Крупнейший математик и астроном ХШ века Насреддин Туси (полное имя Абуджафар Мухаммед ибн Мухаммед ибн ал — Хасан Насреддин Туси) родился 18 февраля 1201 года в городе Тусе. Правда, сведения о его месте рождения расходятся, однако бесспорным является то, что молодые годы ученый провел в Тусе, чем и объясняется имя Туси. Город Тус, находящийся в Хорасане (восточный Иран), был в то время одним из центров среднеазиатской культуры. В этом городе жили великий персидско-таджикский поет Фирдоуси, а также ряд ученых, являющихся учениками знаменитого медика и философа Абу Али ибн Сины. Вопрос о том, был ли Насреддин персом или тюрком по происхождению, не ясен, он владел и тем и другим языками. После постройки обсерватории в азербайджанском городе Мараге близ Тавриза Насреддин навсегда связал свою жизнь с Азербайджаном. По сведениям некоторых историков, его потомки и в настоящее время живут в Азербайджанской ССР и в Иранском Азербайджане. Об отце Насреддина почти нет сведений. Известно только то, что он много занимался образованием сына, В дальнейшем Насреддин учился у видных ученых» живших в Тусе. Написав ряд научных трудов, Насреддин представил эти труды багдадскому халифу, который, однако, отнесся к ним неодобрительно. В возрасте около тридцати лет Туси работает при дворе правителя Кухиста – на — Насреддина Мухташама. Здесь Насреддин в 1235 году завершает свою знаменитую книгу «Мораль Насира». Вскоре он попадает в столицу исмаилитов (ассасинов) Аламут. Секта исмаилитов возникла в VIII веке в результате борьбы свободных крестьян против закабаления их феодалами. Движение исмаилитов выдвигало требование общности земли и имущества. Впоследствии руководство этой сектой захватили иранские феодалы. В это время исмаилиты овладели рядом горных замков, секта превратилась в своеобразное государство, обладавшее целой армией террористов — «фидаи». Террористические акты ассасинов были направлены против врагов иранских феодалов: арабов, сельджуков, а позже и европейских крестоносцев и монголов. Название «ассасины», под которыми они известны в Европе, было дано им крестоносцами. Это слово является искажением слова «хашишин»— курители гашиша, (опиума), так как согласно легенде руководители секты для того, чтобы держать фидаи в покорности, опьяняли их опиумом. Это название сохранилось до настоящего времени в ряде европейских языков в смысле «убийца». Столица ассасинов представляла собой считавшуюся неприступной крепость Аламут (Орлиное гнездо). Период жизни Насреддина, когда он находился у ассасинов, был для него весьма тяжелым. Об этом Насреддин пишет в 1242 году в конце комментариев к книге «Указания» Ибн Сины: «Я написал большинство глав этой книги в таких исключительно тяжелых условиях, тяжелее которых не может быть, во время такого сердечного смятения, что не могло быть сердца смятенное».
Насреддин жил у ассасинов до 1256 года, т. е. более двадцати лет. Несмотря на невыносимую трудность, он в этот период написал ряд научных трудов; «Излолсение «Начал» Евклида», законченное в 1248 году, «Изложение «Алмагеста» Птолемея», комментарии к «Указаниям» Ибн Сины. В 1253 году начинается поход монголов на страны Ближнего и Среднего Востока, возглавляемый внуком Чингис — хана – Хулагу — ханом. Войска монголов поголовно истребляют ассасинов. Вскоре Насреддин становится советником Хулагу. После завоевания Багдада Хулагу делает своей резиденцией город Марагу в Азербайджане, Династия, основанная Хулагу — ханом, получила название династии «ильханов» (ханы народа). Главная заслуга Насреддина как государственного деятеля состояла в том, что он способствовал постройке астрономической обсерватории и организовал большую научную школу. Насреддин умер в Багдаде 26 июля 1274 года.
Рашедеддин указывает, что три сына Насреддина — Асиледдин, Фахреддин и Садреддин — были также учеными и занимались астрономическими предсказаниями. Как многие крупные ученые своего времени, Насреддин был ученым весьма широких интересов. Ему принадлежит большое число (по некоторому списку более ста) научных трудов по математике, астрономии, физике, медицине, философии, логике, этике и др. Основная часть трудов Насреддина посвящена математике и астрономии. Все его математические сочинения написаны на арабском языке — международном языке ученых стран Ближнего и Среднего Востока того времени. Астрономические сочинения Насреддина имеются и на арабском и на персидском языках, иногда одно и то же сочинение написано на обоих языках. Сочинения по другим вопросам большей частью написаны по — персидски, реже – по — арабски. Сейчас известны нам рукописи более двадцати математических сочинений Насреддина, многие из которых пока не изучены историками математики. Мы в дальнейшем вкратце остановимся на содержании наиболее изученных математических произведений Насреддина: «Изложение «Начал» Евклида», «Трактат, исцеляющий сомнения по поводу параллельных линий», «Трактат о полном четырёхстороннее», «Сборник по арифметике с помощью доски и пыли», комментарии к сочинениям Архимеда «О шаре и цилиндре» и «Измерение круга».