При образовании Казахского ханства ключевую роль играло объединение этнически близких племен с одинаковым хозяйственным укладом жизни, с похожими обычаями и традициями, говоривших на одном языке. Все племена, проживавшие на обширной территории современного Казахстана, до образования Казахского ханства представляли один народ «казахи», что однако не было закреплено в форме единого политического образования.
Монгольское завоевание задержало процесс объединения племен в единый народ до середины XV в., т.е. до распада Золотой Орды и Чагатайского улуса. Консолидация племен и образование Казахского ханства происходят в 1456 г. Это было время правления хана Абулхаира.
Свободными от влияния Абулхаир-хана были две области: Семиречье с долинами рек Чу и Или и северо-восточные берега Каспия с центром в Мангыстау, где обитали племена Младшего жуза — адаи, кердеры, алим-улы, а также кипчаки, канглы, конграты, аргыны.
Жанибек и Гирей откочевали из владений Абулхаир-хана в Семиречье. Хан Могулистана Исабука отдал им часть владений на р. Чу — Казы-Баши (Кулжа басы), составлявшую западную часть Могулистана (земля дулатов).
Султанов Джанибека и Гирея поддерживали крупные военные предводители, отошедшие от Золотой Орды, улуса Чагатая, государства тимуридов, а также воины, откочевавшие от Абулхаир-хана. Процесс консолидации протоказахских племен был ускорен тем, что симпатии Абулхаира были на стороне кочевых узбеков.
В 1441 г. во время встречи султанов Жанибека и Гирея на берегу Каспия с представителями кипчаков, канглы и других племен было высказано пожелание центром Казахского ханства сделать Ургенч, что вызвало большое беспокойство у руководителя Тимуридского государства Шахруха, выставившего охранное войско в Ургенче (1441 г.). В 1448 г. Шахрух расположил охранные войска в Хорезме и на границе с Дешт-и Кипчаком. Шахрухом были даны строжайшие наставления эмирам (темникам) вести наблюдение за передвижением войск Дешт-и Кипчака, в связи с чем несколько эмиров зимовали в Ургенче и на границе с Дешт-и Кипчаком.
Исключительную роль в становлении Казахского ханства сыграл знаменитый поэт Асан-ата, в то время бывший визирем Жанибека. Из казахских исторических преданий известно, что Асан-Кайгы в поисках жер-ұйық прошел пр многим местам Казахстана, был в Семиречье, объехал Восточный Туркестан, Алтай и берега Каспийского моря. Асан-Кайгы пришел к убеждению в том, что центр Казахского ханства должен находиться вдали от Абулхаир-хана, на земле усуней, в долине р.Чу, где проживали канглы, кипчаки, аргыны, жалаиры. На севере и северо-востоке от Семиречья, в горах Джунгарского Алатау, Тарбагатая и Алтая обитали многочисленные племена найманов, кереев, уаков. Расселение племен вдали от хана Абулхаира было аргументом, с помощью которого Асан-Кайгы смог убедить султанов Жанибека и Гирея в правильности своего выбора. Для становления Казахского ханства это было наиболее мудрое решение. Асан-Кайгы, родившийся в Тургайской степи, умер в Семиречье, в районе оз. Иссык-Куль.
После смерти Абулхаир-хана в Восточном Дешт-и Кипчаке начались народные выступления против его потомков, был убит сын преемника Абулхаира Шейх-хана, остальные во главе с ним бежали из Восточного Дешт-и Кипчака. В результате этих исторических событий Казахское ханство быстро крепнет.
Султаны Жанибек и Гирей выполнили историческую миссию, они основали первое государство в истории казахского народа. Объединение племен оказалось способным вынести всю сложность политической обстановки. В 1467 г. Центром Казахского ханства становится город Сыгнак на Сырдарье.
Молодое Казахское ханство в конце XV в., в целях упрочения ведет упорную войну против потомков Абулхаира. Особенно ожесточенная борьба за овладение сырдарьинскими городами происходит в 80-90 гг. XV в. В это время его правители заключают союз с Могулистаном и находят поддержку со стороны кочевого племени джете, населявших Семиречье. Мухамед Хайдар Дулати пишет: «Начиная с Иса Бугы-хана до времен Рашид-хана моголы и казахи жили постоянно в мире между собой и лишь Рашид-хан прервал эти дружеские отношения» (20-е годы XVI в.) Могулистан, образовавшийся в результате распада Чагатайского государства, объединил тюрков и тюркизированных монголов Центрального и Юго-Восточного Казахстана. Мухаммед Хайдар Дулати объясняет этот дружественный союз со стороны молодого государства желанием оградиться от войны между шейбанидами — потомками Абулхаир-хана и чагатаидами Семиречья (Вельяминов-Зернов, ч. II, 140).
В процессе консолидации протоказахских племен особую роль сыграли племена усуней и канглы, на земле которых возник первый племенной союз «он ок». Ядро Казахского ханства составили усуни, канглы, кипчаки, как доминирующий компонент, а также найманы, жалаиры, кереи, аргыны, алшыны, конграты, дулаты, уаки. Наиболее древними этническими элементами в составе Старшего жуза были усуни, сары-усуни, канглы, дулаты, шапырашты (икей), абаки, албаны, суаны, мекрены, байшора, шумай; в составе Среднего жуза — аргыны, кереи, найманы, кипчаки, этнические образования коган-чурок, бора, шуйе (чуйе), ак-телес, входившие в племя басентин (древние басымели), древнее племя онгит в составе племени уак; в составе Младшего жуза — абдалы (эфталиты), кердеры, адаи, табыны, телеу. В период образования Казахского ханства перечисленные племена занимали свои традиционно сложившиеся места обитания: Старший жуз — обширную территорию от среднего течения Сырдарьи (Ташкентский оазис) до Семиречья и Джунгарского Алатау; племена Среднего жуза -Центральный Казахстан, берега Сырдарьи от Отрара до Чиили и Кызыл-Орды; Младший жуз — низовья Сырдарьи, берега Аральского моря и Северную Прикаспийскую низменность.
Первым правителем Казахского ханства стал султан Гирей. Казахское ханство — феодальное государство с патриархально-родовыми отношениями. Казахским обществом қаум правили феодалы, которых называли алпаут, шонжар. В источниках того времени Казахское ханство называлось Қазақ ұлысы, Қазақ жұрты, крупные племенные образования Кипчак елі, Найман елі, Қоңырат елі и т.д. Очень древним словом «улус» (в переводе крупный) назывались крупные племена: дулат ұлұсы, бура-найман ұлұсы, арғын ұлұсы, Баракхан ұлұсы, Жанибек ұлұсы и др. В начале XVI в. были Бурундык ұлысы, Касым-хан ұлұсы. Вместо слова улус нередко употреблялся его синоним «юрт»: Бурундык юрты, Касым юрты, Барак юрты. В улусы входили аймаки, в аймаки аулы и кора копсы — зимние поселения. При встрече казахи приветствовали друг друга словами «ауыл-аймақ, қора-қопсы аман ба?»
Казахское общество делилось на социальные категории. Простой народ назывался кара-бухара (синонимы кара-казак, карашы). Казахская пословица гласит: «Хан қасында қарашы, хан қарашысыз болмас» (перевод — без народа нет хана). Кара-бухара состояла из жарлы (синоним кедей — бедняк). К этой социальной категории относились чабаны: жылқышы -табунщики — коневоды, қойшы — пастухи овец, сиыршы -пастухи коров, түйеши — пастухи верблюдов, а также құлдар -рабы и жесирлер — пленные.
Аристократию «аксуйек» составляли ханзаде — потомки ханов и торе — потомки султанов. Определение аристократии аксуйек идет от династии караханидов, это определение сохранилось у потомков семиреченских и сырдарьинских караханидов.
Значительный слой общества составляли алпауты — знать, богатые беки, потомки древних знатных родов. Ел беги (синоним ел агасы) — правители племен и улыс беги, входившие в орду хана. Предводители войск — батыры, тарханы, а также бии, в руках которых было судопроизводство, входили в число беков. При ханах были верховные судьи, регламентировавшие законы — зан. К бекам относились аталыки — ханские советники, в обязанность которых входило воспитание ханских детей, и карашы беги — беки народных общин, существовавшие в XV-XVI вв.
В окружении хана были придворные жырау. История сохранила имена Супра-жырау, Казтуган, Кулмамбет (при ханах Шыгай и Тауекель), Маркаска, Жиембет, Досмагамбет (при хане Есиме), великого Бухар-жырау при Аблай-хане.
В канцелярии ханов служили абызы — представители синкретической религии казахов (тәңірі, Тенгри), духовные советники ханов (бітікші). Известны имена Сары абыза при хане Абулхаире, Тумен абыза.. Духовными отцами советников ханов были представители синкретической религии — танірі.
В военное время и во времена внутренних неурядиц ханы пользовались услугами баксы, в вопросах дипломатии -услугами толмачей (переводчиков). Ханскими делами занимался жасаул от слова жасамак — устроитель, организатор. В его функцию входило выполнение ханских поручений по организации всенародных торжеств (шулен), во время которых раздавались ханские подарки, отчего жасаул назывался также шуленгером. Казахская поговорка гласит: «Аз асқа жасауыл болма» — не будь жасаулом малого торжества.
На службе у ханов были сарапшы — оценщики важных государственых дел, а также зекетшы — сборщики налогов. При дворе хана были асбасшы — главный повар, сабашы — мастер по производству кумыса и другие.
В войске хана служили сайдауты — воины, шерубеки и колбасшы — батыры, предводители войск, которые делились на мың басы — тысячники, жүз басы — сотники, он басы -десятники, қосбасшы, қосағасы — глава походного лагеря. В составе ханского войска были специальные отряды: туткаул, служивший внутри орды, и караул, охранявший границу. На пограничной линии постоянно находился қара қазан-сарбала -воин с семьей. У хана были туленгуты, уланы, шора, нукеры -его охрана и тотукчи — мастера по изготовлению оружия. Духовенство представляли проповедники ислама кази, шпаны, муфтии, муллы и ходжи.
Основы казахского права были освещены в дореволюционной русской литературе. Правовую базу Казахского ханства составлял «яргу» — свод законов, принятый в улусе Чагатая и государстве тимуридов. Свод законов, зан включал уголовное право, осуществлявшего наказание за шабу — нападение, талау — грабеж, убийство; военное право — қосын тарту, по которому каждый казах должен был по призыву хана или предводителя принять участие в охране границы; семейное право и частное право, решавшее земельные споры. Юридическая практика включала ереже — мудрое решение бия в соответствии с изречением «қарқылды қақ жару» — расщепить волосок на две части и «сөздің түбі бір, түп атасы Майқы бий».
Центром Казахского ханства с резиденциями правителей до XVII в. был город Сыгнак на Сырдарье. На начальном этапе центр Казахского ханства находился на р.Чу и в горах Хантау. Здесь, в долине р.Чу на территории колхоза Актерек сохранились развалины резиденции хана Жанибека. По мере укрепления Казахского ханства в его состав вошли города Сауран, Каратал, Туркестан. В этих городах, охраняемых отрядами «қара-қазан», ханы проводили зиму. Их летние резиденции находились в долине р.Сарысу, у подножия гор Улытау и Арганаты. Города и крепости были разрушены во время междуусобных феодальных войн и в первой половине
XVIII в. во время войны с джунгарами. В своем первоначальном виде сохранился лишь Туркестан, казахи называют его Азрет (в переводе великий).
Период правления Абулхаир-хана освещен в трудах Хондемира, Масгута Кухистани. Источниками об истории образования Казахского ханства служат труды Искандера Мунши «Алем Арай Аббаси», Хафиз Тыныша «Абдулла-наме», Рузбихана «Мехман-наме и Бухара», Мухамед Салих Кара-ходжа оглы «Тарих жадида», «Тарих ал Хафиз ат-Ташкенди», «Тарих кыпчаки» Кужам Кула Балхи, «Мустафат ал-Ахбар» Марджани, «Аноним Искандера», «Шежрат ат-тюрк» Улугбека, Зафар-наме Шарафеддина Иазди, Абдразаки Самарканди, «Бабур-наме», «Тарихи-Рашиди» Мухаммед Хайдара Дулати, «Сборник летописей» Кадыргали Жалаири. Много интересных сведений о Дешт-и Кипчаке в исторических записках Отемидж Хаджи «Кипчаки», в «Родословной» Абулгази. История династии казахских ханов от Урус хана до Касым-хана описана в сочинении Гафари «Нусхат Жахан ара» (1501 г.). Междуусобная война между казахскими и узбекскими ханами за владение наследием Золотой Орды и Чагатайского улуса в форме панегирика в пользу Шейбани-хана описана в исторических поэмах «Фатх-наме», «Шейбани-наме» и др.
Рукописи «Свода казахских законов» хранятся в архивах Москвы, Ленинграда, Алматы. Из рукописей, в которых отражены казахские законы, известны записки биев Балтекея и Карымбая, которые упоминаются в «Уставе о сибирских киргизах». «Свод степных законов», вышедший в 1822 г., находится в царском архиве. Законы Казахского ханства хорошо отражены в сборнике «Материалы о сношениях России с ханами Малой и Средней Орды».
Несмотря на ожесточенные войны с Абулхаир-ханом и его потомком Шейбани-ханом, Казахское ханство уже во второй половине XV в. значительно окрепло. Владения Жанибека и Гирея простирались от Алтая и Иртыша до Яика. Государство, развивавшееся под властью сильных ханов, быстро получило признание.
Преемником ханов Жанибека и Гирея, крупным деятелем Казахского ханства был Бурундык, сын Гирея. В конце XV и в начале XVI в. (1488-1509 гг.) Бурундык ведет войну против потомка Абулхаира Шейбани-хана. Его резиденция находилась в Сарайчике на р. Яик. При содействии ногайцев и могулистанского хана Махмуда Бурундык овладевает сырдарьинскими городами. После победы над войском Шейбани-хана было заключено мирное соглашение о прекращении военных действий. Верховная власть в Дешти-Кипчаке переходит к хану Бурундыку.
Как следует из Шейбани-наме, хан Шейбани пытался склонить на свою сторону ногайцев и просил ногайского Муса мырзу помочь вернуть Дешт-и Кипчак. Муса отказался сделать это, поскольку многочисленная ногайская знать была настроена против Шейбани-хана. Шейбани делал неоднократные безуспешные попытки вторжения в крепости Сузак и на р. Сарысу.
Из источников известно, что в период правления Бурундыка все важнейшие государственные дела решались совместно с Касым-ханом, сыном Жанибека. После смерти Бурундыка Касым-хан стал его преемником (1511-1524 гг.). Уже с 1510 году Касым-хану принадлежали владения бывшей Ак-Орды, включая земли ногайцев в Западном Казахстане и киргизов на востоке. Биограф Касым-хана Гафари писал, что он был самым выдающимся правителем Дешт-и Кипчака. Число воинов в период его правления (сайдаутов, аламанов, шеру) достигло миллиона. Он умер в 1524 г. Ханы» Жанибек, Гирей и Касым погребены в пантеоне правителей в Сарайчике.
Касым-хан, неустанно защищавший сырдарьинские города, передал во владение своим братьям Сауран — Жадику, Сузак -Махмуду, детям Бурундука — Сыгнак и Сайрам. Не смирившийся с поражением Шейбани-хан постоянно совершал набеги на сырдарьинские города, неоднократно сражался с правителем крепости Сузак Махмуд-султаном, братом Касым-хана. Не добившись успеха, в феврале 1510 года двинулся со своим войском в Улытау. Переход через пустыню в условиях суровой зимы ослабил его войско. По рассказу Хондемира, Касым-хан, превосходивший всех правителей Дешт-и Кипчака умом и храбростью, имевший превосходное войско, во главе которого стоял Буынсыз Хасен, нанес Шейбани-хану сокрушительный удар. Шейбани-хан вернулся в Хорасан, где вскоре умер от рук сафевидов.
Дальновидная политика Касым-хана была направлена на установление дружеских отношений с Восточным Туркестаном, с киргизами и ногайской ордой, которые были против Шейбани. В 1513 году Касым-хан принял предложение Котебека, владетеля города Сайрама и двинулся в город Тараз. Здесь в долине р.Талас, где в древности проходили курултаи, состоялась встреча с кашгарским ханом Абусагидом и заключен союз. Дружеские отношения были установлены и с киргизами.
Касым-хан, как и его предки — владетели Ак-Орды, был приверженцем религиозного синкретизма — абыз. Соединение древнего верования Тенгри с исламом нашло отражение в своде законов «Қасым ханның қасқа жолы» (қасқа жол — проторенная дорога, ески жол — древний путь и жеті-жарғы), ставшие сводом юридических прав казахов. В нем Касым-хан поддержал стремление народа сохранить древние обычаи. Против взглядов Касым-хана выступило среднеазиатское духовенство, один из оппонентов которого Тарих Кипчаки Балки нашел у Касым-хана убежище.
Достойным преемником Касым-хана стал его сын Акназар (1524-1537). Во время правления Акназара к Казахскому ханству присоединилось крупное племя дулатов, после распада Восточного Чагатая образовавшее государство Манглай Субе и обитавшее в южной части Семиречья и в Восточном Туркестане. При Акназаре был также присоединен Ташкентский округ, где жили племена Старшего жуза сргели, ысты, катаган (шанышкылы) и значительная часть племени канглы. Деятельность Акназара была направлена на укрепление союза с киргизами и на присоединеие яикских ногайцев, представлявших одно из крупных племен Младшего жуза.
История присоединения ногайцев к Казахскому ханству описана в русских источниках. В 1557 году правитель астраханских ногайцев Исмаил сообщил царю Ивану Васильевичу: «Мои племянники от нас отстали ныне. За Яиком приложились к казацкому царю». По свидетельству Данила Гучина, в первой половине XVI в. «казахи и ногайцы жили вместе и вместе давали отпор врагам». Чубин же писал «кайсаки полные хозяева страны. А сказывают, что государь казацкий сильный и калмыки ему предались. Шах Мамай, Юсуф и иные мырзы кои с ними вместе кочуют, стоят в заставе за Яиком, многие живут на р.Жем [Эмба]. А казаки, государь, добро сильны, они воевали Ташкент».
Акназар был замечательным политиком и талантливым дипломатом, выдающимся правителем Казахского ханства, что было отмечено в русских источниках и в записках английского путешественника Дженкинсона. Следуя примеру своего отца, Акназар укрепил дипломатические отношения с Россией, установленные еще при Касым-хане, путем организации в Москве торговли и дипломатической службы. При Акназаре был заключен мир с Мавераннахром и Хорезмом. Боярский сын Борис Доможиров, возвратившись из ногайских улусов в Москву, писал: «Царь казацкий Акназар находится в мире с царем и великим князем в Москве, а также в мире с Бухарой и Хорезмом, имел досуг и возможность сноситься с Москвой и другими».
Во второй половине XV в. Казахское ханство в целях укрепления своей власти установило дружеский союз с Восточным Туркестаном, продолжавшийся до XVII в. при Ишим-хане. Первый союз был заключен при Жанибеке в 1445 г. во время правления в Восточном Туркестане хана Иса-Буга. В 1513 г. Касым-хан заключил военно-политический союз с могулистанским ханом Абусагидом. Однако дружеские отношения с Могулистаном прерываются при кашгарском хане Рашиде, задумавшем завоевать Южное Семиречье и вытеснить из Кашгара казахов и киргизов. Акназар со своим войском дал ему отпор, но союз между Казахским ханством и Восточным Туркестаном был прерван.
Акназар был убит кашгарским ханом во время охоты в Джунгарии, на р. Эмиль (Тарих Чорас). После его гибели в ханстве начались волнения, султаны в борьбе за власть воевали друг с другом. Правителем был провозглашен Таир-хан, человек крайне грубый. Беки и воины шерубеки не подчинились ему, в результате Таир-хан, у которого оставалось не более тысячи воинов, вынужден был откочевать к киргизам. Следующими правителями были провозглашены его братья: сначала хан Тогум (1537-1538 гг.), затем хан Буйдаш (1538-1560). Из-за прихода к власти слабых правителей для Казахского ханства наступили тяжелые времена.
Возрождение Казахского ханства начинается в середине XVI в. в период правления сначала хана Шигая, затем Тауекеля при выдающемся предводителе войск Ондане (Узын окты Ундан). Хан Шигай был потомком султана Жадика, сына Жанибека и брата Касым-хана.
Шигай-деятельный и умный правитель быстро восстановил прежнюю мощь ханства. При нем были установлены дружеские отношения с Бухарой. Шигай был погребен в древнем пантеоне около Бухары, в Кумискенте.
Сильным правителем Казахского ханства был Тауекель, сын Шигая. Его современником был хитрый и коварный бухарский хан Абдулла, которому хан Тауекель покровительствовал. Так, Тауекель помог Абдулле в ликвидации смуты, поднятой Баба султаном. Несмотря на это, Абдулла имел территориальные претензии, его интересовали земли между Самаркандом и Ташкентом, где жили казахи Старшего жуза. Казахские племена, жившие в Ташкентском округе, выступили против Абдуллы хана, в результате чего ханом города Ташкент был избран казахский султан Джанали. Из источников следует, что между жителями Бухары и казахами, между Самаркандом и Ташкентом на протяжении месяца шли грандиозные схватки. Войско Абдуллы-хана потерпело поражение, несколько султанов, большая часть эмиров и военачальников погибли, уцелевшие воины бежали в Бухару. В результате этой войны казахи сохранили свои территории, был заключен договор с условием, что самаркандские войска Абдуллы больше не предпримут военных действий против Ташкента, входившего в состав Казахского ханства. Но Абдулла-хан не хотел смириться с поражением. Он собрал новое войско во главе с Кулбабой Кукельтешом, самым известным полководцем того времени. Однако, планам Абдуллы-хана не суждено было сбыться. Абдулла-хан вскоре заболел и умер.
После войны споры за Ташкент надолго затихли. Бухарский хан Имам Кули признал за Казахским ханством права на Ташкент и его окрестности, где жили племена Старшего жуза (Искандер Мунши). Еще в 1569 г., русский посол Семен Мальцев, выполняя задание Московского государя, прибыл в Ногайскую орду, откуда сообщил, что, начиная от Акназара до ханов Джолыма и Шигая, Ташкентом правили 20 султанов из Казахского ханства, в числе которых были сыновья Акназара -Джанали и Динмухамед и хан Турсын. В статейном списке посольства Бухарин дворянин Иван Хилков (1620-1622) сообщал, что «Турсын ташкентский — хан кайсацкий, владение Турсын султана — город Ташкент, люди из него кочевые, а в казачьей орде меньше царевичи, а Турсын был большой, и по их закону царство дошло до него». По сообщению Абулгази, ташкентский хан Турсын был главным врагом бухарского хана Имам Кули. Абулгази жил у Турсын-хана в Ташкенте, что не позволило ему иметь беседу с Имам Кули.
В конце XVII в. и в первой половине XVIII в. Ташкентом правил Толе-бий. После упразднения Казахского ханства (при хане Вали) в первой четверти XIX. в. Ташкент был передан под управление Кокандского ханства.
В XVI-XVIII вв. все города бассейна р. Сырдарьи входили в Казахское ханство. В их защиту вставали Урус-хан против тимуридов, Жанибек и Гирей — против Абулхаира, Касым-хан и Бурундык против Шейбани-хана, Акназар против шейбанидов, Тауекель и Шигай против Абдуллы-хана.
Великим государственным деятелем Казахского ханства был Есим-хан, сын Шигая (1606-1640). Из источников известно, что Есим-хан сконцентрировал свои усилия как на внешних, так и на внутренних делах ханства. Есим-хан неоднократно посещал Восточный Туркестан. В результате его деятельности претензии джунгаров и феодального Китая на Восточный Туркестан уменьшились.
При Есим-хане центром Казахского ханства стал динамично развивавшийся торговый город Туркестан. Другой центр находился в Ташкенте, в котором правил казахский хан из Старшего жуза Турсын (1598-1628), имевший большое войско из катаганов (шанышкылы), сргели, канглы и ысты (1598-1623). Ташкент и сырдарьинские города Узкенд, Отрар, Сыгнак, Сауран, Туркестан, Сузак, Сайрам находились во владении Казахского ханства.
С целью мирного и прогрессивного развития Казахского общества Есим- хан ввел свод законов — заң, в который были включены прогрессивные законы, запрещающие калым и разрешающие выдавать девушек замуж только после достижения совершеннолетия (кәмелетке келген). Свод законов Есим-хана «Есімханның ескі жолы» сохранял свое значение до времен Абулхаира и Аблая. Законы эти значительно опережали развитие общества. Молодежь восприняла закон об отмене калыма с благодарностью. Казахи старшего возраста были крайне недовольны им, что явствует из поговорок того времени. Одна из них гласит: «Қалыңсыз қатын құтырған, бағусыз мал бақырған».
Другом Есим хана был Абулгази, автор «Родословной тюрков». В 1625 г. Абулгази был изгнан из Хорезма и нашел убежище у Есим-хана в Туркестане. В рассказе «Қазаққа кеттім» Абулгази повествует о том, как он прибыл в Туркестан и три месяца был гостем Есим-хана. В один из дней в Туркестан прибыл правитель Ташкента Турсын-хан. Есим-хан представил гостю Абулгази: «Это сын Ядгар-хана Абулгази. Они у нас в гостях не были, а наши у них бывают часто. Превосходно, если он будет на службе у вас». Турсын хан ответил: «Будет так, как вы говорите». Абулгази в Ташкенте прожил два года. В это время Есим-хан находился в Восточном Туркестане для подавления смуты. В отсутствие Есим-хана Турсын совершил ряд непростительных действий и оскорбил его семью. Вернувшись из Восточного Туркестана Есим-хан убил Турсына и истребил катаганов, служивших ему.
Последним верховным правителем Казахского ханства был Тауке-хан, внук Есим-хана. Он правил с помощью наместников: в Старшем жузе Толеби, в Среднем жузе Казыбека и в Младшем жузе Айтекеби. Для Казахского ханства это было время невиданного подъема. Три великих бия были авторами «Жеті жарғы» — Степного уложения, куда были включены новые законы о войне, о пленных, о семейном союзе, соответствовавших требованиям времени. Основой «Жеті жарғы» было обычное право казахов, заложенное Майкы бием в ХП-ХШ вв.
После смерти Тауке-хана династия выдающихся казахских ханов прервалась. В каждом жузе появляется свой правитель келте хан (мелкий хан).