Стратегия индустриально новой — инновационного развития экономики Казахстана на 2003 — 2015 г., которая ставит своей целью активное содействие государства долговременному устойчивому развитию путем производства и экспорта продукции с собственными добавленными судимостями и в целом создания конкурентоспособной и диверсифицированной промышленности естественно должна ориентироваться на новые технологии. Поставлена вполне благородная и вполне реальная задача стимулировать создание наукоемких и высокотехнологичных, экспортоориентированных производств, установлении более эффективной связки цикла «наука — производство — рынок».
Особую роль в определении приоритетов мог бы; выполнять межотраслевой научно-технический совет по проблемам технологического развития промышленности при Министерстве образования и науки. Для целенаправленного и энергичного внедрения новых технологий возможно восстановление Министерства науки и новых технологий. Несомненно, отобранные из более чем 10 тыс. отечественных патентов и разработок около 200 объектов для возможной организации новых наукоемких производств нуждаются в согласовании с подлинными приоритетами экономики и производства. Это же касается и конкурса проектов, проводимого в целях реализации постановления Правительства «О научно — техническом обеспечении производств 4 и 5 переделов в металлургическом комплексе Республики Казахстан на 2003 — 2005 годы». В настоящее время республика обладает достаточными инвестиционными возможностями для осуществления структурных перемен. Золотовалютные резервы страны в 2002 г, с учетом средств Национального фонда, достигли порядка 5,96 млрд. дол: и они продолжают расти. Активы 38 банков второго уровня, по оперативным данным Нацбанка, достигли 8 млрд. дол Депозиты резидентов в банковской системе выросли до 603,2 млрд. тенге, вклады населения составили 257,4 млрд. тенге. За 2002 г. общий объем банковских кредитов вырос до 672,5 млрд. тенге. Средства накопленные пенсионными фондами достигли 276.8 млрд. тенге. Высокими темпами развивается страховой рынок. Активы страховых компаний выросли на 51,4% и достигли 22,4 млрд. тенге.
Однако, несмотря на растущий объем накоплений денежных средств недостаточно эффективным остается взаимодействие финансового и реального сектора, особенно в области внедрения инноваций. Предприятия, которые через рынок ценных бумаг могли бы мобилизовать необходимые финансовые ресурсы для модернизации действующего производства, организации строительства специальных цехов и участков по освоению и выпуску новых материалов все еще слабо используют этот ресурс. Непрозрачность бизнеса, оставшаяся в наследство от теневой экономики и во многом вызванной излишне жесткой фискальной политики, когда легальный бизнес был нерентабелен, вызывает естественную настороженность банковской сферы. Сохранение высоких рисков остается серьезным барьером между реальным и финансовым секторами.
Создание при поддержке государства механизма, не только страхующего от возможных рисков, но благоприятств тощих преодолению этого барьера является на сегодня остроактуальной задачей. В решении этих задач особенно активно могли бы выступать крупнейшие национальные компании, такие как ^Казмунайгаз», «Казатомпром», «КТЖ», «Казтелеком», а также новые растущие компании. Механизмы государственного стимулирования инноваций известны: льготное кредитование, безвозмездные субсидии, гарантии снижения риска негосударственным инвесторам при вложении в наукоемкие проекты, долевое участие государства в исследовательских и инновационных проектах. Основные формы поддержки инновационной активности как безвозвратное субсидирование, предоставление льготных займов из бюджета, заключение государственных контрактов вполне применимы и реализуемы уже сейчас. Учитывая быструю окупаемость и ожидаемые налоговые поступления, государство через Банк развития, Инновационный фонд, Инвестиционный фонд, госзаказ на договорной основе, прямые иностранные инвестиции целенаправленно должно стимулировать работу в этом направлении. Банк развития, как заявляют его руководители, мог, бы отвести до 30% своих ресурсов на среднесрочные проекты со средними размерами кредитов до 10-15 млн доля, направляемых в сферу перерабатывающей промышленности, еще 30% — на проекты, связанные с развитием нефтегазовой инфраструктуры, и третью часть — на краткосрочное кредитование экспортных операций, связанных с поддержкой казахстанских товаропроизводителей. Эти заявления никак не отвечают стратегической роли Банка развития.
Общие предложения на получение кредитов у Банка развития составили около 1.8 млрд. долл:, из них проекты на 800 млн долл., как отмечают банкиры, не подошли критериям байка, а остальные — яа 1 млрд. долл вошли в потенциальный портфель банка. В этом факте отразилось слабость или же отсутствие промежуточного звена между данным банком и результатами новшеств.
Очевидно, что собственные возможности Банка развития явно недостаточны для решения поставленных перед ней задач. Привлечение дополнительных средств за счет заимствования путем размещения еврооблигаций, примерно до 400 млн. доля, до 2005 г. должно благотворно сказаться на инвестиционных возможностях республики. Решению этой задачи должно стать освобождение Банка развития от выполнения несвойственных ей функций финансирования торговых операций и инфраструктуры нефтегазового сектора, не страдающих от недостатка средств. Внесение поправок в законодательство, регламентирующее деятельность БРК, а также последующее увеличение его уставного капитала еще на 12 млрд. тенге к имеющимся 30 млрд. тенге должны укрепить его роль в структурных преобразованиях экономики. Намеченное, в стратегии индустриально-инновационного развития» повышение роли Банка развития путем значительного увеличения кредитного потенциала, снижения ставки вознаграждения,, кредитования шнвестпроектов, обеспечивающих техническое перевооружение и модернизацию по идее должны обеспечить и создание интеллектуальной и инфраструктурной основы для развития индустриально- инновационного сектора. Созданные в рамках Индустриально — инновационной политики (ИИП) новые институты развития -Инвестиционный, Инновационный фонды, Корпорация по страхованию экспорта, получат из бюджета 2004 г, на свое формирование 45 млрд. тенге ( Инвестиционный фонд- 23, Инновационный фонд- 3, Корпорация по страхованию экспорта — 7,7). О серьезности намерений и их реальности свидетельствуют приведенные расчеты по финансовому обеспечению программы в размере 20 млрд. дол в целом или же 1,2—1,3 млрд. дол в год, суммы в принципе достаточно реальной для республики. При этом, по расчетам Министерства экономики и бюджетного планирования, доля государства в этой сумме составит порядка 260 млн. дол, складываемого из принципа долевого участия государства и частного сектора (1:5).
И они должны достаточно эффективно распорядиться этими немалыми по казахстанским меркам ресурсами. Только полная прозрачность отбора проектов, их достаточно надежная обоснованность и перспективность должны быть в числе главных критериев деятельности этих институтов, которые призваны стать подлинными проводниками настоящего, а не мнимого развития.
Важно сохранить при этом намерения разработчиков программы о том, что государство будет поощрять те отрасли экономики, которые рассматриваются как «цепочки добавленных стоимостей» (ЦДС), где будет содержаться наибольшая добавленная стоимость или эффективный выход на мировые рынки. В этих условиях важно обеспечить четкое и согласованное взаимодействие всех участников инновационного процесса. Республиканский инновационный фонд, на который возложены функции доведения до пригодности разработок к внедрению в реальное производство в тесном взаимодействии с Центром инжиниринга и трансферта технологий, предназначенного для анализа внешних и внутренних рынков технологий, мировых тенденций в сфере инноваций, и призваны довести разработки и идеи до превращения в товар. Представляется целесообразным создание специального центра «Новые материалы». Казахстанский инвестиционный фонд, целью которого определено содействие созданию казахстанских компаний, производящих товары с высокой добавленной стоимостью, путем долевого участия в их капитале, направленный на развитие и внедрение инноваций, венчурного предпринимательства должен найти свое место на новом фланге отечественной экономики. Представляется, необходимым разработку механизма последовательной продажи государственной доли новых инновационных производств частному бизнесу для высвобождения ресурсов нового развития по финансированию последующих проектов. В республике необходимо наладить постоянный мониторинг мирового рынка, в особенности сегментов, имеющих первостепенное значение для Казахстана, Создание того или иного производства в условиях растущей международной конкуренции должно быть тщательно взвешено. Особого внимания заслуживает изучение емкого китайского рынка. В принципе для Казахстана важен любой рынок вне зависимости от места расположения. Это могут быть рынки как готовых изделий, так и комплектующих, отдельных деталей, полуфабрикатов и сырья высокого качества, очищенного, рафинированного, высокосортного. Центр маркетингово — аналитических исследований по изучению рынков и отраслей, секторов экономики, созданный для выявления основных тенденций их развития и нахождения конкурентных преимуществ страны на мировых я региональных рынках должен привлечь весь наличный потенциал республики для выполнения столь ответственной задачи.
Высшая научно-техническая комиссия при правительстве (ВНТК), которая должна быть расширена за счет всех участников этого процесса, включая новые институты развития, и взять на себя роль действенного координатора всего хода реализации государственной инновационной политики, согласовать интересы науки, подготовки кадров, рынка и производства. Очевидно, что для решения всех этих проблем необходима общенациональная программа развития с выделением приоритетов, эгапов реализации. В настоящее время необходимо соединить в одно русло весь имеющийся интеллектуальный, производственный, научно-технический, финансово-экономически потенциал, чтобы максимально увеличить отдачу от уникальных природных богатств страны, более полно использовать потенциал казахстанской научной школы, в том числе и по редким метал Одним из эффективных путей реализации научных исследований является развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере. Действующие в настоящее время в сфере науки и высшего образования более 80 малых предприятий и производств по выпуску научно-технической, наукоемкой продукции явно не достаточны.
Программа развития и поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере* включая и высшее образование опираясь на потенциал 350 научных, проектных, конструкторских организаций, 5 национальных научных центров, около 150 вузов должна дать хороший толчок развитию данной области.
По подсчетам экспертов, уровень инновационного финансирования в 100 млн. дол в год способен привести через 5-7 лет к увеличению ВВП на 2 млрд. дол, а через 12-15 лет — на 6 млрд. дол. По мнению отечественных экспертов* можно ожидать, что при создании в научных парках 10 тыс. рабочих мест выпуск продукции составит 10-11% от прогнозируемого объема промышленности Казахстана. В течение 10-15 лет по их утверждению возможен выход и на 100 тыс. рабочих мест, что эквивалентно 40% объема промышленной продукции республики, производимой в пятом и шестом технологических укладах.
Очевидно, что необходимо кадровая поддержка новых направлений, технические вузы республики могли бы по госзаказу начать подготовку целого веера специальностей. На наш взгляд, отечественные учебные заведения международного профиля, программа «Волапюк» и другие аналогичные проекты должны целенаправленно готовить подобных специалистов. Вузы: республики, в свою очередь, должны целенаправленно использовать свои международные связи на решение этих задач. Тематика студенческих, магистерских, аспирантских, докторских исследований могла бы более шире и полнее охвачена изучением этих проблем. Значительные резервы повышения отдачи от действующего минерально-сырьевого комплекса имеются уже в настоящее время. Это прежде всего относится к вопросам казахстанского участия в международной торговле сырьем, металлами и другой продукцией. Необходимость постоянного и возможно точного анализа требует устранения значительных расхождений между данными отечественной статистики, экспортоориетированных предприятий и зарубежных экспертов, исследовательских институтов по экспортным объемам и ценам на редкие, редкоземельные металлы.
По данным БИКИ, Казахстан в 2000 г экспортировал 2,4 т рения, а по данным республиканских министерств -15,6 т, а в 2001 г — 29,5 т. Имеются существенные расхождения между ценами мирового рынка и экспортными ценами на рений, ниобий, галлий, бериллий и другие металлы.
Американская геологическая служба США отмечает, что Казахстан поставил на мировой рынок 4 тонн бериллия, а по данным «Казатомпрома» экспорт бериллия составил в 1997 — 100 г., 1998 — 220 т., 1999 — 221 т, В тоже время органы статистики показывают экспорт бериллия, хрома, рения, галлия, германия, ванадия, индия, платины — изделий из них, вместе взятых в 1995г. — 195,3 т., 1996г. — 116,6 т., 1997г. — 267,6 т., 1998г. — 33,2 т., 1999г. — 69,1т., 2000г, — 42,8 т.
Данные мировой и отечественной статистики дают годовые расхождения по экспорту серебра в 150-22С тонн. Мировая статистика фиксирует присутствие Казахстана на мировом рынке ртути, на японском рыки циркония, однако эти данные отсутствуют в отечественной статистике.
Необходимо выделять в таможенной статистике в отдельную строку экспорт урана, бериллия, рения, галлия ниобия, таллия, поскольку масштабы их производства значимы для мирового рынка и должны отслеживаться самостоятельно.
Необходимо наладить более полный учет за их производством и реализацией, для устранения возможной: занижения таможенной стоимости, объемов экспорта и недопущения контрабанды. Назрел вопрос о создании специального подразделения таможенных органов по контролю за экспортом редких, редкоземельных металлов,- радиоактивных изотопов.
В целях упорядочения торговли металлами, в том числе и редкоземельными настала пора установить более жесткий контроль за трансфертными ценами, тем более действующее законодательство это позволяет. Назрел необходимость становления более четкого механизма за реализацией Закона «О государственном контроле при применении трансфертных цен», принятого в январе 2001 г.
Возможно нужно проводить систематические парламентские слушания по данной проблеме, а * Министерстве индустрии и торговле, в Комитете но торговле создать специальное подразделение, которое бы специально занималось вопросами трансфертных цен всех компаний независимо от страновой принадлежностя и форм собственности. Несомненно, здесь есть неиспользуемые возможности и в антимонопольном ведомстве
Нельзя не согласиться с предложением академика С. Такежанова о необходимости принятия закона прямоте действия » О комплексном использовании минерально-сырьевого, углеводородного, химического к иного природного сырья в Республике Казахстан»» Правильное, рациональное, эффективное использование имеющегося потенциала, несомненно, должен сказаться на жизненном уровне населения, устойчивости развития республики.
Казахстан занимает 36 место в мире по численности населения (15,1 млн человек), имеет почти такое же население как в Нидерландах- 15,7 млн,,Чили~ 14,4 млн., Австралии-18,3 млн., Анголе-12,1 млн. Однако, несмотря на значительный потенциал нашей страны, все еще сохраняется существенное отставание от- ряда стран по масштабам участия в международной торговле. Так удельный вес Казахстана в мировое экспорте составляет всего 0,1%, в то время как Чили — 0,32%, Австралии — 1.2%, Нидерланды — 3,5%, И если внешнеторговый оборот Казахстана в 2001 г. составлял 15.0 млрд. доля, то в Чили — более 33.0 млрд. долл. в
Австралии — 120,0 млрд. доля, в Нидерландах — около 390 млрд. доля
В Австралии, структура экономики которой близка к казахстанской, прямой вклад горнодобывающего и металлургического сектора в экономику довольно значителен. В 1999г. стоимость экспорта Австралии оценивалась в 11,6 млрд. дол или 23% от его общего объема или 3% к объему ВВП. В Казахстане за этот же период объем экспорта составлял 2,1 млрд. дол или 30% от общего экспорта (Промышленность Казахстана 10.2001 г. с.34)
.Об имеющихся резервах для Казахстана можно видеть из сравнения действующих режимов налогообложения для горнодобывающего сектора в Австралии и Казахстана- По данным за 2000 г. Австралия получила от роялти и лицензионных сборов 619,9 млн. дол, тогда как аналогичные поступления в Казахстане составили всего лишь 9,3 млн. доя
Всего же налоги и сборы полученные Австралией от горнодобывающей отрасли составили 1237,0 млн. дол против 191,1 собранных в Казахстане. В австралийский бюджет в целом, включая сопутствующие отрасли поступало 3083,0 млн. дол, в казахстанский — 300,1 млн. дол И несмотря на то, что уровень горнодобывающей отрасли в Австралии выше чем в Казахстане, и при подсчете поступлений в казахстанский бюджет не все учтено, тем не менее, следует внимательно изучить опыт Австралии по эффективному использованию горнодобывающего комплекса. О необходимости гибкого подхода к налогообложению в различных отраслях свидетельствует ситуация в ювелирной отрасли. Развитие этой отрасли, по мнению специалистов, сдерживается действием ряда негативных факторов.
Среди главных проблем — высокий уровень пробирных сборов, В Казахстане они превышают российские по золотым изделиям в шесть раз, по серебру — в 13 раз, акцизы выше в 2 раза (10% против 5%). !>го способствует неконкурентоспособности казахстанских ювелирных изделий на внутреннем рынке, где ежегодно продажа ювелирных изделий колеблется в пределах 10 млн. долларов. По мнению А. Стрельникова, необходимо освободить от 10% акцизного налога авторские работы, изделия художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, проектные и модельные разработки из золота и платины. Одновременно правомерным представляется предложена о полном освобождении от акцизного налога изделия из серебра ввиду их низкой стоимости и принадлежности к традиционной казахской национальной культуре, наряду с его взиманием при производстве ювелирных изделий в размере 5% с металла, находящегося в обороте компании в пересчёте на чистый металл
Как отмечается экспертами, у итальянских производителей стоимость работ по изготовлению изделий из золота составляет от 0,4 до 0,6 доля за грамм. В Казахстане же только пробирный сбор за золото составляет 1,22 долл В России стоимость одного грамма ювелирного изделия ручной работы из серебра в розничной торговле не превышает одного доллара. Т. е. себестоимость одного грамма изделия не выше 60 — 70 центов. В Казахстане только пробирный сбор на серебро составляет 80 центов.
Постановлением правительства от 8 августа 2002 года за №888, введена обязательная сертификация ювелирных изделий- По мнению руководителей ювелирных домов, это ухудшает позиции отечественных ювелиров. По их мнению, стоимость сертификации превышает стоимость изготовления самого изделия и повышает ее пену на 30-40%. Хотя в мировой практике не существует обязательной сертификации ювелирного изделия, если на нем есть клеймо изготовителя, которое является фирменным знаком и подтверждением качества изделия. Предложения, связанные с упорядочением производства, торговли, импорта и экспорта ювелирных изделий, включая применение защитных пошлин, взимание НДС должно не только нормализовать, но и расширить как внутренний рынок так и экспорт.
Таким образом, можно отметить наличие в стране значительных резервов дальнейшего роста отдачи от действующего потенциала путем эффективного использования экономических рычагов. В целом, эффективность экономики растет и об этом свидетельствуют темпы роста ВВП. В настоящее время доля ВВП на душу населения составляет (тыс. дол): Венгрия — 4,7, Польша —4,1, Россия — 2,3, Казахстан — 1,7, Белоруссия — 1,4.
Наши ближайшие цели достичь по доле ВВП на душу населения до уровня Восточной Европы, по внешнеторговому обороту — до уровня Чили, а затем и Австралии вполне достижимы. Для достижения такой цели объем ВВП должен вырасти до 65-70 млрд. дол., а не 45-50 млрд. дол. как предполагает Министерство экономики и бюджетного планирования добиться к 2010 г. Прогнозируемый рост ВВП к 2015 г. в 3,5 — 3,9 раза по сравнению с 2000 г. нас только подводит к уровню Польши, что ниже среднеевропейского уровня, который мы хотим достичь к 201.5 г. На наш взгляд а программах экономического роста должен содержаться и более оптимистический вариант достижения высокого уровня ВВП.
Необходимы на наш взгляд более решительные и масштабные меры по переходу на качественно новый уровень развития экономики. Ибо страна с сырьевой ориентацией, как справедливо отмечает российский экономист Ю. Ольсевич, «болтается в хвосте» мировой экономики и не может иметь устойчивого национального дохода, проводить самостоятельную экономическую политику.