Национальные рынки являются неотъемлемой частью мирового рынка и внешнеэкономические связи выступают здесь в качестве мощного усилителя тенденций развития и само усиление внешнеэкономической ориентации дает новые возможности для дальнейшего развития или смягчает возникающие проблемы.
Происходящие изменения на мировых рынках много-плановы и разновелики, что является следствием формирования нового состояния глобальной взаимозависимости и, соответственно, ее сочетания и противоречивости предопределяют целесообразность новой оценки реальности, отличной от аналогов прошлого развития. Быстрый рост и обновление производительных сил обусловили формы взаимозависимости, которые по мере исторического развития приобрели сложный характер. Внедрение научно-технических достижений в инфраструктуру расширили взаимодействие между индивидами, упростили передачу информации и организацию международных внешнеторговых и других коммерческих сделок. Внешняя экспансия развитых государств проявилась в росте объемов внешней торговли, вывоза капитала, интенсивном развитии научно-технического сотрудничества и породили международное производство ТНК.
Политики государств, направленные на интеграцию в международное разделение труда, «разбили» единый процесс производства конечных продуктов на многочисленные технологические стадии, что позволило сырье производить в одной части мира, энергетические источники — в другой, а конечный продукт — в третьей. Такая ситуация не могла не привести к гомогенизации потребительского спроса, поскольку производство, сам процесс управления, образ жизни стали нивелироваться, все более соответствуя международным нормам и стандартам. Мирохозяйственная конъюнктура, подвергаясь динамичному изменению, предопределяла необходимость внешнеэкономической активности той или иной страны. Соответственно, дальнейшее развитие государств зависило от умелой, современной и своевременной торговой политики.
Усиление взаимозависимости и взаимосвязи субъектов международного разделения труда приводит к возникновению определенных проблем на мировом рынке, состоящих из сочетания выгод от специализации с защитой от внешнего воздействия /8/.
Выделяют четыре вида взаимозависимостей на мировом рынке:
1) структурную, т.е. когда страны настолько взаимосвязаны, открыты друг другу, что изменения в экономике одной страны непременно сказываются на другой;
2) взаимозависимость целей в области экономической политики;
3) взаимозависимость внешних факторов экономического развития;
4) политическую взаимозависимость между субъектами.
Взаимозависимость приводит к зависимости, представляющей собой такие причинно-следственные связи, при которых внешние факторы оказывают влияние на развитие того или иного национального рынка. В более сложном состоянии находится страна, когда решение любой проблемы требует соответствующих изменений в виде мер по приспособляемости, которая отражает такую степень уязвимости, когда при одинаковой чувствительности к чему-либо две страны осуществляют процесс адаптации с различными издержками.
Если страна имеет возможность не прибегать к этим мерам, но, тем не менее, она испытывает относительную безопасность, то можно сказать, что зависимость проявляется в виде чувствительности, когда быстрые изменения в одной стране вызывают издержки на рынке другой страны. Более высокие степени зависимостей уже будут принимать всевозможные формы уязвимости, что под влиянием внешних факторов, обусловливает неизбежность несет чрезмерные издержки приспособляемости в момент перехода критического порога. Среди мер по приспособляемости, которая является не чем иным как способностью государства влиять на негативную ситуацию, вызванную внешними факторами, можно назвать:
а) диверсификацию торговых связей;
б) укрепление и интенсификацию разностороннего сотрудничества;
в) нажим;
г) экономию и создание резервов;
д) формирование экспортных производств и др.
Использование всех этих подходов при анализе внешнеэкономической, в том числе внешнеторговой, политики развитых и развивающихся государств в пространстве АТР, Латинской Америки позволило зафиксировать возможные реакции государств на внешний вызов со стороны рынков. Приведенные выше методические приемы, как правило, фиксировали лишь одну из сторон усиления взаимосвязи, и чаще всего они рассматривались с позиций внутренних мотивов государства в реализации собственной стратегии. Кроме того, это может быть следствием внешнеэкономической экспансии более сильного государства, а также вызвано и воздействием международных организаций, региональных блоков или международных концернов.
Усиливающееся углубление международного разделения труда и внешнеэкономических связей развивают новые механизмы партнерства, воспроизводя его гибридные смешанные формы, сочетающие в себе элементы как западных, так и других, незападных ценностей, которые приобретают большую автономность и становятся привлекательными либо по содержанию, либо по полученным последствиям. К тому же именно японские формы социальной организации все более вписываются в процесс формирования постиндустриального общества и на западе. На пути продвижения развивающихся стран особую трудность создает функционирование ТНБ и ТНК, т.е. формирование на их территории звеньев (Гонконг и т.д.), через которые создается автоматический «источник» для выкачки дешевых материальных ресурсов и самовозрастающих финансовых потоков. Усиливающаяся внутрифирменная кооперация, и соответственно торговля, теряют страновую значимость, выделяя лишь свое технологическое звено, находящееся в том или ином государстве. Это предопределяет вывод о сохранении асимметрии, несмотря на усиливающиеся тенденции глобализации и интегрирования в мировом пространстве.
Западная модель глобализации и универсализации, в конечном счете, направлена на фиксацию данной асимметрии, когда любое национальное государство вооружается приемами, противодействующими тому, чтобы страна превратилась в страну второстепенной значимости в мирохозяйственных связях. Запад побуждает развивающиеся страны форсировать свой экономический рост и осуществлять крупномасштабные преобразования. В частности, к ним можно отнести попытки использования преимуществ регионализма в своих интересах (АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, СНГ), которые практически представляют собой локальную универсализацию в границах географического ареала рынка.
Внешняя среда аналогичным образом нацеливается на достижение внутреннего единства и обеспечения текущих интересов. Так, США и страны Европы выработали политику долгосрочной региональной интеграции, когда целая группа стран взаимодополняет друг друга на едином рыночном пространстве в целях наиболее полного и рационального использования ресурсов развивающихся стран.
Мировой хозяйственной системе свойственно качество внутреннего разнообразия. При этом достигается устойчивость, пропорциональная степени такого разнообразия. Целесообразность и необходимость полноценного участия страны в процессе глобализации, как показывает ход исторического развития, практически не осуществляется сразу, а созревает в течение двух-трех десятилетий, трансформируясь через переходные периоды. Между тем, следует зафиксировать, что национальный интерес страны наталкивается на факторы, ослабляющие роль национального государства на мировых рынках, поскольку значения национальных границ становятся более зыбкими. Благодаря усиливающейся взаимообусловленности широкого круга факторов государство пытается реализовать свои национальные интересы в новых формах, иногда в новых сферах деятельности. На этот процесс оказывает влияние усиливающаяся мощь региональных блоков. Ситуация складывается таким образом, что принимаемые правительствами стран ЕС, НАФТА и т.д. меры направлены на усиление степени открытости других национальных рынков, где тот или иной местный субъект рынка не в состоянии выдержать конкуренцию со стороны партнеров.
Анализируя социально-экономические последствия этого, в том числе финансовых кризисов в мировом пространстве, следует отметить, что рекомендации, попытки улучшить положение в развивающихся и других странах со стороны международных организаций и стран Запада в большинстве своем не способствовали стабилизации экономик многих из них. Более того, следует признать, что рекомендации не носили глубокой системности, а охватывали такие направления, как достижение открытости экономики, адаптация мировой финансовой системы в данных регионах и обеспечение макроэкономической стабилизации. Сама же система официальной помощи развитию предполагала обеспечение определенной степени демократизации общества развивающихся стран. Однако, учитывая, что это достигается лишь на длительном промежутке времени, обеспечили еще большую блокаду догоняющему развитию. Все это свидетельствует о том, что модели, рекомендованные Западом, не были направлены на структурную перестройку общественно-производственной системы. На примере стран СНГ можно сказать, что первые 5-7 лет перестройки не дали рост ни на один процент, а отбросили независимые государства на десятилетия назад.
Развал Союза был событием геополитического масштаба, когда из орбиты внешнеэкономической политики все более вымывались инструменты идеологии, делая приоритетным социально-экономические вопросы. Ситуация в мире складывается так, что мирохозяйственная система расширяет экономическое взаимодействие, формируя новые территориальные рынки. Причем, она втягивает в себя новые рынки, которые в свою очередь заинтересованы в занятии определенной ниши в данной системе.
Поскольку современный период развития характеризуется активизацией вовлечения в международные экономические отношения различных стран, то целесообразно определить, каково воздействие мирохозяйственной системы на экономику этих стран и обратное. Реализация этих возможностей зависит от многих явлений, в частности, от состояния всей мирохозяйственной системы, интегрирующей страны, слаженности процесса взаимосвязей и характера взаимодействия стран с мирохозяйственной системой, которую будем именовать понятием «среда», которую можно искать в системе аналитических подходов «структура-агент». Изучение позволило сделать вывод, что во взаимоотношениях «страна-среда», существует принцип обратной связи. Страна, став субъектом международных отношений, несет во внешнюю среду, в т.ч. и на мировой рынок, следующее:
— объем значительных природных и материальных ресурсов;
— научно-технический потенциал;
— экономический потенциал;
— национальную специфику и т.д.
В свою очередь во внешней среде происходит:
— рост участников внешнеэкономических связей и переплетение национальных и мирохозяйственных внутренних и внешних факторов;
— изменение общего объема ресурсов и преобразование их материально-вещественной формы;
— инкорпорирование стратегических целей и задач стран;
— усиление торговых и производственных связей;
— удешевление сырьевых и топливных ресурсов;
— усложнение и развитие различных форм внешнеэкономического взаимодействия;
— формирование закономерностей развития мирохозяйственной системы на основе усиления сходных черт экономик, взаимозависимости и взаимодополняемости.
Национальная экономика, которая представляется составной частью этой внешней среды, сама ощущает обратное воздействие на себе:
— импульсов для усиления и роста международного разделения труда, которые пронизывает социальную, культурную и политическую сферы;
— необходимости рационализации хозяйствования;
— импульсов для повышения производительности труда;
— усиливающейся конкуренции;
— необходимости структурной перестройки, в том числе свертывание не эффективных хозяйственных звеньев;
— необходимости совершенствования управления и методов хозяйствования;
— дешевизны импортной продукции, которая ведет к снижению издержек производства и сдерживанию инфляции;
— внедрении крупносерийного и стандартизированного производства;
— увеличении внешнеэкономических операций, международных расчетов, которые придают импульс развитию инфраструктуры, унификации в производстве, учете, стандартах, в требованиях к качеству;
— форсировании быстрого ряда прогрессивных отраслей и переноса традиционных отраслей в границы собственного пространства и т.д.
Зачастую из внешней среды механически осуществляется экспорт определенных ее противоречий, а в национальной экономике вымывается национально-производственный комплекс, замораживая процесс внедрения в производство достижений науки и техники. Однако, в целом же во внешней среде в том или ином звене в результате этого смягчается острота кризисных явлений, увеличивается результативность научно-технических достижений, ускоряется процесс их внедрения. Развитые экономики при этом остаются в выигрыше, добиваясь значительных темпов роста, преодолевая отраслевые и хозяйственные диспропорции, мобилизуя дополнительные ресурсы и экспортируя те или иные неэффективные производства за пределы собственных национальных границ.