгом следовании натуре и т. д.
Обе картины («Выступление М. В. Фрунзе в Самарканде в 1920 году», «Фурманов в Верном») написаны художником на основе длительного, кропотливого, тщательного изучения действительности и исторических документов. К полотнам были сделаны с натуры многочисленные этюды пейзажей, действующих лиц; художник знакомился с участниками гражданской войны красноармейцами и ополченцами, писал архитектурные памятники, окрестности Самарканда, многолюдные базары, заполненные людьми, животными, заваленные многоцветными грудами фруктов и овощей.
Исторические полотна художника позволяют увидеть его дарование. Это, прежде всего — умение писать непосредственно с натуры, активно воспринимать окружающую жизнь. В отдельных деталях картины (древняя архитектура, характерные пейзажи, выразительные народные персонажи и сцены, а также красочные натюрморты) просматривались большие творческие возможности Нурмухаммедова. Однако образное решение этих ранних исторических полотен еще не обнаруживает сугубо личного, взволнованного авторского отношения к выбранной теме. Строгое следование утвердившимся образцам в решении историко-революционной тематики ограничивало живописные возможности художника, не давало средств для показа одухотворенности и неповторимости характера, облика героев, целостности их личности. Одновременно с историческими картинами, большими, парадными, отмеченными известной общепринятостью художественных понятий, Нурмухаммедов создал в эти годы десятки этюдов с натуры, многие из которых нигде не выставлялись. Писал портреты, пейзажи, натюрморты. Это штудии. Чаще всего они делались с целью накопить опыт, овладеть мастерством, постичь материал и суть познаваемого предмета. Но как это часто бывает в практике художников, некоторые из этих опытов (пейзажи «Мокрые крыши», «Переяславль-Залесский» и другие работы) стали интересными произведениями в творчестве Нагим-Бека Ну рму хам медова.
(В пятидесятые годы художник пишет много пейзажей («Март», 1955, «Терский Ала-Тоо», 1955), портреты («Портрет танцовщицы Леры», 1957, «Портрет писателя С. Бегалина», 1958). Эти работы отмечены стремлением повысить свое мастерство, выработать свой взгляд на окружающий мир, преодолеть академическую ограниченность учебных навыков. Портрет писателя С. Бегалина лишен внешней эффектности, прост по композиции, скромен по цветовой гамме. В нем художник стремился передать глубину и своеобразие человеческой психологии, особенности индивидуального характера личности. В эти же годы был исполнен «Портрет Заулихи» (1958), в котором художнику удалось создать очень поэтический образ молодой девушки. Пейзажные произведения того периода также свидетельствуют о поисках индивидуального взгляда и индивидуальной манеры письма. Пейзажные работы написаны строго, просто, даже несколько сурово по цвету.
В 1959 г. Н. Нурмухаммедов совершил поездку на целину, на Казахстанскую Магнитку. Грандиозное промышленное строительство, картина покорения никогда не паханных земель и замечательные люди, своими руками творящие новую жизнь,-все это нельзя было не запечатлеть. Художник делал один за другим этюды, эскизы картин, наброски, портреты. Виденное в Темиртау затем отлилось в большую серию работ, названную «На Казахстанской Магнитке». Грандиозность темы, величие характеров молодых созидателей потребовали от художника соответствующих средств выражения. Острота колорита, монументальность, преднамеренное увеличение размеров произведений (многие портреты изображают человека больше натуры), подчеркнутая графичность рисунка, цветовая строгость, даже некоторый «живописный аскетизм» помогли художнику верно передать пафос строительства и героизм строителей. В картине «Первая Казахстанская домна» Нурмухаммедов использовал неожиданную композицию, напряженный ритм масс и условность цвета, которые сооощили произведению монументальность образа и эмоциональную его выразительность. Полотно «Темиртауское водохранилище» представляет собой прекрасный индустриальный пейзаж, в котором сочетание черных, огненно-красных тонов передает напряженность чувства. В произведениях «Старый Темиртау», «Морозное утро», «Силуэты поднимаются» запечатлены светлый, живой, новый облик современного промышленного города и героика его будней.
Используя новые пространственные и композиционные решения, новые цветовые принципы, художник как бы заново открывает привычный и знакомый облик родных земель, передает настроение современного человека, захваченного красотой жизни. Некоторые полотна серии решались как индивидуальные композиционные портреты («Мастера за делом»). Образной завершенностью отличается портрет бульдозериста К. Ахунбекова (1960). Молодой и сильный человек изображен на фоне машины. Его сосредоточенное юное лицо с асимметрично расположенными бровями создает впечатление раздумья. Руки — рабочие, крупные — сложены спокойно у пояса. Живопись свободная, широкие мазки несут много света, синяя цветовая гамма рождает ощущение молодости, душевной мягкости персонажа. Энергичный и смелый человек с живым и умным взглядом. Это наш современник, передовой производственник, активный строитель коммунизма.
Наиболее ярко свое новое видение мира художник воплотил в картине «Папа идет!» (1960). На фоне промышленного пейзажа Темиртау стоят женщина и мальчик, ждущие с работы отца. Внешнего действия в картине нет. Женщина прикрывается от солнца рукой, мальчик прижимается к ногам матери. Но все говорит об их нетерпеливом ожидании -скупые и застенчивые движения и жесты матери и сына, широкое энергичное письмо, строгость и гармония холодной бело-голубой гаммы красок. Тонкое и сложное живописное движение бледно-розовых, сиреневых, голубых и зеленоватых оттенков передает напряженность скрытых человеческих чувств, создает ощущение внутренней жизни героев. Уделяя большое внимание передаче эмоционально-психологического состояния персонажей, художник добивается также убедительности пейзажного образа. В картине «Папа идет!» художник сумел выразить и жизненную осязаемость обстановки промышленного пейзажа, конкретную убедительность образов, непосредственность чувства и поэтическую обобщенность художественного образа в целом. В этой картине отчетливо звучит лирическая мелодия, поэзия и красота человеческой души, гармония во взаимоотношениях человека и окружающего мира. Передача эмоциональной атмосферы, в которой живут герои, отсутствие развитого сюжета, использование активной роли пейзажа в создании поэтического образа картины, внимательное и глубокое отношение к созданию характера героев — эти качества через несколько лет в развитом виде проявились и в других произведениях художника.
В цикле картин «На Казахстанской Магнитке» художник достиг убедительной художественности образов. Колорит стал напряженнее, строже, живопись обрела широту и уверенность. Произведения цикла «На Казахстанской Магнитке» характерны выразительной живописной и образной обобщенностью, новизной художественного видения, напряженной эмоциональностью. Эти качества сообщили всему циклу глубокую цельность замысла и художественного воплощения.
Светлая гамма красок создает «наполненность» картины светом, воздухом, вносит ощущение эмоциональной насыщенности и строгости.
В серии «На Казахстанской Магнитке» художнику впервые удалось широко и свободно выразить естественные и глубокие чувства человека, пораженного размахом строительства, его захватывающей красотой, масштабностью, грандиозностью. Это восхищение выразилось в открытой эмоциональности и поэтичности образов картин, пейзажей, портретов. Многие технические и образные находки и достижения (повышенное звучание цвета, подчеркнутый силуэт, контраст цветов более разнообразный и богатый колорит) были использованы Нурмухаммедовым в работе над произведениями, посвященными казахстанской целине. Военно-Морскому Флоту и др. Светлый колорит, ощущение простора, света, воздушности, стремление к монументализации образов — все это значительно обогатило произведения художника в дальнейшем. В 1962-1963 гг. в результате поездки за рубеж художник создает очень интересную серию работ, названную «Бразилия», состоящую из картин, портретов, пейзажей. Серия отличается большой живописной свободой, сдержанной и строгой гармонией цветового решения, психологической проникновенностью, эмоциональной силой и лиризмом образов. Особенно характерно это для таких произведений, как «Встреча на Копакобане», «Негр, читающий газету», «Портрет бразилианского художника Эмилиано ди Кавальканти». В серию входят несколько поэтических женских образов -это «Бразилианская мадонна», «Бразилианские бусы» и портрет киноактрисы Марии делла Коста.
В произведении «Бразилианские бусы» сидящая молодая женщина в светлом платье примеряет яркие красные бусы. Свет лежит не только на загорелом лице, руках и фигуре женщины, но и на светло-сером нейтральном фоне. У женщины напряженно-грустный взгляд светлых глаз. Дотрагиваясь легко руками до бус, она как бы вступает в тихий доверительный разговор со зрителем. Четкий красивый контур рук, лица, сильное освещение создают богатую игру рефлексов на платье, лице и руках молодой женщины. Красота, молодость женщины в сочетании с грустным ее взглядом и отрешенным выражением лица оставляют впечатление психологической остроты в настроении и состоянии изображаемой модели.
Дважды написал Нур Мухаммедов портрет киноактрисы Марии делла Коста. Сначала это был небольшой этюд -живой, напряженный взгляд, быстрое движение головы, что-то мимолетное и неожиданное в выражении лица. В большом портрете (1969) художник утратил неповторимую женственность созданного ранее образа.
Наиболее интересным и значительным среди портретов этой серии является портрет бразилианского художника Эмилиано ди Кавальканти.
Эмилиано ди Кавальканти изображен у себя в мастерской на фоне эскиза фрески или росписи, на которой различима много фигурная композиция, выдержанная в мягком сочетании приглушенно звучащих чистых тонов. На этом слабо-цветовом, но определяющем колорит произведения фоне написан портрет художника. Написан напряженно, энергично. Резкие и сильные на темном лице, руках, одежде рефлексы повторяют цвета фрески -фона, усиливают звучание общей цветовой гаммы. Фигура, лицо, руки написаны значительно более плотно, чем фон, отчего тело кажется несколько грузным, массивным, объемным. Энергичность письма, его материальная весомость убедительно передают сильный и своеобразный характер, создают жизнеутверждающий образ художника, творца. Творчество Нурмухаммедова свидетельствует о его стремлении к широким обобщениям, символическим решениям образов, о поисках выразительных приемов живописи, композиции, колорита, всего живописно-пластического языка современных художников, необходимого для наиболее полной передачи многозначного мира чувств и мыслей человека. Эти поиски и стремления, эти тенденции в творчестве художника лежат в русле развития всего советского изобразительного искусства.
Нагим-Бек Нурмухаммедов находится в расцвете творческих сил, полон замыслов и желания создать значительные произведения, которые со всей глубиной раскрывали бы красоту нашей действительности.