Диалог согласия живущих в Казахстане народов обусловлен национальной политикой Президента республики Н.А. Назарбаева, особым статусом Ассамблеи народов Казахстана, объединившей в единое ядро национально-культурные центры, играющие активную роль в развитии языков и традиций страны. Евразийский тип поведения казахстанцев сформировал особую ментальность — евразийскую, присущую двум ведущим этносам страны — казахам и русским, имеющую важное значение в сохранении межэтнического согласия в государстве. Доклад об общности культур тюрков и славян хотелось бы начать с краткого изложения концепции евразийской ментальности. Известный ученый-фольклорист, академик НАН РК С.А. Каскабасов публично выступил с изложением этой концепции, сложившейся еще в трудах Л.Н. Гумилева. С.А. Каскабасов подчеркивает, что в менталитете казахов и русских наличествует много общего, выработанного не только историческими и культурными обстоятельствами, сформированными многовековой их совместной жизнью. «Общая для них ментальность является также плодом условий их жизни, протекавшей на огромных просторах Евразийского континента. Именно это сформировало в течение многих тысячелетий т.н. евразийскую ментальность, рудименты (реликты) которой наиболее отчетливо сохранились в психологии, характере и поведении современных казахов и русских.
Суть евразийской ментальности следующая; примат коллективного над индивидуальным; примат духовного над материальным; толерантность и терпимость; открытость и доверчивость; непритязательность и неприхотливость. Вот основные черты характера и психологии двух евразийских этносов, помогающие им жить дружно и в ладу между собой в течение многих веков. Эта ментальность и ныне играет свою позитивную роль в сохранении межэтнического согласия в нашем полиэтническом государстве».
Настоящий доклад посвящен выявлению общности традиционной, культуры двух этносов — русских и казахов, издавна проживающих на .территории Центрально-Северного Казахстана, Под традиционной народной культурой принято понимать некую универсальную- картину мира, предстающую не только в духовных, но и ь материальных формах, не только в словесных текстах, но и в праздниках, обрядах, формах поведения. Евразийская праздничная культура рубежа веков представляет своеобразный комплекс, вобравший в себя различные по «историческим корням» элементы фольклорных и этнических традиций, фольклоризма и новообразований. Традиционные и современные календарные праздники и обряды восточных славян и тюрков являются сегодня одной из наиболее перспективных для исследования областей фольклористики и этнографии. Объектом и предметом новейших исследований становится традиционная крестьянская, городская, церковная, светская культуры, субкультуры, постфольклор. В отечественной науке ХX-ХХI вв. наметился подход к исследованию праздников как целостного явления традиционной культуры. Он продуктивен как в научном, теоретико-методологическом аспектах, так и при обсуждении прикладных задач; определения места празднично-обрядовой культуры в современном мире, создания концепции культурной политики, программы образования и обучения.
В докладе рассматриваются народная культура этнических групп восточнославянского населения Центрально-Северного Казахстана — русских, украинцев в сопоставлении с традиционной культурой коренного этноса -казахов. Заселение Центрально-Северного Казахстана выходцами из разных регионов сформировало полиэтническое и полинациональное сообщество. Природная уживаемость этносов, населяющих Казахстан, своеобразие фольклорной памяти отчасти предопределяют как сохранность, так и живое бытование некоторых форм народной культуры. «Этнический котел» и разнообразие типов поселений в Казахстане привели к закономерному взаимопроникновению инозтнического (украинского, белорусского, казахского) и собственно русского фольклора.
В контексте выявления типологических и этнокультурных параллелей народной праздничной культуры принципиально важным является исследование механизма фольклорной типологии в полиэтническом этнокультурном регионе; В классической работе академика В.М. Жирмунского «Сравнительно-историческое изучение фольклора» предлагается выделение трех видов сравнения как методического приема: историко-генетическое, историко-типологическое и сравнение, устанавливающее международные культурные взаимодействия.
Для Казахстана особенно характерна историко-генетическое и историка-типологическое сходство фольклорной традиции. Историко-генетическое сравнение, по В.М. Жирмунскому — это «сходство между явлениями как результат их родства по происхождению и последующих исторически обусловленных расхождений» [1, с. 186]. В. П Аникин называет такое сходство «генетической типологией», под которой подразумевается «традиционное следование фольклора общему у родственных народов исходному наследству» [2, с.384]. Выделенный вид йсторико-генетической типологии явно обнаруживается в обрядовой культуре восточнославянской диаспоры. Типологически повторяющиеся элементы обрядово-праздничной культуры, безусловно, подтверждают наблюдения В. Я. Проппа об «одинаковости слагаемых праздников, иногда различно оформленных, иногда и просто тождественных». Историко-типологическое сравнение, «объясняющее сходство генетически между собой не связанных явлений сходными условиями общественного развития», занимает, согласно В.М. Жирмунскому, ведущую роль в сравнительно-историческом изучении фольклорных произведений. Историко-типологическое сходство, или «типологические схождения» (термин В.П. Аникина), возникающие в результате независимого у народов творчества, могут быть усилены контактными связями и проявляются у славянских и тюркских этносов Казахстана. Механизм фольклорной типологии прослеживается при сравнении обрядовых структур календарного и свадебного фольклора славян и казахов.
Важным материалом для характеристики народной культуры, являются фольклорные архивы университетов, записи личного архива автора. В работе были использованы опубликованные и неопубликованные материалы фольклорных экспедиций Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, Кокшетауского и Павлодарского университетов, КазНУ им. аль-Фараби, Казахстанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова. Обследованием были охвачены различные типы сельских поселений в разнообразных природно-климатических условиях, с различным этническим составом и процентным соотношением населения- Исполнителями в основном являлись лица русской, украинской, белорусской и казахской национальности, принадлежащие к различным социально-профессиональным и половозрастным группам. Информаторы являются потомками и представителями различных переселенческих потоков: первых переселенцев, репрессированных, целинников.