Управление — объективная потребность всех сфер человеческой деятельности. Степень контроля общества над управлением определяется уровнем его развития. С управлением мы сталкиваемся сплошь и рядом. Управлять надо обществом, живой природой, машиной, процессами, и наконец, человеку -самим собой и домашним хозяйством. Поскольку с элементами управления, не думая об этом, имеет дело каждый, нередко видится кажущаяся простота этого сложного явления.
Почему управление — объективная необходимость? Это связано с тем, что формой существования мира является движение. А движение есть постоянный переход системы из одного состояния в другое. При сознательной деятельности разума возникает необходимость определенным образом воздействовать на систему для перевода ее в наиболее желаемое для человека состояние. Целенаправленное воздействие на нее с целью получения желаемого результата и есть управление. Следовательно, динамическая система для целесообразного преобразования требует постоянного воздействия. Например, в электрических схемах это воздействие проявляется в виде изменения напряжения с целью изучения увеличения освещенности, в экономических системах — это мотивация труда или деятельности с целью увеличения производительности и доходности фирмы.
Отсюда видно, что управление, наравне с веществом и энергией, является ведущим элементом окружающего нас объективного мира и имеет определяющее значение для жизни человека. Живой организм генерирует во внешнюю среду вещество в виде потомства; энергию (физическую и умственную) для его обеспечения и информацию, связанную с процессами управления. Отсюда вывод: там, где есть жизнь, мы встречаемся с управлением.
Поэтому каждому специалисту, наряду с другими знаниями и навыками, надлежит изучить основные положения и правила управления, необходимые ему в различных сферах деятельности. Они еще не так полны и стройны, как, например, математика или физика. Но именно достижения математики, экономики, социологии, психологии, экономико-математического моделирования, кибернетики и других наук позволили ученым и практикам мира сформировать в области управления ряд закономерностей, принципов и правил, которые дают хорошие результаты в управлении государством, социально-экономическими системами, технологическими процессами и т.д.
Например, знание экономических законов, законов рынка и принципов управления помогает руководству фирмы добиваться успеха в различных ситуациях. Скажем, выясняется, что какой-либо товар при определенных цене и качестве в связи с какими-то изменениями на рынке стал меньше раскупаться. Задача — отыскать меры и вернуть уровень доходности компании. Путей решения проблемы много. Приведем один из них. Принимается решение: вскрыть внутрифирменные резервы снижения себестоимости продукции, увеличить объем продаж и тем самым обеспечить желаемую прибыль. Это пример маркетингового управления, диктуемого законами рынка, и которое, как очевидно, является объективной необходимостью для фирмы. Если не вести такое управление, фирму ждет неминуемый крах.
Виды управления
Из вышесказанного очевидно, что управление — объективная потребность системы: общества, государства, экономики, отрасли, предприятия, коллектива, технологии, машины. Любая система нуждается во вмешательстве человека (чаще менеджера) для поддержания ее в нужном состоянии и приведения к желаемой цели.
В наиболее общем случае классификация видов управления представлена на рисунке 2.1.
Как и любое структурное явление эти виды управления можно охарактеризовать по двум признакам: а) общие и б) особенные черты, что, с одной стороны, объединяет их, с другой — структурирует в отдельные сферы.
Прежде всего единит эти явления процессы управленческого характера. Это свойство перехода любой системы из одного состояния в другое. Изменение есть динамика, процесс. Социальные системы принципиально отличаются от систем живого организма и машин. В экономических системах происходят процессы преобразования материальных веществ и генерирования информации. Их основным отличием является то, что функция регулятора этой системы исполняется человеком с привлечением неповторимых свойств мышления — предвидения и выбора. Ибо человек является «непревзойденным мастером компромиссов». Именно изучением процессов управления в социальной сфере являются домохозяйства, все виды организаций, отрасль, экономика в целом и государство.
Домохозяйства являются ведущими участниками рынка в качестве поставщиков экономических ресурсов и расходующей группы экономики. Их состояние и поведение играют важную роль в управленческих процессах всех уровней, ибо большую часть национального дохода страны составляют заработная плата и жалование, «проходящие» через домохозяйства. Доходы домохозяйств расходуются в большей мере на личное потребление, индивидуальные налоги и личные сбережения. При выработке управленческих решений по развитию бизнеса, поведения домохозяйств, знание структур их доходов и расходов имеют важное значение.
Другим важнейшим участником рынка являются деловые предприятия в форме фирм, корпораций и др. Управление или их стратегия, экономика, маркетинг, финансы, персонал и другие стороны деятельности, поведение хозяйствующих субъектов на рынке, формы организации бизнеса, масштабы, отношения с государством и международные связи широко и глубоко характеризуют этот вид управления, называемый управлением организацией.
Управление отраслью представляет собой вид управления, изучающий процессы экономических отношений групп фирм, производящих одинаковую или однородную продукцию. Хотя с процессом диверсификации строгая отраслевая структура экономики значительно осложнилась, управление отраслью, межотраслевое регулирование остаются важнейшей практикой предпринимательства. Важнейшей функцией правительства является выработка и реализация отраслевой политики во взаимосвязи со стратегическими целями государства.
Управление экономикой — это система методов и мер по регулированию национального хозяйства в целом. В наиболее общем случае в XX веке мировое сообщество столкнулось с двумя системами управления экономикой: а) на основе частной собственности через рыночные отношения и б) на базе государственной собственности через плановые отношения. Во второй половине XX столетия развивается смешанная экономика, основанная на частной и государственной собственности. В этих условиях рыночный механизм , регулирования экономики дополняется государственным регулированием. Эти сложнейшие процессы механизма регулирования экономики изучаются в этом виде управления.
Управление государством — механизм формирования функции общественного благосостояния высшими органами государственной власти с определением целевых показателей для деятельности исполнительных органов власти с созданием нормативно-правовой базы. Ряд аспектов управления государством является предметом других научных дисциплин.
В целом разделение управления на виды условно и больше связано с методом познания и характером работы менеджеров на конкретных участках и уровнях иерархии, ибо все перечисленные сферы системы управления взаимосвязаны и функционируют как единый механизм.