Исходя из важности экономического роста, его стимулирования для развития страны, государство активно подключается к решению этой
проблемы. Экономический рост в условиях рыночного хозяйства поддерживают как регулирующие механизмы прямого действия, так и все другие, не имеющие к нему, казалось бы, никакого отношения. Если, например, неуправляемая инфляция серьезно ухудшает потенциал экономики, мешает нормальному развитию, то любой успех антиинфляционного регулирования, любое продвижение в направлении умеренной контролируемой инфляции одновременно работают на экономический рост. Так же можно расценить эффективную антимонопольную политику или правильную организацию перераспределения доходов, не допускающую ослабления стимулов к инвестированию капитала. Главная цель воздействия государства на экономический рост -высокие темпы роста производства, решение социальных проблем, в частности проблем безработицы, бедности, повышения уровня доходов. Государственное регулирование экономического роста осуществляется по следующим основным направлениям.
1. Стимулирование развития фундаментальной наукш Без нее немыслим современный НТП, а, следовательно, и экономическое развитие страны. В рамках этого же направления следует выделить меры государства, направленные на сохранение природной среды и невоспроизводимых ресурсов. Государство должно, руководствуясь экологическими соображениями, определять пределы экономического роста.
2. Антициклическое регулирование (его часто называют политикой краткосрочной стабилизации). Известно, что рыночной экономике свойственна цикличность экономического развития, то есть периодические спады производства или замедление его роста, И хотя нестабильность кратковременна, в длительной перспективе она негативно сказывается на значении показателей экономической динамики. Чем глубже и продолжительнее спад, тем ниже темп роста НД, рассчитанный в среднем за несколько лет. Таким образом, получается, что государственную антициклическую политику по ее долгосрочным последствиям можно отнести к регуляторам экономического развития, а следовательно, и экономического роста.
Антициклическое регулирование применяется во всех странах с рыночной экономикой. Это позволило достигнуть такого эффекта, как уменьшение глубины и продолжительности падения уровня производства, хотя со временем появились и негативные, эффекты. Поскольку государство полагалось в основном на инфляционные методы денежные системы, возникли хронические бюджетные дефициты, рост цен стал постепенно выходить из-под контроля.
Экономический рост и структурная политика. Экономическое развитие общества — это многофакторный, противоречивый и трудноизменяемый процесс. Показатели динамики экономического развития многочисленны, не всегда поддаются количественной оценке и могут быть сведены приблизительно в такие группы:
— показатели экономического роста (ВВП/ВНП, отдельных отраслей, товаров и услуг);
— показатели развития и качества жизни (довольно многочисленны, например, «потребительская корзина», уровень образования населения, уровень развития сферы услуг и т.д.).
Экономический рост рассматривается во всех странах как важная экономическая цель. Это объясняется следующим. Увеличение общественного продукта, прежде всего, в расчете на душу населения означает повышение уровня жизни населения. Рост реального продукта влечет за собой возрастание материального изобилия.
Рассматривая экономический рост с точки зрения интересов всего общества, можно выделить две основные его цели,. -,
Основные цели экономического роста;
1) повышение материального благосостояния — главная цель, она конкретизируется в следующем:
— увеличение среднедушевых доходов населения (темпы роста ДД на душу населения);
— увеличение свободного времени;
— улучшение распределения НД среди различных слоев населения;
повышение качества и улучшение ассортимента производимых товаров и услуг;
Многие экономисты считают, что лучше иметь невысокие (2-3 % в год), но устойчивые темпы экономического роста. Хотя .в условиях глубокого экономического спада, низкой производительности труда наиболее предпочтительным может оказаться максимальный экономический рост.
2) Структурная и региональная политика государства. Необходимость проведения региональной политики оправдана тему что существуют региональные диспропорции, которые тормозят экономический рост в целом по стране. Эти диспропорции порождены комплексом причин, среди которых экономическая составляющая зачастую не доминирует. В рамках региональной политики государство пытается решить проблему региональной безработицы, и, пытаясь выправить остальные региональные перекосы, так ориентирует инвестиционный процесс, чтобы он помог вывести отсталые районы из
состояния упадка.
4) Обеспечение устойчивости макроэкономического равновесия (поддержание оптимальной пропорции между сбережениями и инвестициями, антиинфляционное регулирование, бюджетная и социальная политика).
5) Налоговая политика/
Характерная особенность современной налоговой политики заключается в дифференцированном снижении ставок налогообложения (прежде всего, прибыли). Этот принцип был положен в основу экономической политики правительств многих развитых стран. Долгосрочные последствия иные — увеличение поступлений в бюджет, а следовательно, сокращение дефицита, уменьшение инфляции. В экономической науке это часто именуют эффектом Лаффера.
Мировой хозяйственной практике известно немало Эффективных способов стимулирования экономического роста путем использования налоговых ставок, например, инвестиционных налоговых льгот. Фирма осуществляет инвестиции в передовые технологии или просто в новое оборудование из общей величины прибыли, подвергаемой налогообложению, государство исключает определенную сумму, равную какой-то части вложенного капитала. Эти части дифференцируются по отраслям, а в перспективных они достигают максимальных размеров. Таким образом, чем больше инвестиции и прогрессивнее их структура, тем меньше размер налога.
Для стимулирования инвестиций применяется такой инструмент, как инвестиционные налоговые кредиты. Рассмотрим их на примере. Возьмем отрасль, состоящую из десяти предприятий, у которых доля затрат на разработку, приобретение и освоение новых технологий в издержках производства неодинакова. Фирмы, у которых показатель затрат выше среднеотраслевой величины, имеют право на получение специального кредита, предназначенного для уплаты налога. Кредит предостовляется под низкий процент и на продолжительный срок и обеспечивается государственным страхованием, льготным налогообложением банковской прибыли и т.д. Кроме вышеперечисленных механизмов и инструментов стимулирования экономического роста, государство применяет политику ускоренной амортизации. Таким образом, можно выделить две как бы крайние точки или два направления в стимулировании государством экономического роста. Первое направление — кейнсианское, в рамках которого экономический рост рассматривается преимущественно с точки зрения факторов спроса и стимулируется низкими процентными ставками, регулированием занятости. Здесь больше внимания уделяется краткосрочным целям.