Объединение древних казахских племен в эпоху западно-тюркского каганата. На территории современного Казахстана в V в.н.э. возникло сильное государство раннефеодального типа Западно-Тюркский каганат. Из китайских источников следует, что тюрки — прямые потомки древних гуннов, а каганы — потомки гуннских шаньюев (тенгри-кут), а Западно-Тюркский каганат является преемником государства северных гуннов. Это подтверждает исследователь политической истории племен Средней Азии А.Ремюза, а также византийские историки Менандр и Ф.Симокатта, который писал: «Гунны, жившие на востоке, по соседству с персами, которых большинство более привыкло называть тюрками» (Симокатта. История, с.36).
О преемственной связи Западно-Тюркского каганата с гуннами шла речь в беседе тюркского кагана Дизабула (по орхонским надписям Остемир каган) с византийским посланником Зимархом. Каган говорил не о создании нового государства, а о восстановлении прежнего. Объединение тюркских племен началось в 535 г. и завершилось к середине VI в. К этому времени была образована огромная империя от Монголии до Черного моря и от Памира и Амударьи до Северного Ледовитого океана.
Основатель тюркской империи Бумынь «после победы над жужанями принял титул Ельхан — правитель народа. Тюркский каганат в самом начале своего образования был разделен на два самостоятельных владения: Восточный — с центром в долине р. Орхон и Западный с центром в Семиречье. Подобное деление государства на две орды было традиционно и для гуннов и для усуней. Родоначальником династии правителей Западно-Тюркского каганата был младший брат Бумыня Остемир каган (Истеми-каган).
Военно-демократическая конфедерация племен, их политическое и экономическое состояние привели к образованию могущественнейшего государства Евразии. Тюркский каганат с его мощной армией, способной дать отпор агрессивным намерениям феодального Китая, находился на одном уровне с Ираном и Восточно-Римской империей. Каганат имел торговые и дипломатические отношения с Византией, Ираном, Индией и Китаем. Монументальные памятники -орхонские стеллы с руническими текстами представляют летопись каганата. Первоначальным местом обитания древнетюркских племен были Алтай и Семиречье. Эти племена еще до новой эры объединяли не только места обитания, но и общий язык. В числе родоначальников, оказавших влияние на жизнь древнетюркских племен, источники упоминают имя старейшины Апанби, жившего в северных степях. На исторической арене в эту эпоху появляется много крупных и сильных племен: огузов, кипчаков, карлуков, тюргешей, племена, отпочковавшиеся от древних усуней — чуми, чумугун, дулу, чумак; от гуннов — чубан (юебань,жубан), чуйе, канглы бекрены; от кипчаков — алшыны. Племена чуйе, чуми, чумугун и чубан, сыгравшие огромную роль в тюркском каганате были прямыми потомками гуннов.
В VI в.н.э. гунны, усуни, канглы, дулу (дулаты), юебань (жубан), а также огузы, печенеги, кипчаки, карлуки составляли население Западно-Тюркского каганата. В орхонских надписях эти племена объединены под общим название «он ок» — десять племен, из которых пять назывались Дулу (дулаты) и пять -Нушиби. Границей между объединениями племен была р.Чу. От Чу на восток и северо-восток, до крайних пределов Джунгарии и Алтая жили племена Дулу (дулатов), от Чу на запад — племена Нушиби. Конфедерация Дулу состояла из племен чуми, чуйе, чумугун, чубан (юебань, жубан), чумак. В конфедерацию Нушиби вошли племена канглы, огузов, карлуков, чигилей (у казахов трансформировалось в слово шекты), тюргешей, обитавших на территории от р. Чу до Каспийского моря и упоминаемых в орхонских надписях VII-VIII вв. В составе Нушиби были также асыг и кусши, сохранившиеся в составе киргизов.
Деление племен на Дулу (чуйские) и Нушиби (сырдарьинские) в Западно-Тюркском каганате было продиктовано военно-политическими и экономическими соображениями. Появление Дулу и Нушиби нашло отражение в народных преданиях о чуйских племенах чуманак и сырдарьинских — сырманак.
Племена Дулу назывались восточными и занимали пространство между реками Или и Чу, во главе каждого племени стоял чжо — китайская передача слова чжор (могучий). Впоследствии племена Дулу под названием дулаты вошли в состав Старшего жуза казахов. Племена Нушиби назывались «пять западных поколений». Их вождя называли сыгын. Деление племен на восточное и западное было традиционным и соответствовало делению на правое и левое крыло. Каждое отдельное племя, входившее в конфедерацию, носило название ок стрела и соответствовало административному району «аймак». В китайской хронике сказано: «Каждому начальнику дал по одной стреле, от чего они именовались десять ша (шад), он ок (десять стрел»). В состав Западно-Тюркского каганата входили также семиреченские племена албан, субан, икей, входившие в гуннский племенной союз. Племя икей (икюй)-поколение племени шапырашты (в китайских источниках ша).
Древнетюркские племена, входившие в состав «он ок», сохранились в составе трех жузов казахского народа. В состав казахского народа входят племена с древнейшими названиями. Так, эпоним, чуманак соответствует казахскому суманак. По казахским, преданиям — это общее название чуйских племен в отличие от сырманак — общего названия сырдарьинских племен. Эпоним чуманак, как название поколений, встречается у кипчаков, аргынов и в Младшем жузе, эпонимы чуманак и сырманак — у жалаиров.
Древнетюркские племена жили отдельными крупными узлами. У каждого племени были свои пастбища, луга, земли для посевов. Лучшие земли «корук», находившиеся недалеко от кыстау, принадлежали каганам, тегинам и бекам. Здесь паслись стада только скотовладельческой знати. Основой хозяйства в каганате, как и до его образования, были скотоводство, земледелие, рудное дело и плавка металлов.
Кочевое скотоводство и оседлое земледелие и рудное дело и металлургия составили единую экономическую основу общества, процессы перехода к кочеванию и оседанию были взаимозависимы. Появление оседлого образа жизни у кочевников отмечается на территории Южного Казахстана. Кочевая система, основанная на посезонном использовании пастбищ и водных источников, оставалась неизменной на протяжении тысячелетий. Во владениях каганата были многочисленные города и земледельческие поселения, о чем в VII в. писал китайский путешественник Сюань-Цзянь. Руины городов и следы поселений свидетельствуют о том, что наиболее густо заселенными были долины рр. Сырдарья, Чу, Или. Следы многочисленных поселений и мест обитания жителей тюркских аймаков свидетельствуют о том, что они лето проводили в войлочных юртах, а в зимнее время укрывались в поселениях в долинах рек и в ущельях Алтая, Тарбагатая, Тянь-Шаня, Каратау и др.
Политическая и экономическая мощь каганата достигла апогея во второй половине VI в. При Остемир кагане Западно-Тюркский каганат достигает могущества великой державы.
В период VI-VIII вв. наблюдается оживление торговых связей между Средней Азией, Восточной Европой и Китаем. Был заложен большой караванный путь, вдоль которого строились караван-сараи и крупные городские центры. Торговый путь шел от Сырдарьи и Сайрама через Тараз, Мерке, Баласагун, Барсхан, перевал Сынтас в Восточный Туркестан. Западный маршрут пролегал через Тургайскую степь, Булгарию к черноморским городам. По этой дороге непрерывно шли караваны.
Богатством каганата были не только обширные скотоводческие районы, но и рудные месторождения Алтая, Центрального и Северо-Восточного Казахстана, где добывались золото, железо, медь и другие металлы. Предки тюрков из рода в род жили на южной стороне Алтая и добывали железо для жужанского хана. Из китайских источников известно, что тюрки, находясь под зависимостью от сяньбийцев, а в последующем от жужаней, в качестве подати обязаны были добывать для их хана железо. В летописи Суйшу говорится, что император династии Вэй в период с 433 по 439 годы уничтожил целое поколение тюрков и только Ашина с 500 семействами успел бежать к жужаням. Поселившись на южной стороне Алтайских гор тюрки добывали железо для жужаней. Когда Бумынь попросил руку дочери жужанского хана, хан крайне разгневался и послал нарочного передать Бумыню слова отказа: «Ты- мой плавильщик, как осмелился сделать такое предложение?» (Бичурин, I). Производство металлов было одной из ведущих отраслей экономики каганата. Во время византийско-иранской войны большие партии железа из каганата шли в Восточно-Римскую империю (Н.Пигулевская. Византия на путях в Индию, 1951, с.205)
Государственная организация каганата восходит к древнегуннским и усуньским традициям. Высшая власть в каганате делилась на два крыла — правое и левое. Сановники располагались в строгом соответствии с выполняемыми функциями по правую и левую сторону от кагана. Согласно орхонским надписям места с правой стороны от кагана занимали принцы крови тегины и шады, с левой — вожди крупных племен тарханы и буюруки. В надписи сказано: «Вы шады и апа (старейшины), стоящие справа, вы тарханы и буюруки, стоящие слева». Среди высших сановников первое место занимали жабагу (ябагу), за ними следовали тегины, субасы (сылифа), туманбасы (тумаофа), тарханы. Власть сановников передавалась по наследству. В Тан-шу дается описание церемонии избрания кагана: «При возведении государя на престол ближайшие важные сановники сажают его на войлок, и по солнцу кругом обносят девять раз. Каждый раз чиновники делают поклон в знак верности».
Как сказано выше, тюрки происходят от гуннов, родоначальником которых был старейшина, носивший имя Аруг-Шэне (благородный волк), в китайской передаче — Ашина. Каганы были из династии «ашина» и считали свое происхождение божественным «тенгри тек», а себя мудрейшими «билге». На официальных церемониях, а также во время войны при кагане были символы власти — знамя с золотой волчьей головой, бунчук, грамота и литавры (гу). До народа повеления кагана доносили гонцы и глашатаи, носившие головной убор с изображением в лобной части дракона, хищных зверей, птиц, символизировавших власть. Эта традиция корнями уходит в древние времена. Вместо предписания на бумаге было изображение стрелы с золотым кольцом и восчаная печать -тамга. Знаки власти практиковались только внутри государства. При осуществлении внешних связей использовались официальные письменные грамоты. Известно, что такие грамоты были отправлены в 554 г. иранскому шаху Хосрау Ануширвани, а в 568 г. — византийскому двору. Грамоты были из шелка, текст написан одним из известных алфавитов -орхонским или уйгурским.
Для подчинения подданных своей власти каганы большое значение придавали условностям. Как выражение покорности, вожди племен при встрече с каганом должны были встать на левое колено. В памятнике Кюльтегина сказано: «Имеющих головы они заставили склонить головы, имеющих колени они заставили преклонить колено». Возникшая на основе древней патриархальной идеологии, этот служил интересам главы патриархальной семьи. Молодой челевек, особенно молодые женщины при встрече с людьми старшего возраста в знак вежливости должны были приседать на лнвое колено.
Ядро родоплеменной организации каганата представляла большая патриархальная семья «аркау», в которую входили также и домашние рабы. Патриархальная семья строго придерживалась обычаев отцовского рода. Это прежде всего касалось вопросов брака, калыма и левирата.
Простой народ в каганате назывался будун или кара будун, соответствующие казахскому бухара или кара суйек (черная кость), племенная знать называлась ак суйек (белая кость). Представители знати носили титулы «каган» и «бек», жена кагана — «хатун» (ханша). Титул «каган» впервые появляется в китайских источниках начала IV в., в то время так называли верховного вождя жужаней. С VI в. слово каган встречается в византийских источниках. Этимологическое значение термина каган, очевидно, восходит к одному корню со словом уган -сильный, могучий, «Уган тенгри» — всесильное небо. За титулами каган и бек следовали титулы ябгу и шад, затем тархан и буюрук, последний означал исполняющий ханских предписаний по сбору ясака (дани) и войск (сю).
Как писал Абулгази, цифра девять у тюрков имела магическое значение, означавшее полноту счастья, успехов и благоденствия. «Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю … Ему в жертву они приносят лошадей, быков и мелкий скот и своими жрецами ставят тех, которые, по их мнению, могут дать им предсказание о будущем [баксы]», — пишет Симокатта (История, с. 161)
У тюрков особо почитался культ волка — символ силы и могущества. По Тан-шу знамена тюркских каганов украшались золотой волчьей головой, а телохранитель назывался бөрі (волк). По древним мифам и легендам, сохранившимся в китайских и тюркских источниках, волк был прародителем гуннов, усуней, тюрков, монголов, с чем связано появление волчьего тотема — бөрте-шэне, бөрі, көкбері, (серый волк), чуйе (красный волк).
Из надписей на орхонских памятниках известны слова айгуш, означающий советник, воспитатель, наставник детей знати, тамгачи — хранитель печати, битикчи — секретарь, ялавач — посланник. Из китайских источников известен еще титул фули (бори) — телохранитель. Все они были представителями высшего класса. Иерархию военачальников возглавлял сю-баши — глава войск, за ним следовали тюмен-баши (тумфа) — глава десятитысячных войск, черик-баши (сылифа) и др. Вооружение воинов (ярак черик) состояло из пяти видов оружия, куда входили: роговые луки со свистящими стрелами, кобе — латы, сунги — копье, клыш — сабля, селебе — палаши. У казахов есть поговорка «ер қаруы бес қару» (воин вооружен пятью видами оружия).
Будущих воинов с детских лет обучали верховой езде, искусству владения луком, стрельбе из лука в диких зверей. Из орхонских надписей нам известен ряд терминов, связанных с юридическими вопросами каганата. Из них отметим термины тору (тере) — закон, постановление, решение, йосун — обычное право, тамга — печать, битик — грамота, урду — ставка, бод — престол, время правления. В китайской летописи Тан-шу приведены законы, принятые при кагане Бумыне (середина VI в.). За хищение наказывали штрафом, в 10 раз превышающем стоимость похищенного. Тяжкие преступления, как бунт, убийство, прелюбодеяние с замужней женщиной, похищение спутанной лошади наказывались смертной казнью.
Укреплению мощи каганата служили выдающиеся военные стратеги и полководцы Далобян (Тарабанг), Хиели (Карахан), Моджо (Боже), Билги-каган (Могилян), его брат Кюльтегин, Тоньюкук и другие. В Тан-шу сказано, что при каганах Хиели (Карахан) и Моджо войско было настолько многочисленно, что перед ним трепетало Срединное государство. Хиели основал орду на Орхоне под Хангаем, во главе его войска стоял выдающийся полководец Сис-Гюй. Его современник первый правитель из Танской династии Таоцзу должен был считаться с ним и платить Хиели дань в форме больших даров.
В период правления кагана Далобяна (конец VI в.) Западно-Тюркский каганат был разделен на два владения. Тарабан и его потомки Чура и Тулу (Дулу) не хотели оставаться в верховном центре, находившемся под китайским влиянием. Тулу перенес свою орду на западную сторону гор Цэтхэ (Таласский Алатау) и основал центр своего владения в Сайраме, названного Северной ордой. В его владения входили земли карлуков, кипчаков, канглы и огузов Сырдарьи с административными центрами в Таласе, Мынбулаке, Сайраме (Байшункар), в Урда-Кенте на Сырдарье. По договору, заключенному после междуусобной войны с Верховным каганом Хиели, все земли от р.Или на запад принадлежали Тулу кагану, на восток — Хиели.
Западно-Тюркский каганат при кагане Шаболио (Шабара) во второй половине VI в. был также был разделен на две орды — Южную с резиденцией верховной власти в Суябе на р.Чу и Северную или Малую, имевшую характер вассального ханства с центром в долине р.Или. Шаболио был против агрессивной политики Китая. Вассальный владетель Западно-Тюркского каганата Далобян своей военной силой и мудростью превосходил верховного тюркского кагана Шаболио, он активно выступал против агрессивной политики Китая.
Это было время, когда каганат завладел всеми торговыми путями, освободив их от влияния Китая, и установил прямые торговые связи с Индией, сасанидским Ираном, Византией и другими странами Восточной Европы.
Китайский двор с целью ослабления могущества каганата инспирировал тайные заговоры. Одним из традиционных методов тактики китайского двора было использование китайских принцесс, выданных замуж за тюркских каганов. Жена кагана и ее свита, состоявшая из тайных агентов, информировали Китай о внутренних дел каганата, инициировали беспорядки, убивали влиятельных деятелей, настроенных против Китая. В 710 году тайными агентами был убит Можо (Боже). После его смерти разлагающее влияние Китая усиливается. Отсутствие сильной централизованной власти, появление множества мелких ханов, претендовавших на верховную власть, подорвали могущество Западно-Тюркского каганата. Этому в немалой степени способствовало предательство служилых людей, водивших связи со свитой жен каганов китайского происхождения. Матери отпрысков тюркских каганов нередко склоняли своих сыновей на подданство Китаю. Так, мать Чура-хана Сян-шы запугивала сына неминуемой гибелью, если он не посетит дом Суй и не совершит двух церемониальных поклонов. Отдельные вожди племен и представители знати стали пособниками прокитайской политики под громким названием табагач. Это привело к тому, что кипчаки и огузы и вышли из каганата и образовали самостоятельные улусы. За ними последовали карлуки и чуйские племена. По мере ослабления каганата стали возникать малые ханства: кипчаков, огузов и канглы на Сырдарье, тюргешей с центром в Кулане, карлуков и чигилей с центрами в Таразе и Сайраме.
В это критическое для Тюркского каганата время на исторической арене появляется полководец Кюльтегин, поставивший цель очистить каганат от предателей, вернуть отошедшие улусы и восстановить могущество каганата. К Кюльтегину присоединились Могилян (Бильги-каган) и Тоньюкук — проводник правовых вопросов в каганате, главный советник Могиляна и Кюльтегина. Он был великим тактиком и мудрым государственным деятелем, любимцем народа. Могилян, готовясь к войне с Китаем, планировал оградить свою орду стеной и построить храм Будде. Тоньюкук советовал ему отказаться от войны до укрепления оборонительных позиций. Относительно постройки храма Тоньюкук считал, что учение Будды делает людей пассивными, слабыми, уничтожает героический настрой духа народа. Слова Тоньюкука убедили Могиляна.
Полководец Кюльтегин со своим войском проехал по всей территории Восточного и Западного каганата, он видел недовольство племен своими предводителями и пособниками Китая. В «Малой надписи» есть следующие слова Кюльтегина: «На запад я прошел с войском вплоть до Темир-Капыга, переправился через реку Иенжу [Сырдарья], имел сражение с огузами». Из этого следует, что огузы — одно из крупных племен в составе каганата вышли из него.
731 г. умер Тоньюкук, в 734 г. тайным китайским агентом был отравлен Могилян, несколько ранее та же участь постигла полководца и правителя каганата Кюльтегина. После этих трагических событий в Восточно-Тюркском каганате господствующими становятся племена тардушей (сеяньто по китайским источникам), политическое влияние получили тогуз-огузы, киргизы, уйгуры, баэрку, толесы, каи, басымели, кидани и другие племена, не имевшие его прежде. Вожди этих племен, претендовавшие на престол, расправлялись с потомками Могиляна и Кюльтегина. Власть переходила то к старейшинам басмели, то к уйгурам и восточным карлукам. В результате междуусобной борьбы, разжигаемой танским Китаем, в 745 году Восточно-Тюркский каганат перестал существовать.
Подобная политическая ситуация сложилась и в Западно-Тюркском каганате. Во внутренней и внешней политике каганата ведущая роль принадлежала конфедерациям племен Дулу и Нушиби. Огузы и кипчаки, отколовшиеся от каганата, остались нейтральными к этим событиям. Управление каганатом на период около 50 лет переходит к тюргешским бекам. Тюргеши, обитавшие в междуречье Чу-Или-Талас, входили в состав конфедерации «он ок». Племя тюргешей состояло из двух ветвей: кара-тюргеш и сары-тюргеш. Кара-тюргеши обитали между реками Талас и Чу. Им принадлежали все города средней части Чуйской долины, в том числе и Кулан. Беки кара-тюргешей жили в Таразе и Кулане, тайно лелея надежду захватить у сары-тюргешей Суяб. Сары-тюргеши были исконными жителями междуречья Чу и Или. Судя по месту обитания, сары-тюргеши, по-видимому, это те же сары-усуни. Следуя степным порядкам, слово усунь было заменено на тюргеш- название племени, господствовавшего в то время, смена названия отражает процесс перелома, грань между прошлым и наступающим. Сары-тюргеши сохранились в составе Старшего жуза под названием сегиз-сары и сары-уйсун. Объединение этнически близких племен и управление мудрых каганов привело к появлению на исторической арене одного из могущественнейших государств Евразии. Образование Западно-Тюркского каганата было первым опытом и важнейшим этапом в истории объединения протоказахских племен, в значительной степени подготовившего последующую консолидацию племен и образование Казахского ханства.