Культуру народных ремесел наиболее ярко характеризует искусство орнамента как наиболее устойчивая сложившаяся форма художественного творчества народа, как выразитель его мировоззрения и эстетических взглядов. Он получил свое развитие как средство информации, композиционного объединения, глубоко взаимосвязанное с техникой исполнения, чувством пластической формы и красоты материала. Искусство народных ремесел кочевого народа — сложное и многообразное явление художественного творчества, в котором традиции искусства того или иного этноса постоянно обогащались в результате тесного культурно-исторического взаимодействия с соседними народами. Если обратиться к научно-историческим документам, то можно обнаружить влияние древних кочевых племен на становление казахского орнаментального искусства, которое следует считать летописью казахской этнокультуры. Оно прекрасно передает богатство и красоту родного края, образный мир казахов. Cтилистические особенности орнаментального искусства тесно переплетаются с культурой народа, восприятием прекрасного и национальной спецификой.
Орнамент традиционен в бытовых изделиях казахов. Его смысловая наполненность масштаба, вбирает в себя отношение к окружающей действительности, к миру. Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Национальный орнамент является культурным наследием, достоянием казахского народа. Он ярок, самобытен и уникален. Развиваясь на протяжении веков в логической преемственности художественного мышления и его пластического эквивалента — формы, казахский орнамент дошел до нас, сохранив свою самобытность и своеобразие. В нем четко прослеживаются зооморфные, растительные, геометрические, космогонические и другие мотивы. В них нашли отражение образ жизни и окружающий мир кочевого народа, где можно найти и «след верблюда» (туйе табан), и «бараний рог» (кошкар муйиз), ведущий мотив казахского узоротворчества, и «кость» (жилиншик), и «позвоночник» (омыртка), и «собачий хвост» (ит куйрык) и многое другое. Очень часто в изделиях народных ремесел можно было встретить древние магические символы в виде геометрически правильных фигур, символы небесных светил, мотивы растительного характера — цветы, деревья, что указывало иногда на их принадлежность к определенному роду или жузу. Выдающийся казахский ученый, исследователь народного прикладного искусства А. Маргупан отмечал, что раньше казахи легко считывали информацию, которая запечатлена в узорах, и сожалел о том, что эти знания со временем теряются. Он писал: «Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. Ныне смысловое значение многих орнаментальных мотивов утрачено».
Все элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта. Очень ярко писал об этом в начале XX века знаток этнографии казахского народа Г.Н. Потанин. Казахский орнамент, отмечал он, «проникает во все щели домашней обстановки; в юрте, благодаря работящей хозяйке, нет ни одного клока войлока, ни одного кусочка кожи, ни одного вершка деревянной поверхности без орнамента. Пол в юртах покрыт войлоком, на белую поверхность которого нанесены куски черной и красной материи, вырезанные симметрично. Задняя стена сплошь установлена сундуками в войлочных чехлах, поверхность их тоже украшена узорами. Даже войлоки, покрывающие свод юрты, несут на себе орнамент».
В книге А.А. Шевцовой «Казахский народный орнамент: истоки и традиция», изданной в год 10-летнего юбилея Казахской региональной национально-культурной автономии в г. Москве, получившей высокую оценку специалистов-этнографов и искусствоведов, высказана мысль о том, что предпринимаемые сегодня шаги, направленные на сохранение мира традиционного казахского орнамента и перевода его на современный язык искусства, представляются вполне актуальными и востребованными современным казахским этнокультурным и духовным миром. Более того, богатое художественное наследие казахского народа, веками развивавшееся орнаментальное искусство казахов, высокое техническое мастерство и неповторимый колорит, — все это должно найти свое достойное отражение в поликультурной мозаике современного мира. Казахстанским философом Г. Иб-райшиной отмечено, что в каждой из мировых культур есть какой-то один вид искусства, наиболее полно представленный, наиболее характерный и характеризующий ту или иную этническую выраженность. В казахской культуре — это искусство орнамента. «Орнамент — ярчайший пример невербального языка культурного текста, носитель комплекса информации, его можно «читать» как осмысленный текст, — подчеркивает автор, — это основной язык декоративно-прикладного искусства, средство сжатого и краткого обозначения мира, он -древнейший логический, формальный язык, несущий определенную информацию и выполняющий многообразные функции… Устойчивость орнаментальных форм является как бы фокусирующим элементом на фоне всего художественного творчества народа».
Начало изучению народного орнамента в Казахстане и его применению в народном творчестве было положено членами Туркестанского кружка любителей природы П.С. Палласом и В.В. Барттольдом, а также казахским ученым Ч. Валихановым. Последующие исследователи этого мощного эстетического феномена народного творчества Х.А. Аргынбаев, Т.К. Басенов, У. Джанибеков, С.М. Ду-дин, К. Ибраева, Р. Карутц, А.Х. Мар-гулан, М. Муканов, А. Салкынбекова и др. отмечали строгое соблюдение принципов симметрии, ритмов и композиции, отразивших историю народа, его радости и чаяния, где языком орнамента различных видов (геометрический, зооморфный, растительный, космогонический), форм и цветов мастер рассказывал о столкновении эпох, пульсе времени, радости бытия.
Л. А. Мырзабаева и К.К. Мурата-ев указывают на два направления, сложившихся в современном орнаментальном искусстве. Первое направление — это традиционные орнаментальные мотивы, существующие без изменений канона композиционной системы древних работ. Второе — являет собой интеграцию традиционного орнаментального мотива с современной пластикой. Эта система стремится к устранению дистанции между каноном и современной пластикой. Практическое применение орнамента в современном декоративном творчестве исключительно ценно и необходимо для освоения культурного наследия. Обращение к традиционному орнаменту обязывает современных художников — прикладников и народных мастеров к постижению не только формальных законов построения орнамента, но и его содержательной стороны. Используя традиционные мотивы орнамента, они творчески их переосмысливают и, сохраняя национальный колорит в современных изделиях, способствуют сохранению и возрождению духовной культуры нации как важного условия осознания этнической принадлежности.