В самом начале ХХ века основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось полукочевым скотоводством, для которого характерна пасбищно-полустойловая система содержание скота, занятие земледелием, сенокошение и др. Казахи разводили лошадей, овец, КРС, верблюдов и коз. По данным 1897 года удельный вес казахов среди населения занятого земледелием составлял – 55,4%. В начале ХХ века дальнейшее развитие в Казахстане получила горнодобывающая промышленность. В 1902 году здесь действовало 197 предприятий этой отрасли, в которой было занято 18695 рабочих. Развивалась обрабатывающая промышленность, на указанный период в крае было 690 предприятий с числом рабочих 7297. Горная промышленность развивалась на Алтае и в центральном Казахстане, где разрабатывались богатые месторождения цветных металлов и угля. Предприятия горной промышленности, производившие медь, золото, уголь и др., перешли в руки иностранных акционерных обществ. В начале ХХ века в экономической жизни Казахстана важную роль преобретают соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северо – восточном регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для вывоза.
В Западном Казахстане, Урало – Эмбенском районе добывалась нефть. Разработкой нефтяных месторождений 1912 -1914 г занимались «Западно-Уральское нефтяное общество», «Урало-Эмбенское общество» и «Северокаспийская нефтяная компания», владельцами которых были английские капиталисты. Дешевая рабочая сила, отсутствие конкуренции, богатые месторождения нефти при хищнической эксплуатации приносили огромные прибыли хозяевам.
Рыбные промыслы развивались в Волжско-Каспийском бассейне, Урало-Эмбенмком крае, на Аральском море, на Иртыше, Балхашском и Зайсанском озерах. В превращении Казахстана в источник сырья и рынок сбыта капиталистической промышленности, важную роль сыграло строительство железных дорог. Основной железнодорожной магистралью дореволюционного Казахстана была Оренбургско-Ташкенская, построенная в 1901 – 1905 г. Строительство железных дорог имело огромное значение в экономической жизни края, так как ж/д связывали край с промышленными центрами России и втягивали в общероссийский экономический рынок. Из Казахстана вывозилось различное промышленное сырье, продукты скотоводства, скот, зерно, а в край ввозились фабрично-заводские изделия, галантерейные, бакалейные товары.
Развитие промышленности и строительство ж/д и водных путей, заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в Казахстане, начало которого относится в основном к середине ХIХ веке. Положение рабочих было тяжелым, Казахи составляли большую их часть, и как правило они не имели профессиональной квалификации и выполняли самые трудоемкие и наименее оплачиваемые работы, многие из них были сезонники. Предприятия в техническом плане были отсталыми. Иностранные специалисты и колониальные чиновники пренебрежительно относились к трудовому народу. Начало ХХ века также ознаменовалось обострением социальных противоречий в Российской империи, ухудшением колониальной политики в Казахстане, особенно в аграрном вопросе.
Новым этапом аграрных реформ в России стали так называемые, «столыпинские реформы», суть которых заключалась в ставшего в 1906 году премьер-министром П.А. Столыпина создать в деревне прослойку аграрной буржуазии-кулаков. Согласно «столыпинским реформам» крестьянам разрешалось выходить из общины со своим наделом и образовывать хутора. Особое внимание Столыпин уделял окраинам империи, в том числе Казахстану, благоприятному для хлебопашества региону. Системой льгот поощрялось переселение сюда крестьян из России и создание здесь кулацких хозяйств. Под хутора выделялось 45 десятин удобной 15 десятин пахотной земли. Землеводным организациям разрешалось выселять местных бедняков и селить вместо них крестьян кулаков. Только в 1907-1912 гг. было переселено из европейской части страны 2 млн. 400тыс. человек. Масштабно шла и колонизация в Казахстане. Царизм создал переселенческий фонд, лишив Казахов к 1916 г. 40 млн. Га лучших земель, вытеснив их в бесплодную степь и горы. К 1917 году в Казахстане под переселенческие участки, под лесные дороги казачьих войск, помещичьи имения, монастырские участки. Для городов и полос отчуждения, ж/д были изъяты 45147765 десятин лучших земель и пастбищных угодий. В конце XIX, начале XX в.в границах бывшего Туркестана без Хивы и Бухары возник 941 переселенческий поселок. На каждого едока в Туркестане приходилось по русским поселкам до 3,17 десятин обрабатываемой земли, а на каждого едока коренного населения – 0,12 десятин. В Семиреченсокой губернии до 98% всех переселенческих хозяйств пользовались наемным трудом. Массовое изъятие земель Казахов резко осложняло отношение между кочевниками и Русско-Украинскими переселенцами.