В начале третьего тысячелетия меняются казавшиеся устойчивыми традиционные национальные и государственные идентичности, возникают вызовы со стороны различных региональных идентичностей. Конструирование национальной идентичности в современных реалиях выступает в качестве индикатора, позволяющего судить о характере и направленности процессов интеграции политической структуры общества и о векторе развития политического процесса. Поиски главного вектора развития страны, разработка идеологии национальной идентичности на современном этапе развития государства становятся важным фактором реализации государственной стратегии. Правильно понятая и формируемая национальная идея обладает огромной политической силой, благодаря которой гражданское общество становится вровень с государством, обретая права на суверенитет и власть. В развитом виде национальная идея предстает как национальная идеология, т.е. система определенных идей, связанных между собой. Национальная идеология — это совокупность социальных, политических, экономических, философских, религиозных, нравственных, эстетических и других взглядов людей, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития нации. Она отражает процесс исторического развития нации, ее представления о ценностях своего общества, а также ее отношение к другим нациям и другим ценностям.
Базовым элементом понятия национальной идеи является концепт нации. Как известно, в литературе существуют три основных подхода к пониманию нации — политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В Конвенции о гражданстве, разработанной в рамках Совета Европы, понятие «гражданство» определяется как «правовые отношения лица с государством без указания этнического происхождения этого лица». В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно гражданские, или политические, нации.
Будучи, как правило, многоэтничными образованиями, для которых характерна разная степень гражданской консолидации и лояльности к государству, политические нации выступают на международной арене как «национальные» государства — со своими национальными интересами, национальными границами, национальным флагом и прочими национальными характеристиками. Членами Организации Объединенных Наций являются именно политические нации, выступающие как национальные государства.
В английском языке слово папоп означает не только нацию, народ, народность, т.е. этническое единство, но и страну, государство, т.е. политическое единство. А выражение «Тле Атепсап Маиоп» можно перевести в зависимости от контекста и как «американская нация», «американский народ», и как «американское государство».
При социокультурном подходе акцент ставится на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. В таком случае говорят о культурной нации, или этнонации.
В политической жизни национальная общность нередко отождествляется только с религиозной общностью. Говорят, например, об «арабской нации», скрепленной религией ислама, хотя арабы-мусульмане Египта, Ливии, арабского народа Палестины, Саудовской Аравии, Ирака отличаются друг от друга многими культурными чертами и традициями. К тому же ислам не един, для него характерны две ветви — шиизм и суннизм, расхождение между которыми нередко принимает политическую окраску. Еще более спорны представления о единой «мусульманской нации» («умме»), объединяющей всех мусульман мира. Конечно, религия — важная составная часть духовной культуры народа (нации), но рели
гиозная общность не может обеспечить национальной и политической общности. Войны последних лет между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, продолжающаяся гражданская война в Афганистане, где разные стороны по-разному понимают ислам, доказывают это. В XX в. четко обозначилась (особенно в рамках западной социологии) политическая трактовка нации, идущая от Гегеля и связывающая нацию с наличием и развитием государства/13/.
Так, М.Вебер рассматривает нацию как по сути своей политическую категорию. Она, по его мнению, может быть определена только по отношению к государству, хотя и не тождественна ему. Согласно М.Веберу, существование нации означает, что «определенная группа людей выражает специфическое чувство солидарности перед лицом других групп» /14/, и эта солидарность находит свое выражение в автономных политических институтах. Следуя логике М.Вебера, сообщество людей считается нацией тогда, когда оно объединено или желает объединиться в собственном государстве.
Примерно той же логики придерживается создатель функциональной теории нации К.Дойч, по мнению которого народ становится нацией только тогда, когда в процессе социальной и политической мобилизации получает контроль над политическими институтами общества, создает себе государство и управляет им: «Нация — это народ, обладающий государством… Чтобы овладеть государством, некоторые члены этого народа должны составлять основную часть руководства данным государством, и большое число входящих в этот народ должно как-то идентифицироваться с государством и поддерживать его» /15/.
Несколько обособлена позиция известного английского ученого Э.Геллнера, который к интегрирующей основе нации относит как политические (наличие государственности), так и психологические, и культурные (наличие собственной системы способов поведения и общения, сопричастности и солидарности, общего наследия и добровольной идентификации) факторы. Он утверждает, что «нации действительно могут определяться на основании как доброй воли, так и культуры, и на основании их совпадения с политическими единицами»/16/.
Современная общепринятая трактовка определяет нацию как неразрывное единство государственной (или иной легитимной) формы объединения и гражданского общества, подчеркивая, что в основе этого единства лежат прежде всего факторы политические. Нация с этой точки зрения представляет собой образование, «по возможности предполагающее опыт государственно-правового строительства» /17/. Кроме того, нации существуют при наличии структур гражданского общества, представляющего собой совокупность социальных групп, не совпадающих с государственными институтами и одновременно достаточно близких к индивидам (политические партии, профессиональные союзы, неформальные организации и т.п.), вовлекающих индивидов как в сферу своего действия, так и в общий поток всей социальной жизни.
Третий подход к пониманию нации, биологический, основан на признании кровной общности главной доминантой нации. Он характерен для таких стран, как Япония и Германия. Согласно конституциям обоих государств, нацию составляют лишь те люди, в жилах которых течет соответственно японская или германская кровь. В силу этого подхода ФРГ давало гражданство тем лицам, которые могли доказать германское происхождение своей крови. Израильская нация также формируется по признаку крови. Другим обязательным ее признаком является соответствующая вера (иудаизм).
Большинство стран мира, причем таких разных, как США, Англия, Франция, Испания, Италия, страны Латинской Америки и Скандинавии, распавшийся ныне Советский Союз и другие, основывают понимание нации на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее — отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
Следует признать, что биологический принцип крови, как и вообще биологическое начало, «имеет место быть» в человеке. Этнос родителей накладывает отпечаток на внешний облик ребенка и даже черты его характера. Это явственно проявляется в детях от межнациональных, особенно межрасовых, браков. И все-таки национальность определяется не столько генами, т.е. биологическими факторами, сколько факторами социальными — особенностями культурной среды, системой воспитания и обучения ребенка. Личностью не рождаются, личностью становятся. Это относится и к феномену национальности.
Согласно наиболее широкому пониманию, под нацией понимается исторически сложившаяся общность людей — граждан определенного государства, которой присущи такие черты, как устойчивое единство экономической жизни, языка, особенности культуры и традиций, а также индивидуальное и групповое сознание и самосознание, позволяющее относить себя к определенной национальной общности и отличать себя от других /18/.
Сложный, во многом противоречивый характер природы нации определяет и, в свою очередь, предопределяется сложностью содержания и развития национального самосознания. Являясь важнейшим, конституирующим элементом национальной общности, оно в содержательном плане детерминировано результатами осмысления природы такой общности, ее места и роли в социальной системе, социальной деятельности и межнациональных отношениях.
В современных социальных науках общепризнанно то, что «национальное самосознание и национальная идея — понятия, органически связанные между собой» /19/. Национально-государственное единство предполагает наличие не только единого географического пространства, общих культуры, языка и исторического прошлого, определенных убеждений и ценностных ориентации, но и формирование чувства ответственности, единого целого, которые позволяют членам политического сообщества действовать коллективно, чтобы отстоять собственную идентичность. Это приводит к понятию идентификации: человек сам отождествляет себя с большим коллективом людей и воспринимает судьбу в неразрывном единстве с его судьбой.
Формирование национального самосознания является необходимым условием «запуска» культурно-исторического механизма формирования и трансляции того идейно-теоретического комплекса, который обозначается термином «национальная идея». Разработка исходных идей о сущности и структуре идентичности проведена в теоретических трудах Б.Андерсона, П.Бергера, И.Валлерстайна, Э.Гидденса, Т.Лукмана, И.Нойманна, Ю.Хабермаса, С.Хантингтона, Э.Эриксона и других /20/. Для данного исследования важное значение имеют труды, объектом рассмотрения которых является феномен политической идентичности /21/. Общим, характерным для всего ряда существующих концепций, как представляется, является подход к национальному самосознанию как к духовному, динамичному, сложноструктурированному, полифункциональному явлению, детерминирующему сознание и жизнедеятельность национальной общности. Эти общие свойства национального самосознания с необходимостью предопределяют и логическую последовательность рассмотрения данного концепта.
Социокультурная динамика сопровождается эволюцией исторических форм этнической идентичности, содержание которой не сводится к линейному движению от родовой формы идентичности к национальной, но представляет собой процесс интеграции идентификационных оснований. Современная национальная идентичность представляет собой напластование основных исторических форм этнической идентичности /22/. Однако именно на основе этнического самосознания в процессе нациогенеза возникает национальное самосознание, вобравшее в себя в трансформированном виде основные элементы этнического самосознания, влияющие как на его внутреннюю эволюцию, так и на степень, характер его воздействия на жизнь общества и сознание людей.
Генетическая связь с этническим обнаруживается в национальном самосознании прежде всего в осознании единства языка, особенностей психики, культуры, только уже на новом качественном уровне, так как длительное проживание в условиях полиэтнического, многонационального государства накладывает существенный отпечаток на восприятие данных этнонациональных признаков. Национальному самосознанию может быть присуща и характерная для традиционного (этнического) мышления оппозиция «мы-они», «свои-чужие» со свойственной ему этноцентрической приверженностью к «своим» ценностям. Характерна для национального самосознания и рефлексия по поводу исторического прошлого, своеобразная привязанность к «преданьям старины», способствующая объективному процессу национального самопознания и самопонимания. Наконец, что немаловажно, национальное самосознание, вырастая из этнического, вбирает в себя основные элементы его структуры.
Наличие в национальном самосознании этнической компоненты обусловливает его сложный, противоречивый характер. В целом, следует отметить, что несмотря на указанные черты взаимосвязи национального самосознания с этническим, первое качественно не сводимо ко второму. Как отмечают исследователи, национальное самосознание есть определенным образом надстроенный над этническим, более активный, по-другому ориентированный во времени вид общественного сознания /23/.
Если основу этнического самосознания составляет, главным образом, общность прошлого, то деятельность национального самосознания направлена не только на воспроизведение образцов прошлого — она во многом ориентирована в будущее, на реализацию в нем важнейших задач, интересов, целей национального развития.
Более активизированный в сравнении с этническим характер национального самосознания обусловлен его важнейшей функцией в осуществлении процесса самоидентификации — поиска места нации в мире, раскрытия ее роли в общемировом развитии, определения путей ее движения в будущее. Этому способствует деятельность тех социальных групп, которые профессионально занимаются рефлексией национального бытия (в первую очередь научно-гуманитарной и художественной интеллигенции). Благодаря такой деятельности национальное самосознание качественно отличимо от этнического возрастанием удельного веса и значимости сознательно вырабатываемых духовно-интеллектуальных компонентов.
Основой для выявления знаний о структуре национального самосознания могут служить существующие в современных социальных науках определения данного феномена, обнаруживающие достаточно широкий спектр подходов к его осмыслению. По мнению Ю.В.Бромлея, отражающего точку зрения историко-этнографического подхода, национальное самосознание есть «весь комплекс представлений национальности о самой себе (в том числе о принадлежности к ней), ею осознанных интересов, ценностных ориентации и установок по отношению к другим национальностям» /24/.
С других позиций — социально-психологического подхода выступает известный исследователь проблем общественного сознания А.К.Уледов, считающий, что «в структуру национального самосознания входят взгляды и представления, связанные с самоопределением национальной общности, с осознанием социальных, социально-политических, нравственных, эстетических и многих других ценностей; входят… явления, которые охватываются понятием «национальная психология» /25/.
Для позиции известного исследователя этнического и национального самосознания Л.М.Дробижевой характерен культурологический подход, осмысление анализируемого явления в его взаимосвязи с национальной культурой. С этой точки зрения, национальное самосознание включает в себя «национальные стереотипы, и представления о территории, культуре, языке, об историческом прошлом, и такой эмоциональный компонент, как отношение к культурным и историческим ценностям своего народа, и самое главное — национальные интересы, которые стимулируют деятельность людей» /26/.
Национальное самосознание входит составной частью в национальное сознание, и в реальной действительности, в жизнедеятельности нации они выступают как нерасчленимое целое, как формы отражения нацией своего единства и отличия от других этнонациональных общностей. Однако если при этом национальное сознание является результатом отражения бытия как своей, так и других этнонациональных образований, то национальное самосознание есть результат самоотражения, т.е. осознания нацией себя как особой реальности и специфики своего общности. Таким образом, национальное самосознание — это то же национальное сознание, но направленное на более узкий объект (на самое себя), стремящееся к «осознанию своей самости» /27/. Употребляемое в литературе понятие «самосознание нации» шире понятия «национальное самосознание», т.к. включает в себя помимо собственно национальных аспектов и результаты интеллектуальной деятельности нации, имеющие общечеловеческий или интернациональный характер /28/.
Итак, национальное самосознание включает в свою структуру широкий спектр элементов. Вместе с тем реальные процессы, характерные для межнациональных отношений, с необходимостью предопределяют иерархизацию этих структурных элементов.
Современные исследования показывают, что наиболее значимым для существования и воспроизводства самосознания нации является комплекс представлений, влияющий на осознание а) национальной принадлежности (т.е. национальной идентичности) и б) национальных интересов, а также в) национальные чувства и г) национальные идеи. Данные компоненты национального сознания наряду с другими (национальными стереотипами, автостереотипами, идеалами, мифами, символами, представлениями о собственном национальном характере, вкусе и т.д.) являют собой грани интегративного национального образа.
Отправной точкой в формировании национального самосознания безусловно является национальная самоидентификация. Результатом процесса индивидуальной национальной самоидентификации выступает оформившаяся национальная идентичность, т.е. осознание принадлежности к определенной национальной общности, подкрепляемая в большинстве случаев совместным историческим прошлым и настоящим, желанием общего будущего. Если понятие «идентичность» указывает на относительно конечный результат самоопределения, то «идентификация» — на сам процесс, специфику социальных и психологических механизмов, ведущих к этому результату /29/.
Национальная идентичность, равно как и этническая, является результатом осознания этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков собственной («мы») и других («они») общностей. Вместе с тем, как отмечают исследователи, этноцентризм, формирующий известный антагонизм в отношениях «мы — они», в условиях крепкой государственности и веры людей в духовные ценности обычно дремлет, становясь разрушительной силой лишь в периоды кризисов и в условиях социальной нестабильности. Отсюда оформление национальной идентичности предстает как результат более глубокого, содержательного осмысления представлений именно о собственной общности, об образе «мы», не предполагающего и не ведущего к развертыванию антитезы «мы-они».
Такого рода суждения подтверждаются данными различных социологических исследований в стабильных, развитых странах мира /30/, не выявляющих там отчетливых проявлений этноцентризма и национализма, что объясняется как снижением актуальности национальных ценностей в системе ценностей современного человека, так и его стремлением в толерантных, не переходящих в этноцентризм формах выражать отношение к своей и чужой национальной идентичности.
В основу ее кладутся один или несколько наиболее ярко выраженных внешних признаков, характерных для «них» в отличие от «нас», например, физического облика (иная внешность, черты лица и т.п.), социокультурного (иной язык, обычаи, традиции и т.п.), религиозного (иные боги, религия), социально-экономического (иной способ общественного производства и способ жизни — земледельческий или скотоводческий и т.п.), политического (иные способы устройства власти и управления), идеологического (иные системы ценностей) и других признаков.