В Казахстане, как и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья с полиэтническим населением национально-смешанные браки стали распространенным явлением. Если раньше такие браки были характерны, в основном, для европейского, преимущественно восточноевропейского населения нашей республики, то впоследствии они стали встречаться и среди коренного казахского населения, преимущественно среди руководителей и специалистов высшего и среднего звена, интеллигенции и служащих.
В этом несомненную роль оказали контакты между различными этносами, усилившиеся со второй половины XIX столетия в связи с массовым переселением на территорию Казахстана казачества и русско-украинско-белорусского крестьянства, немецких колонистов. Этот целенаправленный миграционный процесс еще больше усилился после установления советской власти в Казахстане. В результате осуществления различных социально-экономических преобразований, вплоть до насильственных, а также массовой гибели казахского населения от голода в 1930-1933 гг. в республике образовался значительный дефицит трудовых ресурсов, который возмещали за счет пришлого населения. Следующее по значимости переселение огромного количества мигрантов совпало со второй мировой войной, повлекшей за собой эвакуацию значительного количества людей из Европейской части бывшего СССР в его восточные регионы, включая Казахстан. Нельзя не сказать и о массовой насильственной депортации на территорию нашей республики, начиная с 1937 по 1944 годы миллионного населения. В их числе были корейцы с Дальнего Востока, курды из Закавказья, поляки и украинцы из Западной Украины и Белоруссии, немцы и калмыки из Поволжья, крымские татары из Крыма, чеченцы и ингуши, карачаевцы и балкарцы с Кавказа. Еще большее влияние на формирование полиэтнического населения нашей реепублики оказало освоение целинных и залежных земель в северных областях республики в 1950-е годы, а также интенсивное строительство промышленных предприятий в Западном, Центральном и Восточном Казахстане в 1950-1970-е годы. Они сопровождались сильным смешением молодежи различных национальностей,, прибывавшей из различных районов РСФСР, Украины и других республик, оказали непосредственное влияние на заключение смешанных браков,
Казахстан в бывшем СССР по числу национально-смешанных браков был на передовых позициях, особенно в сельской местности.
Наши наблюдения, беседы с информаторами, материалы массового этносоциологического опроса населения в разных регионах и областях республики показывают неоднозначное отношение к национально-смешанным бракам или семьям. Во-первых, в этом сказалось влияние этнического состава населения исследуемых регионов. Во-вторых, фактор половозрастного и социально-профессионального состава их насел ения.
Например, в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях, где коренное казахское население издавна ориентировано на традиционные ценности и взгляды, включая семей-но-брачные, настроены отрицательно к таким бракам. За их неприемлемость высказались от 50,3 до 53,2% опрошенных казахов (см. таблицу 7,1,1). Данный показатель усиливается по мере увеличения возрастного состава респондентов, а также в среде лиц с невысоким социальным статусом. Так, на наш контрольный вопрос: «Как относятся Ваши родители к тому, что некоторые люди вступают в брак с лицами другой национальности?» в Южно-Казахстанской области от 61,5 до 68,4% опрашиваемых респондентов из числа казахов показали их отрицательное отношение. Идентичное возрастание ответов по сравнению с собственными свойственны и для других контактирующих с казахами этносам. Диаметрально противоположная позиция характерна для европейского населения, особенно русского. В указанных двух областях лишь от 17,7 до 18,9% из них не воспринимают такие браки. Для них самое главное при создании семьи — взаимные чувства и любовь будущих супругов.
По» мере усложнения этнического состава населения наблюдается более терпимое отношение к смешанным семьям. Например, в Енбекшиказахском районе Алматинской области лишь 1/3 опрашиваемых казахов настроены против смешанных браков и столько же проявляют доброжелательность, если молодожены любят друг друга. В южной столице первый показатель среди казахов-горожан составил лишь 19,7%. в то же время свыше 70% проявили толерантность в данном вопросе. Такие же тенденции заметны в ответах респондентов из числа других этносов. Для более углубленного выяснения такого отношения мы уточнили причины отрицательного отношения родителей к национально-смешанным бракам. Например, в г Туркестане и одноименном районе Южно-Казахстанской области к основным из них казахи-респонденты отнесли следующие факторы: а) незнание языка, обычаев и традиций; б) неуважение к ним; в) трудность проживания с ними; г) неуважение родственников. Эти же показатели с теми или иными изменениями отмечены и в ответах респондентов из числа узбеков. Несколько разнятся ответы русских респондентов, среди которых 81,6% указали на значимость перчисленньгх нами первого и второго показателей. Позитивное отношение к смешанным бракам зафиксированы нами и в ответах респондентов Актюбинском и Ко-станайской областей. Здесь не возражают против рассматриваемых браков от 62,5 до 68,6% казахов, от 72,7 до 78,6% русских и от 79,6 до 81,8% украинцев. В то же время и здесь представители старшего поколения, включая родителей респондентов, придерживаются обратного мнения Например, в Барнаульском и Аксуском районах Павлодарской области поддерживают этот взгляд соответственно 44,4 и 66,7%.
Указанные выше причины зафиксированы нами с теми или иными изменениями и в ответах респондентов Павлодарской области. Здесь респонденты вне зависимости от этнической принадлежности придерживались второго и третьего ответов — трудность проживания с ними, а также незнание языка, обычаев и традиций. Предпочтение, моноэтнических браков, как правило, не связано у казахов с национальной замкнутостью в других сферах общения. против рассматриваемых браков от 62,5 до 68,6% казахов, от 72,7 до 78,6% русских и от 79,6 до 81,8% украинцев. В то же время и здесь представители старшего поколения, включая родителей респондентов, придерживаются обратного мнения Например, в Барнаульском и Аксуском районах Павлодарской области поддерживают этот взгляд соответственно 44,4 и 66,7%.
Указанные выше причины зафиксированы нами с теми или иными изменениями и в ответах респондентов Павлодарской области (см. таблицу 7.1.4). Здесь респонденты вне зависимости от этнической принадлежности придерживались второго и третьего ответов — трудность проживания с ними, а также незнание языка, обычаев и традиций. Предпочтение, моноэтнических браков, как правило, не связано у казахов с национальной замкнутостью в других сферах общения.
В целом, проанализированные нами выше тенденции в отношении смешанных браков с теми или иными вариациями совпадают с идентичными исследованиями известных отечественных этносоциологов. Так, по данным З.К. Шаукеновой, количество одобряющих респондентов превышает количество негативно относящихся практически по всем основным этническим группам. По мнению автора, «противоречия и напряжения в этом естественном процессе могут наблюдаться по самым разным позициям. В будущем возможно выделение группы казахов на юге, резко осуждающих своих земляков за стремление породниться с другими национальностями. Возможны и претензии к русским и русскоязычным за их «неразборчивость» в установлении родственных связей.
Но это направление не выйдет за рамки бытового национализма и развиваться, скорее всего, не будет, так как на юге, в условиях количественного преобладания казахов, несомненно, ассимиляция будет происходить с перевесом казахской культуры.
Ситуация на севере несколько иная. Сопротивление казахов смешанным бракам, высказанное в опросе в таких же размерах, как и на юге, обусловлено сильной языковой и культурной ассимиляцией со стороны русского и русскоязычного населения и, по-видимому, в сдержанных формах это нежелание будет проявляться и далее» [Шаукенова, 2002, с.105, 106]
По сведениям Н. Попова в Казахстане и сейчас лишь 10% не одобряют смешанные браки, 25% относятся к ним с одобрением и 64% считают, что «национальность при вступлении в брак не должна иметь никакого значения» [1998,0.149].
Таким образом, проблема отношения к браку с супругом иной национальности не может быть однозначной. Для одних положительный ответ воспринимается как признак нормального состояния межнациональных отношений. Для других, особенно этнических меньшинств, проживающих дисперсно, отсутствие такой избирательности, может привести в течение ряда поколений к этнической ассимиляции.
Тут однозначного ответа не бывает, так как многое зависит от этнической среды, в котором проживают представители того или иного этноса — в большинстве они или в меньшинстве,
Например, для казахов, проживающих в странах ближнего или дальнего зарубежья, это далеко не простой вопрос. Так, по наблюдению Ингвара Сванберга, в Турции в 1970-е годы из 175 брачных союзов казахов -31 (17,7%) были смешанными. Здесь «процессы аккультурации стали настолько очевидны, что многие казахи рассматривают смешанные браки как угрозу существованию национальной группы. Пожилые казахи пытаются использовать свой авторитет для поощрения эндогамных браков. Родители, по всей видамости, еще имеют огромное влияние на своих детей в выборе подходящего спутника жизни».
Считается, что Казахстан всегда отличался высоким уровнем создания национально-смешанных семей в рамках бывшего СССР. Так, по материалам ЦСУ СССР на основе учета актов регистрации браков ЗАГСами всех союзных республик, Казахстан в 1936 г. занимал седьмое место (после Белоруссии, Грузии, Украины, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана), В указанном году здесь из 41607 зарегистрированных браков на долю национально-смешанных пришлось 5462 (13,1%), в том числе среди городского населения 2010 (17,6%) и среди сельского населения 3452 (11%). Естественно, большинство таких браков пришлось на долю европейского, прежде всего восточнославянского населения. Показатель национально-смешанных браков по республике был значительно выше, чем у коренной казахской национальности — у казахов-мужчин 4,5%, причем казашки вступали в смешанные браки еще реже — всего 0,8%. В основном преобладали казахско-татарские (358) и казахско-русские (272) браки [Борзых, 1984]. В последующие годы удельный вес этнически смешанных семей в республике возрастал. Например, в 1959 и 1979 гг. республика занимала первое место среди сельского населения СССР — 11,9 и 18,2 % и третье во всем населении, соответственно, 14,4 и 21,5%, уступая лишь Латвии и Украине [Население СССР, 1983, с.99]. В сельских районах Казахстана, согласно переписи 1979 г., наибольшая доля национально-смешанных семей отмечается среди малочисленных этносов — у белорусов (61,5%), а также у татар (53,2%) и украинцев (52,6%), почти в два раза она ниже у немцев (27,3%) и русских (23,4%), а у казахов — всего лишь 2,6% [Итоги переписи населения, 1992, с.76-107]. Доля национально-смешанных браков в различных регионах нашей республики не одинакова. Она выше в тех регионах и областях, которые были непосредственно затронуты указанными выше социально-экономическими и миграционными процессами. Поэтому в Северном, Центральном и частично в Западном Казахстане такие браки создавались больше, чем в таких с преобладанием казахского населения южных областях, как Кызылордииская, Атырауская, Южно-Казахстанская и Мангистауская. В последних четырех областях их удельный вес колебался в пределах 3,5-4,9-8,3-9,2%. В то же время в четырех северных областях республики (Костанайская, Акмолинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская) удельный вес рассматриваемых семей составил соответственно 35,3-31,8-28,4-27,2%, а в Центральном Казахстане, представленном Карагандинской областью — 27,6%. А в таких областях с достаточным наличием иноэтнического населения, как Актюбинская, Западно-Казахстанская, Жам-былская, Алматинская и Восточно-Казахстанская этот показатель оказался несколько ниже, колеблясь в пределах 18,3— 1.3,5-12,2—11,8%. Во-вторых, смешанные браки встречаются гораздо чаще в городах, по сравнению с сельской местностью. Из 670568 национально-смешанных семей, зафиксированных переписью 1999 г.- 443564 (66,1%) пришлись на городские и 227004 (33,9%) — на сельские [Домохозяйства РК, 2001, ч.З, с.34, 40]. В то же время если в целом по республике было отмечено 18,8% таких семей, то в городе он и составил 20,4%, а в сельской местности — 16,4%.
Динамика национально-смешанных браков. Теперь исследуем поставленную проблему в региональном аспекте, опираясь, прежде всего, на архивные материалы ЗАГСов, начиная с тех, которые отличались высоким уровнем создания сме-шанных браков.
Северный Казахстан. Доля национально-смешанных браков в Павлодарской области, как и в целом в Северном Казахстане, выше, чем в других сельских районах республики, приближаясь к данным городской местности. Указанные браки в 1966-1986 гг. составляли в Баянаульском районе 19,9%, в Ак-суском — 38,3%, в Иртышском — 39,2%, в Щербактинском — 42,2% (см. Приложение А, таблицу 7.2.1), в то время как по данным 1970 г. в сельских районах Молдавии, Кыргызстана, Казахстана и Латвии они составляли 10-17%, а в городах Молдавии, Украины, Белоруссии и Латвии — 25,4-34,1% [Дробюкева, 1981, с.220; Козлов, 1982, с. 126]. Рост смешанных браков был особенно заметен в 1950-1960-е годы как в силу проводимых широкомасштабных социально-экономических преобразований, так и сложившейся этнодемографической ситуации. Начиная с 1970-1980~х годов данный процесс несколько стабилизировался,, так как в них основное участие принимали не только второе поколение бывших мигрантов, но и постоянное население, представленное казахами и другими контактирующими с ними этносами.
В рассматриваемом регионе в зависимости от этнического состава населения, проживающего в указанных районах, наблюдаются различия в уровне заключения отмеченных браков. Так, в полиэтническом Ермаковском и Иртышском районах процент заключения таких браков выше, чем в моноэтническом Баянаульском районе, населенном преимущественно казахами. Такая же ситуация характерна и для Иаур-зумскрго района, где преобладает казахское население и для полиэтнического Ауликольского района Костанайской области (см. Приложение, таблицу 7.2.2). Следует также подчеркнуть то немаловажное обстоятельство, что удельный вес исследуемых браков намного выше в районных центрах по сравнению с обычными сельскими населенными пунктами, не говоря уже о городах. В них больше возможностей для ежедневного общения с представителями других этнических общностей, которое может впоследствии заложить основы будущих брачных отношений.
Западный Казахстан. По данному региону мы располагаем статистическими данными ЗАГСа по г. Жанаозен Мангистауской области (см. Приложение, таблицу 7.2.3). Город, основанный в середине ] 960-х годов как будущий центр нефтедобывающей промышленности, формировался как за счет коренного казахского, так и пришлого населения из различных регионов бывшего СССР, главным образом из Кавказа (Дагестан) и Российской Федерации. Здесь за 1966-1990 гг. из 9968 зарегистрированных браков национально-смешанные составили 2218 (22,2%). Здесь с каждым десятилетием по мере увеличения коренного казахского населения и оттока европейского, прежде всего русских, а также лезгин наблюдается уменьшение удельного веса исследуемых браков.