Казахский язык (Қазақ тілі, Kazakh languagе) в составе кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы западнохуннской ветви тюркских языков входит в алтайскую семью языков. Кыпчакско-ногайская подгруппа тюркских языков включает также ногайский и каракалпакский языки, которым свойственна высокая степень сходства с казахским языком. Казахский язык выделяется внутри кыпчакско-ногайской подгруппы вследствие присущего ему ж-оканья и наличия некоторых специфических временных формантов. Казахский язык относится к языкам агглютинативного типа. Референтный народ: казахи (ранее: киргиз-кайсаки); самоназв. қазақ. Основная страна проживания и история расселения. Основной страной проживания казахов является Республика Казахстан. Вместе с тем казахские диаспоры имеются во многих странах мира, в настоящее время более трети казахов проживает вне этнической родины.
Казахстан занимает обширную площадь, равную 2724,9 тыс. кв. км к востоку от Каспийского моря и приволжских равнин до горного Алтая, от предгорий Тянь-Шаня на юге и юго-востоке до Западно-Сибирской низменности на севере. Казахстан отличается разнообразием географических и природно-климатических условий. Особой стратегией природопользования в течение почти трех тысячелетий было кочевое скотоводческое хозяйство, XX в. знаменовал собой промышленное производство и урбанизацию. Территория Казахстана начала осваиваться в эпоху нижнего палеолита (урочища Каратау), среднего и верхнего палеолита (Центральный и Восточный Казахстан, Мангышлак). В бронзовый период начали разрабатываться Жезказганские и Саякские медные рудники, именно это время считается исходной точкой этногенетических процессов на территории Казахстана. Информация о племенах туров, саков, дахов, ортокарибантиев, ятиев, массагетов, савроматов, сарматов, аланов, аорсов, исседонов, аримаспов и др., проживавших на территории Казахстана в эпоху раннего железа, содержится в древнегреческих, ахеменидских и китайских письменных источниках. Однако этническая и языковая идентификация этих племен, а также их локализация в пространстве не может считаться точной. Тем не менее, в этих источниках говорится, напр., о принадлежности юэджи — к тохароязычным (иранским) племенам; усуней или к индоиранским, либо к тюркским племенам; сюнну (хунов, гуннов) или к тюркоязычным, или к монголоязычным, или к палеоазиатским (кетским), или к индоиранским племенам. С конца I тыс. до н.э. и середины I тыс. н.э. этногенетические процессы на территории Центральной Азии осложнились в связи с вмешательством в них кочевых племенных группировок сэ, юэджи (возможно, либо тохары, либо массагеты), усуни (возможно, либо тюрки, либо индоиранцы) и сюнну (возможно, гунны; языковая принадлежность определяется либо как тюркская, либо монгольская, либо иранская и др.). В середине I тыс. завершается сложение древнетюркской этнической среды и древ-нетюркской государственности. Первыми в качестве тюрков назывались кочевники телэ и тюрки (ашина). Затем термин тюрк становится общепринятым и окончательно утратив этнополитический смысл как обозначение племен Тюркского каганата (VI—VIII вв.). используется уже для обозначения народов тюркской семьи языков. Телэ, которых насчитывалось 15 племен, были многочисленными, входили в состав Тюркского каганата, однако затем, образовав Сеянтоский и впоследствии Уйгурский каганаты и расселившись на территории Казахстана, Средней Азии, Юго-Восточной Европы и Северного Кавказа, влились в сложные этнические процессы образования тюркоязычных народов. Возникший в Монголии Тюркский каганат, распавшись, дал начало Западнотюркскому каганату в Джунгарии, Семиречье и степной зоне Средней Азии. Во второй половине VIII в. в этнические процессы вмешались карлуки, которые установили свое господство в Юго-Восточном Казахстане и вошли в состав государства Караханидов. В конце VIII в. на территорию Казахстана проникают огузы, в составе которых были карлуки, халаджи, джакгра, чаруки и др.; во второй половине IX в. — кангаро-печенежские группы. По данным Словаря тюркских языков М. Кашгарского, в состав огузов входили; кынык, каине, баяндур, йива, салгур, афшар, бектили, буг-дуз, байат, язгыр, эймур, кара-булак, алка-булак, игдыр, тутырка, ула-йондлуг, тюгер, бедженек (печенег) и др. Этноязыковую ситуацию того периода в известной мере отражает перечень тюркоязычных народов, содержащийся в этом же источнике: бедженек, кифчак, огуз, иемек, башгирт, басмыл, каи, йабаку, татар, кыргыз, а также чигиль, тусхи, ягма, играк, джарук, джумул, уйгур, тангут, хитай. В ІХ-ХІ вв. после падения Уйгурского (Тогуз-Огузского) каганата кидани, образовавшие крупнейшее государство средневековья, продвигаются в Восточный Туркестан, затем в Восточный и Юго-Восточный Казахстан й далее на юг. До начала XIII в. на территории Казахстана вплоть до монгольского нашествия последовательно сменяли друг друга каганаты огузов, караханидов, кимеков, кипчаков. Все это накладывало отпечаток на этнокультурную и языковую ситуацию в Центральной Азии, характеризующуюся длительными и повсеместными языковыми контактами древнетюркских, индоиранских и монгольских племен. В XI в. этноязыковые процессы на этой территории ознаменовались активным вмешательством кипчаков (или половцев, кумаков, кунов), ставших политическими лидерами на обширной территории Казахстана и южных степей России. Будучи единой этнокультурной общностью с близкими языками и культурой (ельбори, йемеки, баяндуры, канглы, печенеги, огузы, югуры, каи, башкиры, байауты, кидани, карабориклы и др.), кипчаки по мере продвижения на запад (степная зона Евразии Дешт-и-Кьшчак) положили начало формированию целой группы тюркоязычных народов: казахов, киргизов, башкир, татар и др. После монгольского нашествия (в начале XIII в.) сложились улусы Монгольской империи Джучи, Удэгея и Чагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, Моголистану, а позже Казахскому ханству (середина XV в.). Этнический состав создававшихся и распадавшихся государственных образований становился все более стабильным: кипчаки, кайманы, аргыны, кереи, канглы, конрад, алшын, жалаир, уйсын, кереиты, табын, алаш, тама и др. Постепенно все они стали объединяться этнонимом казах, называвшим сформировавшуюся этнокультурную общность с сильно выраженным этническим и языковым сознанием и самосознанием. В новое время сформировались три этнотерриториальных объединения — Старший, Средний и Младший жузы, которые отражали процессы дифференциации и интеграции в образовании казахского этноса (стремление к самостоятельности жузов, политическая разобщенность, междоусобная борьба и пр.), но практически не отразились на формировании единого языка общения. Современный казахский язык — государственный язык Республики Казахстан. Пакет основных документов, регулирующих государственно-правовые аспекты языковых отношений в Республике Казахстан, включает в себя соответствующие статьи Конституции Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан о языках (от 22 сентября 1989 г. и 11 июля 1997 г.). Концепцию языковой политики Республики Казахстан (4 ноября 1996 г.), Государственную программу функционирования и развития языков (5 октября 1998 г.), Государственную программу функционирования и развития языков на 2001-2010 годы (17 февраля 2001 г.), в которых в частности говорится: «В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык» (Конституция Республики Казахстан, 1995. — Статья 7); «В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык. Государственный язык — язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории» (Закон Республики Казахстан о языках в Республике Казахстан, 1997. — Статья 4). Казахский язык фигурирует также в «Законе о языках Республики Алтай» (1993 г.), в котором статус государственных языков придан алтайскому и русскому языкам, а в ст. 4 Закона устанавливается его статус следующим образом: «Казахский язык используется в официальных сферах общения в местах компактного проживания его носителей». Казахский язык — автохтонный язык Республики Казахстан, распространен также на территории сопредельных государств — в Кыргызстане, Узбекистане, Российской Федерации, Туркменистане, Афганистане, Иране, Китае, а также Монголии, Пакистане, Турции и других странах. Казахский язык занимает 93 место среди языков мира по количеству говорящих и входит в 4% языков мира, т.е. в группу из 283 языков с числом носителей более миллиона. Казахский язык — язык автохтонного титульного этноса Республики Казахстан, численность и удельный вес которого по отношению к общей численности населения менялся значительным образом. Положение казахского языка многократно менялось в зависимости от процессов, которые сопровождали присоединение Казахстана к России, пересмотр государственных границ, особенности устройства досоветского, советского и постсоветского периодов (катастрофа 1929-1933 гг., массовая депортация в Казахстан репрессированных народов, освоение целинных и залежных земель и мн. др.), событий последних лет (миграционный отток населения, кардинальные преобразования всей общественной системы, модернизация общества и экономики независимого Казахстана, изменение государственности, в том числе роли этнонационального элемента в общественной жизни и государственно-политическом устройстве, существующее ярко выраженное стремление к возрождению этнических языков и культур и др.), имевших чрезвычайное значение для всех народов страны. Сформировавшийся этноязыковой ландшафт страны обусловил некоторые существенные особенности современной языковой ситуации: во-первых, пропорции между различными этносами в 2005 г. (8725,0, или 57,9% казахов, 4024,0, или 26,7% русских; 2326,0, или 15,4% других этносов), проживающими в Республике Казахстан, сложились таким образом, что казахский и русский языки являются главными субъектами языковой ситуации, а подавляющее большинство языков (124 языка, соотносимые с 15,4% населения) — языками малочисленных народов; во вторых, устойчивый тюркский субстрат, существующий в виде автохтонного казахского языка, поддерживается многочисленной группой тюркских языков (24 языка, носители которых составляют 60,5% населения страны); в третьих, расширяется массовое двуязычие, вторым компонентом которого является казахский язык: узбекско-казахское, уйгурско-казахское, татарско-казахское и пр. двуязычие (этот процесс поддерживается увеличением численности тюркских диаспор в Казахстане, а также расширением сфер функционирования казахского языка как государственного). Владение казахским языком. По данным переписи 1999 г., 99,4% казахов в той или иной степени владеют казахским языком, 75% -русским языком, 0,7% — английским языком.
Уровень владения населением Казахстана казахским языком различается в зависимости от региона. Казахским языком владеют 90-100% населения Атырауской и Кызылординской областей, 70-90% — Западного Казахстана, Магистауской области, Южного Казахстана, 50-70% — Восточного Казахстана и Акмолинской области, 30-50% — Актюбинском Костанайской, Павлодарской, Карагандинской областей и Северного Казахстана. Сферы использования казахского языка за последние годы в связи с целенаправленно и планомерно осуществляющимся языковым планированием в стране расширяются и становятся более устойчивыми (Алтынбекова 2006).
Владение казахским языком диаспорами разных народов, живущих в Казахстане, представлено следующим образом: 1 группа, характеризующаяся самой низкой степенью владения казахским языком (до 20%), включает следующие диаспоры: коми-пермяки — 8%, поляки — 9,9%, белорусы — 9;9%, литовцы — 11,8%, мордва — 12,3%, латыши — 12,6%, украинцы — 12,6%, эстонцы — 13,1%, финны — 13,9%, румыны — 14%, цыгане — 14,1%, русские — 14,9%, удмурты — 15%, немцы — 15,4%, карелы — 16,8%, коми-зыряне — 17,3%, евреи -17,6%, молдаване — 17,8%, чуваши — 19%.
2 группа, характеризующаяся низкой степенью владения казахским языком (от 20% до 40%), включает следующие диаспоры: венгры — 20%, осетины — 20%, армяне -21,8%, ингуши — 22,6%, адыгейцы — 23,1%, грузины — 24,1%, ассирийцы — 25,9%, греки — 26,5%, даргинцы — 26,6%, марийцы — 27%, табасараны — 27,2%, рутульцы -27,4%, корейцы — 28,8%, чехи — 28,8%, болгары — 29%, чуванцы — 29,3%, лакцы -29,7%, гагаузы — 29,9%, буряты — 30,4%, агулы — 31,7%, аварцы — 32,6%, лезгины -33,8%, ненцы — 34,9%, дунгане — 35,9%, шорцы — 36,8%, чеченцы — 39,5%.
3 группа, характеризующаяся средней степенью владения казахским языком (от 40% до 60%), включает следующие диаспоры: хакасы — 40,8%, якуты (саха) — 40,9%, абхазы — 42,7%, удины — 42,9%, таты — 43,1%, алтайцы — 44,4%, калмыки — 46,1%, абазины — 48,4%, кумыки — 57,2%, башкиры — 58,3%. 4 группа, характеризующаяся достаточно высокой степенью владения казахским языком (от 60% до 80%), включает следующие диаспоры; курды — 61,2%, крымские татары — 62,6%, азербайджанцы — 63,4%, татары — 63,6%, таджики — 67,9%, туркмены — 66,3%, балкарцы — 66,4%, ногайцы — 68,9%, персы — 73,1%, турки — 74,7%, карачаевцы — 75,8%, талыши — 76%, турки-месхетинцы — 79,9%. 5 группа, характеризующаяся самой высокой степенью владения казахским языком (от 80% и выше), включает следующие диаспоры: узбеки — 80%, уйгуры — 80,5%, кыргызы — 88,8%, каракалпаки — 89,4%. Первые две группы состоят из большего числа диаспор, чем две последние группы. В составе первых двух групп практически отсутствуют тюркские диаспоры (за исключением чувашской, гагаузской и шорской диаспор), напротив, славянские диаспоры наличествуют именно в группах с низким показателем владения казахским языком. Данный факт особенно интересен в связи с тем, что многие из этносов первых двух групп обладают сильно выраженной ассимиляцией (напр., украинцы, белорусы, чехи, болгары и др.) с русской культурной и языковой средой и низкими показателями владения своими этническими языками. По мере увеличения степени владения казахским языком возрастает и число тюркских диаспор в последних трех группах. Самая высокая степень владения казахским языком характеризует узбекскую, уйгурскую, кыргызскую и каракалпакскую диаспоры. Данный факт может служить свидетельством существующей в Казахстане тенденции поддержания казахского языка родственными тюркскими народами при столь же высокой степени сохранении ими своих языков. Казахский язык как язык казахских диаспор. По данным различных источников, за пределами Республики Казахстан (в 14 государствах бывшего СССР и 25 странах мира) проживает более 4,5 млн казахов, Узбекистан -более 1 500 000, Китай — от I 500 000 до 2 000 000, Российская Федерация — около 1000 000, страны СНГ (исключая РФ, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан) — 187 000, Монголия — 100 000, Туркменистан — 100 000, Афганистан — 30 000, Турция — 12 000, Кыргызстан — 45 000, Иран — 10 000, Канада — 7 000, Пакистан — 5 000, Германия — 2 000, Франция — 2 000, США — 1 000, Саудовская Аравия — 1 000, Австралия 900, Австрия — 700, Аргентина — 500, Великобритания — 300, Швеция — более 200, Иордания -200, Израиль — 100, Сирия — 100, Дания, Швейцария, Голландия, Норвегия, Марокко, Египет, Бельгия, Тайвань — менее 100 в каждой стране и др. В 11 странах мира (Российской Федерации, Турции, Англии, Германии (Мюнхен и Кельн), Великобритании, Австрии, Швеции, Венгрии, Украине и др.) казахскими диаспорами созданы и успешно работают национально-культурные центры и общества, которые проводят разнообразные образовательные мероприятия, курсы по изучению казахского языка, культуры и истории Казахстана. Активно работает Всемирная Ассоциация казахов, которая также занимается проблемами репатриантов в Казахстане. Было проведено три Всемирных курултая казахов (Алматы, Туркестан, Астана), а также Малый курултай казахов в Турции. Связи между казахскими диаспорами и этнической родиной укрепляются благодаря CaspioNet, фундаментальной национально значимой государственной программе «Культурное наследие». При посольствах Республики Казахстан в разных странах созданы активно работающие центры по изучению казахского языка и культуры; в университете Индианы (Блумингтон, США) в 1996 г. была создана Казахская студенческая ассоциация, которая ежегодно организует празднование Наурыза, знакомит с традициями и обычаями казахского народа, проводит тематические конференции и др.; в Московском государственном лингвистическом университете в 2003 г. открыт Центр казахского языка н культуры, в котором работают преподаватели Казахского национального университета им. аль-Фзраби; в 2007 г. создан Международный институт языков СНГ, открыта кафедра казахского языка. Изучение казахского языка осуществляется в рамках учебного плана в качестве второго иностранного языка. Казахам, проживающим в разных странах, в целом присуща высокая степень этнической и языковой идентичности. Несмотря на это, казахская диаспора не была консолидированной вплоть до приобретения Казахстаном независимости. Объявленный правительством курс на возвращение казахов на историческую родину проходит успешно: если, по данным Агентства по статистике РК, в 2005 г. увеличение числа казахов в стране на 75,1% обеспечивалось за счет естественного прироста, то на 24,9% — за счет положительного миграционного сальдо. За 14 лет в Казахстан переселилась ПО 591 семья репатриантов-оралманов, и численность казахов в стране увеличилась на полмиллиона, ежегодная миграционная квота доведена до 15 000 семей (Назарбаев 2005). Процесс репатриации казахов в Республику Казахстан захватил многие казахские диаспоры в разных странах и получил поддержку не только со стороны правительства страны, но и со стороны Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, которое оказало экономико-гуманитарную помощь оралманам из Ирана и Афганистана (1996 г.). Была разработана Государственная программа поддержки казахской диаспоры (1996 г.), приняты закон Республики Казахстан «О миграции населения» (1997 г.) и другие правительственные акты, постановления и инструкции, которые координируют деятельность Агентства по миграциям и демографии Республики Казахстан. Адаптация оралманов на родине затрудняется в связи с рядом обстоятельств, среди которых следует назвать два важнейших: а) казахский язык оказался разделен графически, и в настоящее время для письменной фиксации казахского языка используются разные графические системы: кириллическая — в Казахстане, странах СНГ, Монголии; латинская — в Турции и Западной Европе; арабская — в Китае, Афганистане, Турции. Поэтому, являясь носителями казахского языка, некоторые группы оралманов вынуждены заново обучаться письму уже на кириллической основе; б) не все оралманы владеют русским языком (в некоторой степени исключение составляют монгольские казахи, изучавшие русский язык), и им необходимо овладеть также навыками устной и письменной русской речи, которые продолжают оставаться востребованными в Казахстане. Казахский литературный язык восходит к литературному чагатайскому языку (своеобразному «койне» многих тюркских языков, ХV-ХVI вв.) и сформировался на наддиалектной основе в ХVIII-ХIХ вв. В казахском литературном языке широко представлена богатая, выразительная и постоянно пополняющаяся национальная идиоматика, отражающая культурно-исторический опыт народа, а также особенности исторического развития казахского языка. Казахский литературный язык впитал в себя богатое наследие общенародной устной поэтической речи акынов и жырау, вековые сокровища айтысов, героических эпосов «Кобланды-батыр», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар-батыр», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыз — Жибек», произведений Казтугана Суюншыулы (XV век), Асана Кайгы и Доспамбета (XVI в.), Шалгеза, Жиембета; Бухар жырау Калкаманулы (ХVII-ХVIII вв.); Махамбета Утемисулы, Шернияза Жарлыгапу-лы, Суюнбая Аронулы, Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы (XIX в,); Биржана, Сары, Асета, Рысжана, Майкота, Суюнбая, Шоже и др. Казахский литературный язык, в отличие от стандартизированных форм иных языков, пополнился большим количеством кодифицированных текстов казахских степных законов, а также официально-деловых документов различных жанров (материалы, найденные в мавзолее А. Яссауи, многочисленные письма и «Шежіре-ат-түрк» А. Бахадурхана, «Жамигат тауаригы» К. Жалаира, документы, зафиксировавшие отношения с Россией и другими странами, и многие другие.