Казахстан с приобретением независимости нефтегазовая промышленность превратилась в стратегический сектор экономики. Процесс модернизации и рационализации управления обществом, преодолевающий патриархальные устои, каноны мышления и поведения людей, может проходить с различной степенью интенсивности, иметь разные формы и результаты. Историческая практика сформировала эволюционную и революционную модели процесса. Для эволюционной модели характерно постепенное, плавное развитие реформационного процесса, растягивающего подчас на десятилетия или даже столетия. Казахстан выбрал эволюционную модель, характеризующую преобразования в нефтегазовом секторе. Деятельность инвесторов на территории Республики Казахстан регулируется следующими основными законодательными актами: Конституция Республики Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, № 268; Указы Президента, имеющие силу закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодеке Республики Казахстан (общая часть)» от 30 декабря 1995 года, № 2738 и от 27 января 19% года, № 2835; «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 года, № 2бб~ХП;«0 хозяйственных товариществах от 2 мая 1995 года, № 2255; Законы Республики Казахстан «О валютном регулировании» от 24 декабря 1996 года, № 541-1 ЗРК; «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 года; «О рынке ценных бумаг» от 5 марта 1997 года, № 77-1 ЗРК; «Об инвестиционных фондах» от 6 марта 1997 года, №82-1 ЗРК.
Эти документы заложили основу управления инвестиционными процессами в стране, определили стройную систему органов, их функций и задач в осуществлении государственной инвестиционной политики в области создания рабочих мест, развития инфраструктуры, диверсификации и роста темпов развития промышленного и технического потенциала, решения многих экономических проблем. 15 августа 1998 г. был издан Указ Президента «Об образовании Советов иностранных инвесторов», основными задачами которого являлись: внесение на рассмотрение Президента Республики Казахстан предложений по совершенствованию законодательства; регулирование вопросов, инвестиционной деятельности, связанных с реализацией вдетых инвестиционных программ и проектов, имеющих международное значение; разработка рекомендаций по улучшению инвестиционного климата, а также по стратегии привлечения, иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан; выработка предложений по интеграции экономики страны в мировые экономические процессы. В общем объеме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) 60% составляли инвестиции в нефтеперерабатывающую промышленность. В 1996 г. 90% акций АО «Южмунайгаз» были выкуплены за $120млн. канадской компанией «Нигпсапе НусйгосагЪолс». В марте 1997 г. американская компания «Тритон Вуло» купила 94,6% акций АО «Каражанбасмунай», которое разрабатывало нефтяные месторождения с разведанными запасами в 226 млн. тонн- 11 мая 1997 г. Правительство РК продало 60% акций «Мангистаумунай-газа» (ММГ) индонезийской компании за 248 млн. дол. с обязательством инвестирования в течении 20 лет 4,3 млрд. дол. На восстановление Узеньского месторождения Всемирный Банк предоставил заем в размере $ 109 млн. сроком на 17 лет,
4 июня 1997г китайская национальная нефтегазовая компания (НННК) выкупила 60% акций АО «Актобемунайгаз». Общая сумма бонуса составила $325млн, уставной фонд АО- 197808тыс. тенге, количество акций — 9890425, номинал — 20 тенге. В целях рационализации системы государственных инвесгаций в Казахстане создавались законодательная база и органы управления инвестициями. В частности, были приняты Законы «О зарубежных инвестициях» (1991 г.), «Об инвестиционных фондах РК» (март 1997г.), Указы Президента РК «О создании национального агентства по иностранным инвестициям РК» (июнь 1992 г.), «Об образовании государственного комитета РК по инвесгагщям» (ноябрь 1996 г.), Положение об инвестиционных приватизационных фондах и инвестиционные программы на отдельные годы (1992 г.) [1, с. 149]. Управление инвестиционным процессом предполагает учет исторического опыта экономического развития Казахстана, а также новые возможности социально-экономического характера. В так называемый период перестройки общий уровень и темпы раэвтия республики, ее качественное состояние значительно снизились. По многим основным показателям благосостояния Казахстан стоял ниже среднего для стран бывшего СССР уровня. Существенно отставали темпы роста производительности общественного труда и качество многих видов продукции. Мировому уровню соответствовало только 2-3% оборудования, а удельный вес затрат материалов, энергии примерно 2-3 и более раз превышал мировые показатели.
Особенностью управления инвестициями в тот период было то, что они ориентировались на промежуточную, а не на конечную продукцию. Основная часть инвестиций направлялась в производственную сферу. В объеме капитальных вложений подавляющую часть составляли средства производственного назначения, то есть направлялись на производство средств производства, что естественно приводило к диспропорции между первым и вторым подразделениями общественного производства. Это не могло не сказаться негативно на социальном положении общества.
Инвестиционный процесс происходил в республике по многочисленным самостоятельным направлениям. Участники этого процесса были разброшены, а инвестиционный экономический механизм не нацеливал на достижение конечных высоких результатов. В республике строительство собственными силами вели более 50 различных министерств и ведомств. В практике использования инвестиций отсутствовали критерии оптимизации на уровне республики, регионов, предприятий, отражавших в совокупном виде показатели технического перевооружения и реконструкций, эффективность, этапы и сроки их реализации,
Учитывая недостатки управления инвестициями в прошлом, а также перспективы развития экономики Казахстана, исхода из анализа потенциальных возможностей промышленности и новых тенденций социального прогресса, современная система управления должна предусматривать устранение кризисных тенденций, самостоятельный поиск и осуществление наиболее выгодных для Казахстана вариантов развития экономики.
К особенностям управления инвестиционным процессом в Казахстане следует отнести обеспечение инвестиционной активности. Концепция поддержания относительно высокого уровня инвестиционной активности способствует социальной переориентации экономики республики, развитию материальной базы и производственной сферы, объектов социальной и производственной инфраструктуры. На переходном этапе особенностью управления структурными преобразованиями в республике являлось разумное использование механизмов государственного регулирования и источников финансирования зтих преобразований в экономике- Одним из методов структурных преобразований можно назвать разработку и реализацию комплексной целевой программы развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Целью этих программ является решение проблемы не только роста объема производства, но и её повышение качества и конкурентоспособности, постоянное снижение затрат на производство.
Одним из механизмов воздействия на структурные процессы является инвестиционная политика. Она, прежде всего, связана с приоритетами структурной политики. Иначе говоря, основная масса инвестиций должна быть направлена на приоритетное развитие соответствующих отраслей, производства и сфер экономики. Переход к принципиально новой системе управления социально-экономическим развитием республики обуславливает нахождение ключевых проблем этого процесса. Одной из них является проблема инвестиционного обеспечения. На начальном этапе перехода требовалось создание законодательных основ и организационных структур, а также выработка собственной политики по использованию финансовых ресурсов республики и привлечение иностранных инвестиций. Анализ инвестиционной политики за предыдущие периоды обнаружил ряд основных недостатков низкой эффективности управления по привлечению инвестиций в экономику. Они сводились к следующему: отсутствие опыта работа с иностранными инвесторами, выделение кредитов, особенно на начальном этапе, без достаточной экспертной оценки целесообразности их выделения и обеспечения возвратности; отсутствие четко проработанной стратегии в отношении предоставляемых иностранных кредитов и механизма контроля их целевого использования; недостаточность системы стимулов по созданию привлекательного инвестиционного климата в Казахстане; неразвитость инфраструктуры — социальной, производственной, рыночной, недостаток квалифицировакных специалистов по управлению предприятиями при переходе к рыночным условиям. 28 февраля 1997 г. был принят закон «О государственной поддержке прямых шшестиций. В законе записано, что инвестиционная деятельность-предпринимательская деятельность, связанная с процессом осуществления инвестиций. В развитие закона «О государственной поддержке прямых инвестиций>> Президент РК издал Указ 5 апреля 1997 г. о перечне приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций. К этим секторам относятся: производственная инфраструктура, промышленность, жилье, объекты социальной сферы и туризма. Инвестиционная деятельность в Казахстане регулируется более чем 31-м правовым актом, признанным иностранными специалистами в качестве наиболее либеральных законодательных актов среди стран СНГ.
В систему эффективного управления экономикой входит разумное привлечение капитала зарубежных стран. Одной из исторических особенностей переходного периода является нахождение оптимального пути привлечения и использования иностранных инвестиций. Для создания новых современных производственных мощностей Казахстану нужен был, главным образом, импорт прямого производительного капитала, что требовало разработки программы привлечения в республику иностранных инвестиций. Принципами привлечения инвестиционных проектов являются следующие показатели: экономическая целесообразность; привлекательность условий инвестиционных проектов с участием зарубежных инвесторов; социально-экономическая эффективность в любой форме; создание новых рабочих мест и повышение занятости населения; экономическая и экологическая безопасность, безопасность суверенитета должна исключить возможность реализации проектов, допускающих хищническое использование природных богатств республики, незаконный вывоз капитала за пределы страны.
Названные принципы составляют практическую основу управления по привлечению инвестиций. Привлечение их служит ключевым моментом в реформировании экономики страны вообще и на переходном этапе, в особенности, если оно служит целям реконструкции, реструктуризации и модернизации народного хозяйства. В основе политики привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций лежат следующие базовые принципы: экономической безопасности; реализации инвестиционных целей государства; этапностни приоритетности направлений использования зарубежного капитала; привлечения кредита под проект; конкурсности при отборе проектов; повышения инвестиционного климата; ограниченного доступа иностранного капитала в стратегические и приоритетные отрасли; равноправных условий для иностранных и национальных инвесторов и др. Государственный механизм должен основываться на выработке национальной концепции привлечения и использования зарубежного капитала и инвестиций. Концепция должна включать в себя программные мероприятия и механизм контроля за ее выполнением. В общем объеме инвестиции в основной капитал промышленных предприятий 70,5 % инвестации приходилось на добычу сырой нефти и природного газа, а также предоставления услуг в этих областях [2, с. 12]-
Стабильность политической ситуации в бывшем СССР была наиболее привлекательной чертой для иностранного инвестора, а с утратой стабильности и распадом СССР создалась еще более сложная ситуация. Бывший советник президента США по национальной безопасности 3. Бжезинский отмечал, что в таких сложных условиях возможны лишь ограниченные инвестиции: краткосрочные и направленные в тщательно выбранные сферы приложения. По его мнению, наиболее радужны в тот период были инвестиции в нефтяные разработки Казахстана [3],
За пользование недрами инвестор уплачивает государству: разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения и/или по достижении определенного результата, установленные в соответствии с условиями соглашения; ежегодные платежи за поисковые работы, сейсмосьемху и разведочное бурение на договорной площади (рента), производимые в расчете на единицу используемой площади; регулярные платежи (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции.
Стоит отметить и тот факт, что иностранные компании, работающие на казахстанском рынке, являются серьёзными мировыми игроками.
В феврале 1994 г, состоялась встреча Президента Казахстана Н. Назарбаева с Генеральным секретарем ООН Бутрасом Гали. По словам Главы государтсва главное устремление Казахстана — стать одним из крупнейших поставщиков нефти. «Я думаю, что при хорошем привлечении инвестиций Казахстан мог бы стать крупным экспортером сырой нефти на международный рынок, поскольку наша собственная потребность составляет всего 20 млн, тонн. Мы сегодня добываем уже 27 млн. тонн», — заявил Президент Республики Казахстан [4, с.183]. Бывший Премьер-министр Казахстана Н. Балгимбаев отмечал, что республика занимает 13-месуо в мире по объему разведанных запасов нефти, 15-е — по природному газу и конденсату и 28-е по уровню добычи. Суммарная мощность подготовленных к разработке 202 месторождений составляла в середине 1997г.: по нефти — 2,2 млрд. тонн, природному газу — 1,8 трлн.м3 . Суммарные прогнозные ресурсы углеводородов страны, включая Казахстанский сектор Каспийского моря, оценивались по нефти и газовому конденсату — более чем в 13 млрд. тонн, а по природному газу — в 7,1 трлн.м3. Как было сказано выше, переход к рыночным отношениям невозможен без создания других форм собственности, поэтому создание малых предприятий в республике являлось одной из важных проблем переходной экономики, в том числе в нефтедобывающих областях.
Отечественные компании акционированы, создан негосударственный сектор экономики. Нефтяная индустрия прошла критический период своего становления и в последние годы созданы условия для ее дальнейшего развития. Основными формами привлечения иностранных инвестиций являются: долевое участие в создание СП; создание зарубежных предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; портфельные инвестиции; аренда или концессии. За годы рыночных реформ (1993-1996 гг.) в Казахстане было освоено 3448,9 млн. долл. в виде ПИИ, в 1997 г. увеличено по сравнению с 1995 г, на 25,8% и составили 1830,8 млн- долл. [6, с.89].
Накопленные инвестиции всех видов на конец 1996 г. составили в Казахстане — 3 млрд. долл., в расчете на душу населения они равнялись в Казахстане 175 долл, России- 80 долл. В 1996 г. поступило — 1136,9 млн. долл., 1997 г. -1319,9 млн. долл., 1998 г. — 1,2 млрд. долл. ПИИ. Освоение инвестиций в основной капитал за 1999 год по РК составило 276923 млн. тенге, в том числе по областям: Атырауской- 63237 (22,8%), Ак-тюбинской — 16691 (6,0%), Мангистауской 10062 (3,6%), Западно-Казахстанской — 53277 (19,3%), Кызылординской — 11762 (4,3%).
Удельный вес инвестиций в негосударственный сектор с 46,5% в 1994 г. возрос до 68,4% в 1999 г. За 1996 — 1999п\ в нефтегазовый сектор было привлечено 6Т7 млрд, долл., или 60% от общих инвестиций в минерально-сырьевой комплекс (МСК). На долю иностранных недропользователей приходилось 89% инвестиций, 91% объема добычи, 73% балансовых запасов, 75% налоговых выплат.
По данным ЮНКТАД, Казахстан (наряду с Азербайджаном) получил более 4/5 всех прямых иностранных инвестиций, поступивших в Центральную Азию. Обеспечивают приток иностранного капитала в Казахстан продуманная инвестиционная политика и государственная поддержка прямых инвестиций. При этом поступления зафиксированы не только в нефтегазовом секторе, но и прутик сферах экономики. По темпам улучшения инвестиционного климата с марта 1997 г. по март 1998 г. Казахстан вошел в пятерку стран лидеров (Постановление Правительства РК№ 911 от 01.07. 1999г.) Этим же постановлением была разработана программа прямых инвестиций на 1999-2000 г. Она предусматривала: стабильность и предсказуемость; отвечающие мировым стандартам чёткие, прозрачные и однозначные правовые нормы; защита законных прав инвесторов; равные условия для деятельности иностранных и отечественных инвесторов; соблюдение условий контракта и международных соглашений; прибыльность и результативность прямых инвестиций, сохранение окружающей среды.