Прежде чем исследовать основные тенденции и тренды развития религиозной ситуации в Казахстане, необходимо, хотя бы коротко, обрисовать наличное состояние религиозности в стране, так как ряд тенденций вытекает как раз из сложившейся ситуации. Она, в целом, такова:
1. В Республике Казахстан выстроена вполне удовлетворительная система межрелигиозных взаимоотношений, которая отображает реальное согласие между основными конфессиями РК и продуктивное взаимодействие их с государством. Можно даже говорить о модели межконфессионального согласия, ценность которой неоднократно подтверждалась и иностранными экспертами. В основу этой модели положено достаточно глубокое духовное и нравственное единство двух основных конфессий Казахстана — ислама ханафитского маз-хаба и православия. Эти конфессии функционируют на территории Казахстана давно и в полной мере продемонстрировали свое позитивное влияние и на казахстанское общество, и на государство. Они взаимодействуют по широкому спектру вопросов, из которых отметим:
— участие в стабилизации социально-политической атмосферы (совместными усилиями);
— поддержание некоторого уровня нравственности казахстанского общества (надо, впрочем, заметить, что уровень этот все же недостаточен и не отвечает потребностям страны, развивающейся в условиях перманентного мирового финансового и экономического кризиса, так что задача повышения уровня нравственности в этих условиях стоит постоянно);
— ведение межконфессионального диалога между исламом и православием по ряду направлений: совместного социального служения, постоянных контактов лидеров этих конфессий, миротворческой проповеди и в мечетях, и в храмах, формирование близких общественных ценностей у мусульман и православие, преодоление разногласии между этническими группами, составляющими большинство в исламе и в православии, выстраивание общей цивилизационной позиции в условиях некоторой напряженности между «исламской цивилизацией» и «православной цивилизацией», и т. д.
Казахстанская, модель межконфессионального согласия выстраивается вокруг этого единства ислама и православия. Те конфессии, которые разделяют общественные устремления ислама и православия, присоединяются к ним, укрепляя, тем самым, целостность религиозной сферы (несмотря на все догматические различия разных религий). Те же конфессии, которые демонстрируют инаковость общинным ценностям верующих Казахстана и подчеркивают свое превосходство и избранничество, не идут на сотрудничество с основными конфессиями и стоят особняком. В результате, между группой основных для Казахстана конфессий и отдельными новыми религиозными движениями возникает напряженность. Целостности модели межконфессионального согласия эта усложненность отношений между конфессиями не вредит — безусловно, модель становится сложнее, но иногда это даже способствует ее устойчивости.
Впрочем, следует отметить, что устойчивость межконфессионального согласия в Республике Казахстан зависит от постоянных созидательных усилий соответствующих религиозных и государственных структур. Над сохранением и развитием межконфессионального согласия надо каждодневно работать, только тогда можно надеяться на успех.
2. Считается, что в РК — 98% верующих (около 70% — мусульмане, около 23% — православные, около 5% — представители других конфессий). Но реальное количество верующих всех конфессий — не больше 40-50%. Многие позиционируют себя верующими, но таковыми не являются. То есть, количество верующих заметно завышено.
3. Если говорить о глубине веры (имеется такой показатель, фиксирующий укорененность человека в вере), то цифр по Казахстану вообще нет, можно только приблизительно сказать, что выполняет все вероисповедальные требования (это характерно для всех конфессий) лишь малочисленная группа (где-то 10—15% от населения РК). Итак, имеется ощутимая неопределенность и в количестве,, и в «качестве» верующих. Этот момент — один из основных, характеризующих религиозную ситуацию в Республике Казахстан. Кстати/ отсутствие достоверных данных по количеству и «качеству» верующих очень усложняет проведение государством эффективной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений.
4. Реализация Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» привела к изменению религиозного поля Казахстана. На треть сократилось количество религиозных объединений, число конфессий сократилось с 46 до 17 (сокращение числа конфессий связано с уточнением понятия «конфессия» и применением этого уточнения на практике).
5. Несмотря на в целом благополучную ситуацию в религиозной сфере Казахстана, имеет место радикализация отдельных религиозных объединений; в первую очереди исламских. Новый закон дает государству дополнительные возможности для регулирования государственно-конфессиональных отношений и упорядочения внутриконфессиональной деятельности. Поэтому можно надеяться на улучшение ситуации с радикализмом в РК, но радикализм — многоаспектная проблема: сегодня еще неясно/ как будет развиваться ситуация.
6. Государство/ в лице уполномоченного органа — Агентства по делам религий/ за последний год провело большую работу по упорядочению ситуации в религиозной сфере (это и перерегистрация религиозных объединений/ и постоянная экспертиза религиозной литературы/ и еще целый ряд направлений деятельности АДР). Надо констатировать некоторую большую ясность в зоне ответственности АДР/ появившуюся в результате этой работы.
7. Религиозная ситуация в современном Казахстане может быть охарактеризована как стабильная с не вполне ясной конфигурацией и расстановкой религиозных объединений. Стабильность в нашем случае означает не застывший конгломерат различных конфессий. Напротив,, можно говорить о заметном динамизме как в отношении количества конфессий и религиозных объединений,, так и в связи с их взаимоотношениями с государством. Стабильность означаем что/ несмотря на большое число конфессий, существующих в Казахстане, и нередко непростые их отношения между собой и с государством, противоречий, способных взорвать межрелигиозный мир в Республике Казахстан, в настоящее время нет. Не вызывает сомнений, что существующую стабильность надо поддерживать, для чего необходимо знать проблемы, имеющиеся в религиозной сфере, и решать их, не позволяя им накапливаться и усложняться. А проблемы в данной сфере имеются. Перечислим основные из них:
— непроясненность конкретного содержания светскости в отношении Казахстана, т. е., отсутствие концепции реализации принципов светскости в РК. Мы — светское государство, но в современном мире существует не менее десяти типов реализации принципа светскости. Каково содержание этого принципа в Казахстане? Вопрос не праздный, так как в зависимости от того, чем конкретно наполнен этот принцип, выстраивается и вся государственная политика в отношении религиозных объединений. И пока принцип светскости не конкретизирован, остается неопределенность во многих аспектах государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений;
— сохраняется возможность произвольного толкования многих элементов нормативной базы в сфере религии со стороны государственных чиновников, особенно местного уровня;
— неясно, в какой мере влияние на религиозную ситуацию в РК из-за рубежа обосновывается внутрирелигиозными причинами, а в какой — интересами иностранных государств.
Таковы, тезисно, основные параметры наличного состояния религиозной сферы Казахстана. Для обоснованного анализа тенденций в развитии религиозной ситуации в Республике Казахстан надо поставить эту задачу в контекст общих тенденций на мировом и региональном уровнях, так как именно эти уровни во многом предопределяют и внутриказахстанские тренды.