Развитие и модернизация Вооруженных сил должны развиваться в точном соответствии с принятой военной доктриной и с Программой ее дальнейшего строительства. Ее практическое осуществление требует не только материально-финансового вливания государства, но разумной организаторской, пропагандистской, кадровой и социальной политики.
Вся эта работа должна проводиться комплексно, в сочетании с экономическими возможностями государства. Анализ заботы государства последних лет дает полное основание утверждать, что бюджетные средства выделяются в достаточном количестве. Если сравнить с 1996 годом, то бюджет армии увеличился в 8 раз, а личный состав сократился почти на одну четверть. Это уже вызывает серьезные вопросы, как эти денежные средства используются, всегда ли по назначению? Да, есть и объективные причины нехватки средств, особенно для приобретения новой техники и вооружения. Увеличилось денежное довольствие офицеров, растет число военнослужащих контрактной службы, но работа Счетного комитета свидетельствует о колоссальных злоупотреблениях в армии. Для такой малочисленной армии размеры махинаций и злоупотреблений вызывают у народа справедливое возмущение. И это в то время, когда несколько тысяч офицеров кадрового состава и запаса не имеют элементарной крыши над головой. Все вы, сидящие здесь, по порыву души выбрали самую трудную профессию в жизни — защищать свою Родину. Это похвально. Что может лучше украшать мужчину, как не мундир защитника Отечества. Именно, исходя из этих соображений, я строил всю свою жизнь, а как она получилась уже судить не мне, а вам — моим сослуживцам и товарищам. Какую бы должность я не занимал в армии, всегда во главу угла ставил человека с его успехами и недостатками. И в первую очередь обращал внимание на положительное решение его социальных и материально-бытовых проблем, непосредственно влияющих на его личное, морально-нравственное состояние. Анализ показывает, что именно эти аспекты являются основополагающими параметрами личной дисциплины и отношения к своим должностным обязанностям военного человека. Только поэтому горжусь, что первый Закон «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» от 1993 года, который мне пришлось защищать перед депутатами Парламента Республики Казахстан, имел, на мой взгляд, достаточно неплохой задел льгот и гарантий. К примеру, только пенсия офицера составляла 85% от денежного довольствия, а в случае его гибели или смерти вдове начислялось 30% его пенсии. Многое в том законе было предусмотрено, но его начало ревизировать после моего ухода в запас само военное ведомство под давлением госаппарата. Тогда находились даже некоторые генералы и офицеры, которые соглашались с этим, в первую очередь сам министр обороны генерал А.Х. Ка-сымов, Именно его был первый приказ об отмене курортно-санаторной компенсации. Тогда и после я предупреждал руководство МО РК, что «отдадите палец, отрубят руку» и безвозвратно. Но мои предупреждения были восприняты как оппозиционные действия, хотя я никогда интересы военнослужащих, особенно социальные, не предавал, а Родину люблю не меньше любого высокопоставленного человека из родного ведомства. Выполнение задач, поставленных Верховным Главнокомандующим ВС-Президентом страны Н.А Назарбаевым и министром обороны перед Вооруженными силами и силовыми структурами в целом, — это долг каждого, кто находится в строю или в запасе.
Тут нам нужен взаимный обмен мнениями, поиск путей, как лучше сделать, чтобы военнослужащий кадрового состава и контракта смог безболезненно для себя и своей семьи пережить этот трудный этап смены не только профиля работы, а всего образа жизни.
Скажу откровенно, что это нелегко. Особенно, когда ты еще полон сил и готов служить Родине, а тебя по каким-то субъективным причинам увольняют в запас. Хорошо, если у тебя при этом есть соответствующая база -квартира, достойная пенсия, благополучная семья, дети устроены и сами хорошо зарабатывают, а если это не так, то возникают серьезные проблемы.
Прежде всего, вопрос адаптации. Куда пойти, как зарабатывать себе и семье на жизнь. И тут начинаются все мытарства и поиски. Оказывается, родное ведомство тебя сразу же забыло, а законом многое не предусмотрено. Надеюсь, что Вы найдете в «Программе адаптации уволенных в запас военнослужащих», которая вам будет представлена позднее, много полезного, и что она придаст ясность и желание активно служить Республики Казахстан. Обратимся к опыту других стран, К примеру, США. Там основной статьей соцпакета военнослужащих является денежное содержание. Отличительной чертой ДС является не только месячный оклад, а также надбавки за жилье, продовольствие, специальные и поощрительные выплаты, порой достигающие 50% ДС. Продовольствие обеспечивается за счет имеющихся спецмагазинов по ценам на 23% ниже рыночных.
На охрану здоровья военнослужащих ежемесячно выплачивается надбавка в размере 430 долларов США.
За нахождение в зоне боевых действий выплачивается надбавка в размере 205 долларов США, а если на переднем крае, то к ним добавляются еще 100 долларов США.
В Законе «О гражданской помощи военнослужащим» предусмотрены специальные гарантии по погашению кредитов, приобретению недвижимости, авто, найму жилья и страхованию личной ответственности. Военнослужащим даже разрешено иметь мобильный телефон с определенной суммой оплаты, Интернет, почту и 30-суточный оплачиваемый отпуск.
По делам ветеранов имеется целый Департамент в Пентагоне, Все ветераны освобождены полностью от всех налогов.
В ФРГ размеры основных выплат и пособий увеличиваются каждые два года. Оплата формируется от срока службы, воинских званий и различных заслуг, семейного положения военнослужащего.
Военнослужащим, имеющим детей, предусмотрена государственная поддержка по Закону «О денежных пособиях на детей». В частности, на одного ребенка до 1 273 евро, а на каждого последующего ребенка добавляется еще по 134 евро в месяц. По выходу в очередной отпуск военнослужащий получает 1 месячный оклад, плюс пособие от 300 до 450 евро. Пенсия военнослужащих формируется за счет оклада по должности и званию, а также надбавки на жилье. Максимальный размер пенсии -75% от денежного содержания, Размер минимальной пенсии — 35%. Кадровый офицерский состав размещается на служебных или арендуемых за счет военного ведомства квартирах.
А у военнослужащего Франции основное денежное довольствие складывается не только из оклада по должности и званию, а также из уровня образования и выводов аттестации. Что делает его всегда конкурентоспособным. Квартиры военнослужащим Франции, кроме тех, кто служит за грани-цей, не предоставляются, но выплачивается ежемесячная дотация, которая достигает 50% расходов на эти цели.
Бесплатное жилье предоставляется офицерам, которые занимают должности от командира полка и выше. До ухода на пенсию там производится переподготовка офицеров за счет государства, и само государство проводит работу по трудоустройству офицеров в запасе (в резерве). МО Франции имеет договорные связи с более 4 000 различных компаний, куда целенаправленно направляются офицеры в запасе. Порой переподготовка идет по их заявке. Переподготовку начинают за 2-1,5 года до увольнения в запас.
В Китае пенсия офицерам может быть назначена после 10 лет службы — 50%, свыше 10 лет — дополнительно 1% за год, но не более 90%. Потерявшим трудоспособность в результате ранения или болезни пенсию назначают в размере 95% последнего денежного содержания.
Такчто во всех цивилизованных странах ветераны-офицеры пользуются теми же льготами, что и кадровый состав.
Только удивительно, что наши генералы и офицеры, которые многократно посещают эти страны, никогда не отражают в своих служебных итоговых записках состояние этой работы там и свои предложения применительно к нашим Вооруженным силам.
Только сейчас мы, ветераны силовых ведомств, начинаем поднимать этот нелегкий вопрос адаптации и его можно успешно решать сообща.
Инициатива принадлежит общественным объединениям «Совет генералов» и «Союз военнослужащих в запасе», а решать эту проблему должны вместе кадровый состав и «запасники» силовых структур.
Наша беда в том, что кадровый состав порой уходит от этих вопросов и не задумывается над тем, что это и его проблема, только в будущем, У казахов есть хорошая пословица: «Уш кунд!к ойламаган айелден, уш жылгысын ойламаган еркектен без». Поэтому Вы тоже должны помнить, что о завтрашнем дне надо думать сейчас, а потом будет поздно. В противном случае каждый останется со своими бедами наедине. У «Совета генералов» и «Союза военнослужащих в запасе» есть ряд предложений и планов, которые посвящены именно этой проблеме, Вы в дальнейшем их услышите и получите на бумажном носителе, но это только начало той большой работы, которую должны проводить мы все вместе. Именно от нашего активного участия и действенной работы зависит их положительное решение.
Именно, исходя из этих соображений, я считаю необходимым создание новой системы адаптации военнослужащих в запасе, которая позволит каждому из нас найти свое место и определить свою роль как в самих Вооруженными силах, так и за их пределами. Мы опыт других стран, как заметили выше, изучаем и вместе с Вами хотим подготовить такую Программу. Это нелегко, но выполнимо.
Наша армия, основанная на смешанной воинской повинности, является опорным столпом Казахстана. Одновременно, вследствие идейного подъема личного состава, вызванного нашей независимостью, армия должна стать горнилом национального единства, залога территориальной целостности, свободы и величия Казахстана. Именно на этих постулатах должны создаваться самые яркие традиции соединений и частей Вооруженных сил. Вооруженные силы должны быть приспособлены к этой новой совокупности обстоятельств, преобразованиям, размах которых отвечает геополитическим изменениям в начале нашего века; прохождение обязательной воинской службы как основного способа формирования личного состава, профессионализация, решительное изменение формата, привлечение в армию женского пола, значительное увеличение гражданского персонала, использование новых резервов. Одновременно принята новая военная доктрина применения сил, отвечающая принципу модулярности для образования «сил переброски», при наличии обновленной региональной организации командования. Последствия этих изменений, зачастую очень глубоких, еще не осознаны. Для этого нужен глубокий анализ, выходящий за рамки военной службы и связанный не только с Вооруженными силами.
Офицер — это гражданин на службе своей стране. Его обязанностями и его правами являются, прежде всего, права и обязанности простого гражданина, но необычного служителя Государства. Его обязанность специфическая, он от имени государства и с риском для собственной жизни, соблюдая международное право и законы Казахстана, способен на разрушение или даже физическое уничтожение противника в любое время и в любом месте во имя высших целей ~ защиты интересов Республики Казахстан и ее международных обязательств.
Мы должны себе задать вопрос, почему люди по порыву души пришедшие в армию, уходят из нее. Только один пример, и вам все будет ясно, По итогам кадровой работы за прошлый год пополнение составило 1 254 офицера, а уволено 1 134 офицера, из них 27% по достижению предельного возраста и состоянию здоровья. А остальные? За 5 последних лет уволились из армии 3 500 офицеров. Анализ причин ухода офицеров из армии показывает, что главной является в какой-то степени коммерциализация Вооруженных сил. Успехи в продвижении по службе, получении моральных поощрений и материальных выгод все больше предоставляются не войсковому офицеру, а чиновникам в мундирах, в снабженческих и штабных структурах, местных системах военного управления. Все это оставляет неприятный осадок у тех, кто круглые сутки вместе с солдатами несет основное бремя военной службы. За последние 10 лет укомплектованность офицерскими кадрами практически не увеличилась и составляет около 75%. Вот почему мы ставим вопрос о том, что кадровый военнослужащий должен быть адаптирован и никогда, и нигде не забыт.
Вывод должен быть таким: командный состав, комбинируя твердость и братство по оружию, воздействует на коллективную душу, развивает групповую динамику и осмысливает действия каждого военнослужащего и всегда думает, как он будет устроен после увольнения, найдет ли подобающее место в гражданской жизни.