Утверждение христианства в Римской империи привело к закрытию философских учебных заведений, изгнанию философов и ученых, которые нашли себе пристанище в странах Ближнего Востока — Сирии, Иране. Здесь в условиях развивающейся городской жизни появились философские и научные школы, переводческие центры, библиотеки, а затем и академии. В «Домах мудрости» (так именовались религиозно-культурные и переводческие центры), помимо философских и теологических учений изучалась медицина, математика, астрономия, география. Здесь также делались переводы с греческого на сирийский, среднеперсидский, арабский языки работ выдающихся мыслителей античности. Восток сохранил для Запада античное философское и научное наследие. С образованием халифата культурные и научные связи расширились, а исследования стали более глубокими и целенаправленными. И это вполне соответствовало духу мусульманского правоверия, еще не закостеневшего в тисках догматизма. Во всех странах Центральной Азии халифата велась активная переводческая деятельность. В IX в. ее центром стал «Дом мудрости» в столице Сирии Багдаде, основанный халифом Харун ар-Рашидом. Арабо-мусульманским ученым были известны все основные научные и философские произведения греко-римского мира: астрономия Птолемея, работы Эвклида и Архимеда, Гиппократа, Галена, Платона, Аристотеля, Порфирия. Устремленность к знанию через разум позволила средневековой арабо-исламской культуре за два века достичь расцвета мысли, которая составила целую эпоху в развитии общечеловеческой культуры. Достижения в этой сфере во многом определялись тем, что арабо-мусульманская философия, не только защищала ислам и его догматы, как это было свойственно и европейской схоластике, но была тесно связана с деятельностью философов как ученых-универсалов, обладающих обширными знаниями в самых различных областях: в математике, физике, логике, медицине, языкознании, музыке и даже строительстве. Благодаря союзу с наукой философия сблизилась с практикой, приобрела в трудах перипатетиков естественнонаучную ориентацию. Выводя мысль из области чистого умозрения, она увязала ее с обыденной жизнью. И религиозное, и светское философское знание были направлены на поиски достоверной основы, но между ними имелась существенная разница. Религиозное знание ориентировалось на мир запредельный, поэтому познание мира земного выполняло в нем второстепенную роль подступа к миру иному. Знание же философско-научное было ориентировано на постижение не только религиозных истин, но и жизнь земную, мир природы. Математик аль-Хорезми (780-930) так описывал цель своих исследований в алгебраическом трактате «Книга об исчислении алгебры и аль-мукабалы»: «Я составил краткую книгу… заключающую в себе простые и сложные вопросы арифметики, ибо это необходимо людям при делении наследства, составлении завещаний, разделе имущества и в судебных делах, в торговле и всевозможных сделках, а также при измерении земель, проведении каналов, в геометрии и прочих разновидностях подобных дел». Об интересе к опытному знанию и организации практики наблюдений на мусульманском Востоке свидетельствует история его науки. Хотя положение ученого здесь не было достаточно обеспечено, все же некоторые интересующие правителей исследования финансировались ими. Помимо «Домов мудрости» на Востоке существовали подобия исследовательских центров, оснащенных сложным оборудованием — такие как мегарская обсерватория Насириддина Туси (ХШ) или обсерватория Улугбека близ Самарканда (XV). С X века создавались Дома науки. Арабские ученые сделали ряд открытий в таких областях науки, как математика, астрономия, физика, оптика, химия, медицина. Это способствовало и развитию философии, разработке ею методологии научного познания, определения роли и места в науке опытного знания. Опыт как основу научного исследования определил известный химик средневекового Востока Джабир ибн Хайан: «Долг занимающегося физическими науками и химией — это труд и проведение опытов. Знание приобретается только посредством их». Арабо- мусульмансктими философами (фалисафами) были предприняты попытки разработать единую согласованную теорию познания, дополненную суфистским мистическим гносисом, зороастризмом и буддийским самосозерцанием. Эта философия как часть исламской культуры не имела собственного предшествующего этапа, но, тем не менее, ГХ-Х вв. сформировалась как самостоятельная дисциплина со своим кругом проблем и видением мира.
Одним из первых в средневековом Востоке занялся активной переводческой деятельностью трудов античных мыслителей основоположник арабо-мусульманской философии Абу Юсуф ибн-Исхак аль-Кинди (800-879), заслуживший звание «философа арабов». Он известен в Центральной Азии как врач, математик, логик, астроном, переводчик и комментатор наследия Аристотеля и Платона. Отдавая положенную дань теологии, аль-Кинди, тем не менее, остро критикует «ограниченных людей» — чрезмерных ревнителей веры, которые «торгуют верой, будучи сами врагами веры» и истины. В противовес мусульманским теологам, отрицавшим возможность познания бытия с помощью науки и довольствовавшихся откровениями Священного писания, «философ арабов» считал человеческий разум единственным источником и критерием познания действительности. Он подразделяет знание на чувственное и разумное. Разумное знание доступно лишь человеку, оно строится на доказательствах. Для аль-Кинди, как и для Аристотеля, философия есть основа и завершение энциклопедического научного знания, добываемого другими науками. Философия дает знание об истинной природе вещей. Из философских произведений аль-Кинди наиболее известны «О первой философии», «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «Книга о пяти сущностях». В них он предстает как последователь Аристотеля, рационалист, противопоставляющий знание вере, как энциклопедически образованный ученый, широко использующий естественнонаучные знания, а также данные и методы исследования комплекса математических наук — арифметики, геометрии, астрологии и гармонии. Аль-Кинди считал, что «гармония имеет место во всем, и очевиднее всего она обнаруживается в звуках, в строении Вселенной и в человеческих душах». Аль-Кинди разработал и обосновал концепцию трех ступеней научного познания: 1) логика и математика; 2) естественные науки; 3) метафизика. Вслед за Аристотелем он дает наиболее общие определения бытия — материи, движения, пространства и времени, формы. В своей самой известной работе — «Книге о пяти сущностях» — аль-Кинди рассматривает материю как основную, определяющую сущность, из которой состоит всякая вещь. Его учение об интеллекте — ноология — основательно изложено в трактате «Об интеллекте». Ссылаясь на работу Аристотеля «О душе», аль-Кинди дает здесь собственную классификацию видов разума. Он описывает 4 вида интеллекта: первый — активный, постоянно находится действии; второй — потенциальный, принадлежит душе; третий — переходящий от потенциального состояния к действию; четвертый — проявленный (обнаруживающийся из души) интеллект. Вместе они составляют «мыслительную деятельность субъекта, направленную вовне».
Он углубил и расширил намеченные Стагиритом фундаментальные философские проблемы. Вслед за ним эту традицию продолжат ибн Сила и аль-Фараби. С точки зрения аль — Кинди, активный интеллект — это мировой Логос, составляющий содержание мышления. Энциклопедически образованный, свободный в суждениях, он был убежден, что для «искателя истины нет ничего лучше самой истины», и стремился познать ее, «предельно расчетливо и предельно понятно», опираясь на научные знания древности и своего времени. Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (870-950) — выдающийся мыслитель, последователь аристотелизма (перипатетик), уроженец города Фараба (Отрара) жил в эпоху, когда в Арабском халифате усилился идеологический контроль мусульманского правоверия, но в странах Ближнего Востока активно развивается городская жизнь, экономика и по-прежнему велика потребность в научных знаниях и философии. Науки и философию аль-Фараби начал осваивать в Багдаде. Как и другие философы его времени, он был врачом, музыкантом, поэтом, ритором, прекрасно разбирался в достижениях естественных наук. Но, прежде всего, он был философом и в этой области значительно превзошел не только аль-Кинди, но и самого Аристотеля, последователем которого являлся. Аль-Фараби усвоил и критически переосмыслил достижения античных философов, собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона», написал комментарии ко всем его произведениям и доработал логическое наследие Стагирита с учетом последних достижений науки и требований средневековой идеологии. Его заслуги в развитии логики и теории музыки были так велики, что аль-Фараби и по сей день, именуют «Вторым учителем» (Муаллим ассана), т.е. превзошедшим Аристотеля.
Этико-социальную доктрину аль-Фараби изложил в ряде трактатов. Он подчеркивает, что главная цель человеческой деятельности — счастье. Его не постигнуть без познания и свободной воли: «Счастье — цель человека. Для достижения ее необходимо познание, воля и свобода. Воля связана с чувственным познанием, свобода — с логическим рассуждением. Только сообща можно достичь счастья». В «Трактате о взглядах жителей добродетельного града» аль-Фараби вслед за Платоном и Аристотелем выстраивает собственную модель идеального государства. Он убежден, что людям легче всего добиться счастья и добродетели в пределах конкретного города. Классы такого города-государства аль-Фараби уподобляет частям человеческого тела: все органы в теле взаимосвязаны и помогают друг другу. Акцент здесь делается на этико-нравственные проблемы человеческого общежития. Но ценно уже то, что аль-Фараби первым на Востоке поднимает и пытается решить вопросы общественной жизни.
В этом трактате большая часть посвящена общемировоззренческим вопросам, а последние главы — этико-социальным проблемам. Фараби исходит из того, что человеческий разум есть проявление рационального духа божества, который взывает к действию, к различению добра и зла. Интересы государства и общества должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей человека. Для успешного решения этой задачи во главе государства должен стоять добродетельный, разумный, волевой, просвещенный человек. Он должен сочетать в себе духовную и светскую власть, быть добродетельным, здоровым телом и духом, мудрым. Такой ученый правитель будет создавать условия для распространения просвещения и науки, которые будут направлять человека на обуздание своих неуемных страстей, любить и быть терпимым к другим. Фараби полагает, что добродетельный город, это город, в котором люди объединяются для взаимопомощи в делах, коими и обретается истинное счастье. Классифицируя науки, аль — Фараби определяющее место среди них отводит «божественной науке» — метафизике. Первый раздел в классификации наук он посвящает «науке о языке» — грамматике. Здесь он подчеркивает универсальный характер законов, управляющих языком. Второй раздел посвящен логике. Для аль-Фараби, логика — не просто наука, но искусство, родственное грамматическому. Отношение логики к интеллекту и умопостигаемым объектам интеллекции такое же, как отношение грамматики к языку и словам» Логика аль-Фараби — это наука о правильном мышлении, в основу которой легли законы и категории аристотелевского «Органона». Логика — это мерило знания и преддверие к любому виду знания, она — орудие, с помощью которого добывается достоверное знание. Третий раздел составляет математика, под которой подразумевается целый комплекс наук: арифметика, геометрия, оптика, астрономия, астрология. Знаменательно, что арифметику и геометрию он подразделяет на прикладную и теоретическую. Это свидетельствует о глубоком уровне дифференциации знаний того времени. Аль-Фараби помещает Землю в центр Вселенной и полагает, что она имеет форму шара. Его «наука о звездах» включает астрономию, астрологию и физическую географию, то есть учение об обитаемых и необитаемых частях Земли. Следующие подразделы посвящены прикладным наукам -музыке; науке о тяжестях; науке об искусных приемах строительства, гипотницкому делу и т. д., и алгебре, — как науке «о числовых хитростях», — общей для арифметики и геометрии.