Научный стиль — один из функциональных стилей русского литературного языка, обслуживающий сферу научной и технической литературы. Особенности научного стиля объясняются предназначенностью специальных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. В связи с этим указанный стиль, как и другие книжные стили, характеризуется ясностью, точностью, объективностью, логичностью и доказательностью изложения, полнотой информации. Такой подаче материала способствует в должной мере обращение к формулам и уравнениям, графикам и диаграммам, статистическим таблицам и опорным схемам. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Научный стиль реализуется в письменной и устной форме. Возникновение и развитие научного стиля связано с эволюцией различных областей научных знаний, обеспечивающих многообразные сферы деятельности человека. Специфичные черты научного стиля речи: предварительное обдумывание высказывания, преобладание текстов монологического характера, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Научный стиль имеет как ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук, так и жанровые различия, что позволяет говорить о специфике стиля в целом и об особенностях таких его разновидностей, как:
— научно-популярный;
— научно-технический;
— научно-деловой;
— научно-публицистический;
— учебно-научный.
Следует указать на сложности, которые могут возникнуть при определении жанровой принадлежности произведений научного стиля. Так, чтобы определить, что приведенный ниже отрывок, взятый из книги Н.И.Формановской «Речевое взаимодействие; коммуникация и прагматика», относится к собственно научному стилю, необходимо установить не только название источника, но и его предназначение. Аннотация свидетельствует, что книга адресуется студентам-филологам старших курсов, магистрантам, аспирантам, стажерам, преподавателям иностранного языка и русского языка как иностранного; она может заинтересовать также психологов и социологов, изучающих общение. К средствам и компонентам невербального общения следует отнести коммуникативно-значимое молчание. Прежде всего, молчание — это ролевая обязанность слушающего, форма его этикетного кооперативного поведения (не перебивать, выслушивать, дослушивать и т.п.)/ при этом подавая вербальные и невербальные сигналы своего участия в коммуникации; кивки, направленность взгляда, междометия типа «угу», и мн. др., подтверждая тем самым контакт внимания, понимания и т.д. это «нормативное» молчание слушающего, отвечающее ожиданиям говорящего. Другой тип молчания принадлежит роли говорящего, когда партнер ожидает от него словесной реплики, но вместо этого получает нулевой заместитель вербальных знаков.
На этом и подобных примерах нетрудно убедиться, что приведенная выше классификация не является универсальной, содержит элемент условности и имеет открытую структуру: возможно включение в нее типов собственно научной речи, научно-методической, научно-рекомендательной
и др. Опыт преподавания стилистики в вузе позволяет нам предложить свою классификацию жанров научного стиля, в основу которой будет положен дидактический подход. Он обусловлен целевой установкой, отражающей степень самостоятельности выполняемой учебной, научной, поисковой деятельности на различных этапах познания. Так, отдельные жанры научного стиля могут быть охарактеризованы как репродуктивные: конспекты, тезисы, планы, аннотации, информативные рефераты. Без обращения к ним невозможен этап ученичества: имея практическую ценность, эти жанры научного стиля формируют навыки синтетической переработки научных текстов, позволяют усвоить путем анализа образцов общие подходы к отбору языковых средств и структурированию отраслевой информации. От репродуктивных жанров научного стиля рекомендуется перейти к усвоению репродуктивно-творческих, чтобы сформировать представление о специфике создания текстов научных докладов и сообщений, отзывов и рецензий, обзоров и индикативных рефератов, курсовых работ и дипломных проектов. Самостоятельность проявляется в овладении законами конструирования текстов — рассуждений; объяснений, доказательств, размышлений, а также в том элементе новизны (собственного вклада в исследование научной проблемы), который является обязательным условием репродуктивно — творческих жанров. Законы структурирования поисково-творческих жанров (диссертации и монографии, учебно-справочные материалы и научные статьи) осваиваются в магистратуре, но умение излагать свою точку зрения грамотно, последовательно, доказательно формируются в процессе овладения репродуктивными и репродуктивно-творческими жанрами. Большую роль при этом играет участие в работе студенческого научного общества (СНО), функционирующего на всех факультетах вузов, а также специальные учебные предметы в планах подготовки магистров. В ходе освоения этого материала студентам и магистрантам предстоит научиться не только определять задачи научного поиска, но и формулировать их (изучить, систематизировать, обобщить, классифицировать, уточнить, проверить, конкретизировать и т.д.), в зависимости от чего и делать отбор исследовательских приемов действий. Не менее важным является наличие у молодых исследователей точных представлений о конечном результате проведенного изыскания (закон, классификация, модель, правило, рекомендации), для чего необходимы точные семантические характеристики целого ряда понятий. Навыки отбора и систематизации материала формируются в ходе изучения литературы и описания результатов наблюдений и экспериментов.
При анализе научного стиля русской речи традиционно используются уровневые подходы, соотносимые с единицами языка, и особого внимания заслуживает характеристика лексического состава его жанров. Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами, в том числе — интернациональными. Л.В.Щерба писал, что в среднем терминологическая лексика в научной информации составляет около 25 процентов, однако проанализированные нами сборники научных трудов свидетельствуют, что в целом научный стиль русской речи имеет тенденцию к увеличению этого процента. Для доказательства приведем отрывок из статьи доктора филологических наук, профессора В.А.Редькина «Референция и порождение дискурса»;
Итак, порождение десигната в коммуникации содержит следующие последовательно проводимые операции:
1) апперцепция референта (фрагмента перцептивного мира, т.е. включение в синопсис парадигматических полей картины мира результатов восприятия референта в сравнении новой и старой информации об устройстве перцептивного мира);
2) референция, т.е. построение суждения об апперцепции референта; в суждении старая информация образует предикат, а новая — субъект; суждение, полученное в референции, называется идеальным референтом;
3) линеализация, т.е. разбиение на части, моделирующее ситуацию во фрагменте перцептивного мира;
4) символизация — осмысление результатов линеализации как последовательности предметов (актантов) и сирконстантов (признаков), связанных между собой отношениями зависимости;
5) образование филологических структур в результате перифраз подбором из идеографических групп существительных для актантов и глаголов и наречий для сирконстантов. (с.Ш)
Использование статистического метода позволяет утверждать, что здесь значительно превышен нормативный порог, что свидетельствует об адресации статьи узкому кругу специалистов и об использовании собственно научного стиля. Анализ содержания научных статей в различных сборниках и материалах конференций дает представление о двух существенных проблемах в использовании научного стиля речи, решение которых становится в современных условиях чрезвычайно актуальным.
Как известно, научный стиль, в частности, его терминологический пласт не заинтересован в синонимии. А между тем гуманитарные науки особенно и естественно-математические — частично все чаще нарушают это требование, причем не всегда оправданно. Для примера достаточно обратиться к дидактическому термину обеспечение. В научных публикациях его называют методическим, учебно-методическим, дидакто — методическим, системно-методическим, научно-методическим, программно-методическим. Обращение к этимологии перечисленных понятий дает представление о совокупности дидактических средств, позволяющих педагогу профессионально организовать свою деятельность, сделать ее результативной и эффективной.
П.И. Образцовым проведен семантический анализ перечисленных выше видов обеспечения, позволивший сделать вывод, что большинство из них синонимичны, поскольку имеют общий родовой признак, в качестве которого выступает методическое обеспечение учебного процесса. При различных названиях общим для рассматриваемых видов обеспечения является указание на совокупность используемых педагогом методов, средств и форм обучения, позволяющих обеспечить реализацию определенных в типовой программе задач. Интернет содержит сведения о наличии в каждой стране Комитета по разработке и внедрению терминологической лексики. Однако служба информации не поставлена, к сожалению, на должный уровень, в результате мы мало осведомлены о правомерности хождения того или иного термина, а магистранты и соискатели, нарушая традиции, в обзорной части своих исследований не могут определить авторство того или иного терминологического понятия, его этимологию. При обилии научной информации в целом, в каждой отрасли знаний можно обнаружить использование в роли терминов многозначных слов, а то и окказионализмов. Вопрос об их систематизации и унификации особенно волнует вузовских преподавателей, которые готовят специалистов как для практической работы, так и для научно-исследовательской деятельности. Не менее важным представляется решение проблемы с отграничением понятий «терминологическая лексика» и «профессиональная лексика»: в ряде научных исследований такая попытка сделана, но в лингводидакти-ке эти понятия употребляются без должной дифференциации. Для доказательства достаточно указать на тот факт, что в школьном учебнике вся научная лексика представлена под общей дефиницией — профессионализмы. Приходится констатировать парадокс: нарушение принципа научности в самой научной речи.
Своеобразие стиля научных работ состоит также в использовании абстрактной лексики. Решение научных задач в «аспекте», в «русле», в «формате», их «анализ», «изучение», «рассмотрение», «осмысление», «дифференциация» и «унификация» далеко не всегда отражают суть проделанной автором работы и также нуждаются в конкретике путем создания пособий, адресованных молодым ученым и снабженных в какой-то мере эвристикой их освоения. Повышение требований к уровню лингвистической подготовки специалистов с высшим образованием обусловлено ориентиром на гуманизацию общества, в котором коммуникативная компетенция характеризуется как обязательная составляющая компетенции профессиональной. Особенность взаимосвязи лингвистических дисциплин с предметами базового и профилирующего циклов всех специальностей заключается в целесообразное и практической необходимости приобщения студентов к чтению и обработке научной информации на родном и неродных языках, что связано с формированием у них общепредметных навыков. Нами подготовлено учебное пособие, цель которого — научить студентов основам подготовки и оформления научной работы в соответствии с действующими нормативными документами. Стандартизация в настоящее время затрагивает все элементы научного произведения: язык, композицию, символику, библиографический аппарат. В связи с этим студенту необходимо знать не только особенности письменной научной речи, основные закономерности функционального стиля научной и технической литературы, но и стандарты, определенные нормативными и инструктивными документами, в которых закреплены требования, предъявляемые к оформлению результатов научно-исследовательских работ. Данное пособие призвано оказать им в этом посильную помощь. В соответствии с указанными требованиями в пособие введены сведения о содержании и оформлении ряда важных жанров научного стиля; планов, тезисов, конспектов, аннотаций, отзывов, рецензий, рефератов. Практика показала, что при написании научной работы, курсового или дипломного проекта студенты испытывают затруднения в оформлении списка источников. Снять указанные трудности позволят имеющиеся в пособии примеры библиографического описания, В пособии студенты найдут также материал, способствующий формированию общепредметных умений, к числу которых относится составление обзоров, работа над компрессией текста, реферирование, рецензирование и написание отчетов. Усвоение особенностей научного стиля речи — та лингвистическая база, которая необходима для формирования навыков его использования, Коммуникативная компетенция формируется при организации на занятиях дебатов и заседаний круглого стола, при проведении семинаров и форумов, ситуативных ролевых игр и др. Внеаудиторные формы работы полилинг-вальной направленности (встречи с учеными, проведение тематических Декад, участие в конкурсах и олимпиадах) также способствуют формированию профессиональной компетенции, Памятуя о том, что языковые занятия могут иметь непосредственный выход в научную деятельность студентов по линии СНО, мы знакомим студентов с авторским видением оснований для классификации жанров научного стиля. Практика свидетельствует, что уверенно и свободно участвуют в дискуссиях специалисты, которые овладели не только формулами речевого этикета, но и законами полемики, умеют излагать свою точку зрения грамотно, последовательно, доказательно. Поскольку научное выступление чаще всего строится по законам текстов-рассуждений, лингводидактический аспект проблемы заключается в том, чтобы закрепить и усовершенствовать навык структурирования их вариантов: объяснений, доказательств, размышлений. Упражняя мозг и психику, совершенствуя свои знания на различных этапах вузовского становления, молодой специалист поднимается к научному способу мышления, результатом проявления которого служит речь. Поскольку стратегия подготовки будущего исследователя вырабатывается на основе речевой и коммуникативной компетенции, в вузе идет процесс гуманизации всех отраслей человеческих знаний, что закономерно повышает ценность лингвистической подготовки специалистов, при этом должное внимание уделяется усвоению и русского языка. Обоснование необходимость формирования у молодых исследователей навыков и умений лингвистической (языковой, речевой, коммуникативной) направленности вновь возвращает нас к мысли о значимости лингвистического аспекта в характеристике научного стиля речи.
Узнайте на сайте