Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа кредитной системы во всех странах. Они выступают государственными органами экономического управления. Главенствующая их роль обусловлена широкими полномочиями, которые предоставлены им государством. Центральный банк является эмиссионным, резервным, кассовым центром страны, обладает правом нормотворчества, контроля, выполняет роль «кредитора последней инстанции», «банка банков», определяет денежно-кредитную и валютную политику; основная цель его деятельности—не извлечение прибыли, а воплощение в жизнь денежно-кредитной политики и руководство кредитной системой страны. Как показывает мировой опыт, наделение государством Центрального банка широкими полномочиями позволяет ему обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк проводит общегосударственную политику стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности. Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного платежеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер, т.е. денежная масса, в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры и объема денежного оборота Национальный банк осуществляет посредством управления операциями банков второго уровня.По закону «О Национальном банке Республики Казахстан» Национальный банк является центральным банком страны и представляет собой верхний уровень банковской системы республики.
Как было отмечено в предыдущей главе, бывшая Республиканская контора Госбанка СССР преобразована в Национальный банк Республики Казахстан. Он превратился из обычного государственного банка, который занимался обслуживанием обычной клиентуры, в центральный эмиссионный банк и стал «банком банков». На практике это означает, что все кассовые резервы концентрируются в Национальном банке, и их поступление в хозяйственный оборот происходит посредством пополнения кассы коммерческих банков через учреждения Нацбанка. Все банки осуществляют безналичные расчеты через посредство учреждений Национальный банка, а в случае необходимости получают кредиты Нацбанка. В итоге и наличный и безналичный обороты денежных средств концентрируются в Национальном банке и его учреждениях. Нацбанк — юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, которое составляют денежные резервы, включая собственные золотовалютные резервы, другие материальные ценности. Источниками формированиям имущества являются доходы, полученные от банковской деятельности, доходы от ценных бумаг, дотации из соответствующих бюджетов. Согласно ст. 9 Закона Национального банка формирует уставный фонд в размере 20 млрд тенге за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета, стоимости переданных государством в распоряжение Нацбанка основных фондов и отчислений от полученной Нацбанком прибыли. В мировой практике встречаются разные правовые формы организации деятельности Центрального банка в условиях рыночной экономики; — унитарный банк с 100%-ным участием государства в формировании его капитала; — акционерное общество, часть акций которого принадлежит государству (или без участия государства); — объединение ассоциативного типа (с участием или без участия государства); — система независимых банков, в совокупности выполняющих функции Центрального банка. В США в имуществе центральных банков государство не участвует, их капитал состоит из паевых взносов коммерческих банков, вступающих в члены Федеральной резервной системы (ФРС).
Нацбанк по существу является унитарным органом. Государство — единственный подписчик и владелец уставного фонда. Основные фонды состоят из зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других ценностей, а оборотные средства — из принадлежащих банку собственных денежных средств. Нацбанк образует резервный и другие фонды. Резервный фонд формируется в размере уставного фонда, пополняется за счет собственной прибыли и предназначается исключительно для покрытия потерь и возмещения убытков по проводимым операциям согласно положению об этом фонде. Прибыль Нацбанка за финансовой год определяется как разница между доходами и расходами, относящимися к данному финансовому году, включая в себя списание амортизации активов, в том числе, части стоимости выпуска банкнот и монет, которую можно амортизировать на срок не более одного года. Оставшаяся часть прибыли после формирования уставного, резервного и других фондов перечисляется в республиканский бюджет. Нацбанк и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов налогов и сборов. Кредитные ресурсы Нацбанка формируется за счет:
— собственных средств;
— денежных средств, привлеченных другими банками и размещенных на договорной основе в Нацбанке;
— средств, привлеченных из-за пределов Республики Казахстан;
— государственных специальных фондов и временно свободных средств бюджета. Национальный банк Казахстана представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Структура управления и другие организационные вопросы деятельности Нацбанка регламентируются на основе Закона «О Национальном банке Республики Казахстан» и Положения о Национальном банке Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента РК от 11 августа 1999 г. №188 с последующими изменениями и дополнениями. Организационная структура Национального банка РК состоит из центрального аппарата, представительства в Москве, 16 территориальных филиалов, центра кассовых операций и хранения ценностей, а также 7-ми организаций на самостоятельном балансе в правовом статусе Республиканского государственного предприятия (РГП) и 5-ти акционерных обществ (АО): Казахстанский фонд гарантирования депозитов, Национальный процессинговый центр, Казахстанский актуарный центр, Фонд гарантирования страховых выплат, Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов. Высшим органом управления Нацбанка является правление, возглавляемое председателем Нацбанка, Правление состоит из 9 человек. В его состав входят председатель Нацбанка, 5 должностных лиц Нацбанка, один представитель Президента и два представителя от Правительства. Члены правления утверждаются Президентом Республики Казахстан. Правление решает следующие вопросы:
— разрабатывает денежно-кредитную политику;
— утверждает нормативные акты, разработанные Нацбанком;
— определяет номинальную стоимость и орнаментальную графику банкнот и монет на основе утвержденной Президентом концепции;
— устанавливает процентные ставки по операциям Нацбанка с банками и бюджетом Республики Казахстан;
— утверждает порядок определения обменного курса валюты Республики Казахстан; Председатель Нацбанка назначается Президентом по представлению парламента сроком на шесть лет.
Председатель Нацбанка действует от имени государства, представляет без доверенности Нацбанк в отношениях с государственными органами, банками, кредитными, международными и другими организациями. Председатель Нацбанка наделен полномочиями принимать оперативные и исполнителъно-распроядительные решения по вопросам деятельности Нацбанка, за исключением полномочий, которыми наделено правление, заключать от имени Национального банка договоры. Председатель Нацбанка руководит деятельностью правления, совета директоров и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Нацбанк. Он может передавать отдельные полномочия членам правления и совета директоров. На время отсутствия председателя Нацбанка работу правления возглавляет один из его заместителей. Председатель Нацбанка вправе подать в отставку, представив Президенту свое письменное заявление за два месяца до ухода. Он освобождается от должности Президентом. Заместители председателя и члены правления могут подать в отставку, представив свое письменное заявление Президенту страны через председателя Нацбанка за два месяца до ухода. Органом оперативного управления Нацбанка является совет директоров (директорат), возглавляемый председателем Нацбанка. Директорат, в соответствии с Законом «О Национальном банке Республики Казахстан», принимает решения по всем вопросам, находящимся в ведении Нацбанка, за исключением тех, которые входят в компетенцию правления и председателя Нацбанка. Центральный аппарат Национального банка состоит из 8-ми департаментов: исследований и статистики, платежного баланса и валютного регулирования, юридический, монетарных операций, бухгалтерского учета, информационных технологий, внутреннего аудита, по работе с персоналом; 11 самостоятельных управлений: по работе с наличными деньгами, международных отношений, платежных систем, по обеспечению деятельности руководства Национального банка, операционное, планирования и контроля бюджета, внедрения автоматизированных банковских информационных систем, безопасности, документационного обеспечения и контроля, хозяйственное, координации (г. Астана), а также первый отдел. Название департаментов и управлений раскрывает выполняемые ими функции, как первого уровня банковской системы страны по координации, управлению и регулированию деятельности банков второго уровня; самостоятельные организации в форме РГП и АО, подчиненные Нацбанку, являются его инфраструктурой и создают условия нормальной и беспрерывной его работы.