Есть одно высказывание А.С. Пушкина, которое позволяет считать его не только гениальным поэтом, но и выдающимся мыслителем, политическим философом. «Национальную идею» для России он однажды сформулировал следующим образом: «Войти в Европу и остаться Россией». Того, кто решил бы эту задачу, можно было бы назвать великим национальным лидером России.
Сегодня эта гениальная формула русского поэта, применительно к другим странам и современному контексту, могла бы звучать так: «Войти в мировое сообщество и сохранить свою национальную идентичность».
Несомнено, что великий политик с неизбежностью выступает выразителем коренных интересов своего общества, своего народа, своей страны. Это так. Но сегодня национальные интересы отдельных стран находятся в неразрывной, органической связи с интересами и требованиями мирового, глобального развития. Современный этап человеческой истории дает все основания утверждать, что глобальность (или всемирность) есть одна из важнейших составляющих того социального исторического «коридора», тех объективных рамок, вне которых не решается ни одна сколько-нибудь серьезная национальная задача.
Дело в том, что по мере исторического развития (в особенности, начиная с XVI — XVII веков, когда бурно начал развиваться капитализм), заканчивается эпоха «локального» развития стран и народов. Люди живут уже не просто в отдельных странах, а в странах, включенных в систему мирового взаимодействия. И эта система всемирного взаимодействия, складывающаяся из взаимного влияния стран, находящихся в различных формационных образованиях и на разных ступенях одной и той же формации, представляет собой некую весьма сложную метаформацию, через призму, через особенности которой только и может быть понят формационный тип отдельных стран. Иначе говоря, мировая история перестает быть просто суммой историй отдельных стран, она становится историей объединяющегося человечества. История становится подлинно всемирной историей.
Всемирность (глобальность) исторического (хозяйственного, культурного и т. д.) процесса представляет собой феномен, без осмысления, без полного учета которого невозможно решить (ни теоретически, ни практически) ни одну — ни большую, ни малую — проблему экономического, социально-политического развития отдельных стран и народов.
Всемирность, с точки зрения исторической, мы трактуем как особый тип развития человеческого общества, зарождающийся при капитализме, но раскрывающий свою истину, свое богатство и значимость лишь в условиях современного, постиндустриального общества. В данном контексте это явление, развивающееся от более или менее случайного взаимодействия отдельных стран к их устойчивой и прочной связи, к их превращению в части единого целого.
Ведущим мотивом современной политической теории является поиск национальных путей к решению единой интернациональной задачи. Интернациональное предстает как определяющее, главное, подчиняющее себе национальное, но подчиняющее не прямо, не непосредственно, а путем преломления через национальное бытие.
Всемирность обусловливает появление спектра возможностей для ускоренного развития стран и народов и, следовательно, обусловливает возрастание роли сознательности, воли в историческом процессе, т. е. роли субъективного фактора, в задачу которого входит выработка путей соединения мирового с национальным, выращивание на национальной почве, из национальных условий — мирового.
Вот почему в число важнейших черт современного политического лидера и входит умение найти и в практической политике реализовать эту меру соединения мирового с национальным — дабы, не вступая в конфликт с логикой современной мировой истории, требующей усиления взаимодействия стран на международной арене, в максимальной степени реализовать свои национальные интересы.
Иначе говоря, войти в систему мировой взаимозависимости, в систему мирового взаимодействия и сохранить свою национальную идентичность. Вся политическая история постсоветских республик после распада СССР являет собой примеры и попытки (где успешные, а где и нет) соединения национального и всемирного. В данном ключе наиболее эффективную модель учета единства национального и всемирного (глобального) транслирует казахстанский лидер — Нурсултан Назарбаев. Он проецирует себя и свою страну на мировой арене как ответственного, прагматичного политика и самодостаточное, динамично развивающееся государство, приоритетами которого выступают рыночная экономика и демократия.