Став равноправным членом мирового сообщества в 1991 году, Казахстан оказался перед необходимостью формирования своей внешней политики и налаживания взаимоотношений с другими государствами. Свою внешнеполитическую стратегию Республике Казахстан приходилось выстраивать в свете таких масштабных явлений, как глобализационные процессы, новый этап раздела сфер влияния (в результате крушения СССР), передел образовавшихся перспективных экономических рынков. Кроме того, многие государства с осторожностью и опаской смотрели на молодой Казахстан, в наследство которому от СССР достался значительный ядерный потенциал.
Казахстан расположен в центре Евразийского континента — в регионе, где сталкиваются интересы крупнейших иностранных государств. Это обусловлено разными факторами. Среди них стратегическая важность республики с точки зрения ее геополитического расположения, то есть соседство с Китаем и Россией. Транспортно-коммуникационный потенциал Казахстана также привлекает внимание мирового сообщества. Другим фактором столкновения интересов являются существующие запасы природных ресурсов и углеводородного сырья, что также значимо со стратегической точки зрения.
Данные факторы имеют непосредственное отношение к формированию стратегии внешней политики Казахстана, отличительной чертой которой является многовекторность. Многовекторный внешнеполитический курс был призван обозначать независимую, неангажированную и свободную в своем выборе внешнюю политику молодого государства. За многовекторностью кроется балансирование между различными геополитическими центрами сил, оказывавшими влияние на Казахстан и на Центральную Азию в целом. В настоящее время правильность выбранного курса подтверждается.
Как в свое время было отмечено Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, «Казахстан, в силу своего геополитического положения и экономического потенциала, не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только у нас в стране, но и за ее пределами. Будущее Казахстана и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Взаимопонимание между Востоком и Западом зиждется на знании особенностей друг друга и содержит в себе огромные возможности, которые предстоит обратить на благо наших стран и народов».
Одним из первых и весьма многозначительных шагов Казахстана, вступающего в международное сообщество на правах нового суверенного государства, стал добровольный отказ от обладания стратегическим ядерным потенциалом. После подписания в Москве в марте 1992 года Меморандума между Россией, Казахстаном, Украиной и Беларусью и после заключения в мае 1992 года Лиссабонского протокола, юридически подтвердившего положения Меморандума, Республика Казахстан стала безъядерным государством.
Непростое решение об отказе от звучного и в чем-то многообещающего статуса «ядерной державы» продемонстрировало стремление казахстанского руководства следовать зрелому и ответственному внешнеполитическому курсу, позже нашедшему выражение в понятии «многовекторность».
Основополагающие принципы ведения внешней политики РК — равноправие, уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное доверие, неприятие действий, нарушающих международные нормы и право. Среди основных методов ведения межгосударственных отношений можно назвать сбалансированность, прагматизм, взвешенность и конструктивизм.
Из «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства»
«Прежде всего, мы декларируем миролюбивую направленность своей политики и заявляем, что не имеем территориальных притязаний ни к одному государству мира.
Осознавая свою ответственность и понимая, что любой военный конфликт может привести к катастрофическим последствиям:
— придерживаемся принципов нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств».
Министерство иностранных дел, разрабатывая основные направления внешней политики Республики Казахстан, опиралось именно на эти принципы, изложенные в данной работе Президента. Ставилась задача проведения такой внешней политики, которая позволяла бы иметь стабильные, предсказуемые отношения с государствами, и прежде всего с соседними странами.
Первая в истории Казахстана внешнеполитическая концепция была разработана в 1995 году. В ее основе лежал основополагающий принцип многовекторности, который подразумевал развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. «Многовекторность предполагает отсутствие жесткой зависимости внешнеполитического курса от поведения того или иного партнера, от непредсказуемости развития ситуации в том или ином регионе, от изменения конъюнктуры мирового рынка». В концепции безусловный приоритет был отдан взаимоотношениям с соседними государствами.
Вызовы современности заставили руководство страны в марте 2001 года принять новую концепцию внешней политики Республики Казахстан. С учетом изменившейся ситуации, приоритетными направлениями концепции были определены не только развитие интеграционных и региональных процессов, но и углубление двустороннего сотрудничества с главными партнерами Казахстана — с РФ, СНГ, КНР, США, ЕС, Индией, Японией, Турцией и Ираном.
Одним из стратегических направлений внешнеполитической деятельности Казахстана являются взаимоотношения с Российской Федерацией. Это связано с тесными, исторически сложившимися узами, связующими оба государства. Казахстан был крайне заинтересован в экономической и политической стабильности внутри России, так как это в значительной мере оказывало влияние на нашу республику.
Не менее важным является укрепление добрососедства с Китаем. Основной задачей казахстанской дипломатии на китайском направлении является налаживание стабильных и динамичных контактов РК с КНР во всех областях сотрудничества. Между Казахстаном и Китаем достигнуто согласие относительно нерушимости границ, отказа от применения силы и ее угрозы.
Геополитическое расположение Республики Казахстан внутри Центральноазиатского региона диктует необходимость уделения большого внимания взаимоотношениям с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Исторически сложившееся единство всей Центральной Азии способствует сближению новых независимых государств, образовавшихся на основе бывших советских республик.
Одной из главных целей внешней политики Казахстана в российском, китайском и центральноазиатском направлениях являлось обеспечение пояса безопасности по всему периметру границ республики, создание необходимых внешних условий для укрепления суверенитета страны.
Большое внимание также придается сотрудничеству с другими государствами СНГ.
Стратегически важное значение придается взаимоотношениям с Соединенными Штатами Америки. Они являются одним из «ключевых условий эффективного участия Казахстана в мировом сообществе, в международных политических, финансово-экономических и оборонных институтах, а также к получению доступа к передовым технологиям, привлечению иностранных инвестиций». В азиатском направлении на одно из первых мест ставилась важность сотрудничества с государствами Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, способными оказать значительную поддержку процессам, происходящим в Казахстане.
Духовные, культурные и исторические связи, объединяющие Республику Казахстан с государствами Ближнего Востока, а также опыт их политического и экономического развития, весьма полезный для нашей страны, рассматриваются в концепции как основа дальнейшего сотрудничества. Среди государств этого региона особый интерес для Казахстана представляют Турция, Иран, Саудовская Аравия, Израиль, Египет и так далее.
Особое значение для Республики Казахстан представляют государства Европы, которые являются одним из основных источников инвестиций в экономику страны. Такие крупные и влиятельные европейские государства, как ФРГ, Франция, Великобритания и другие, занимают важное место во внешнеполитической деятельности Казахстана.
Особое внимание в концепции было уделено внешнеэкономической деятельности, созданию условий для выхода страны на мировые рынки, что делало изменение внешней стратегии весьма своевременным шагом.
Трагические события в США 11 сентября 2001 года положили начало новому этапу международных отношений. Однако они не изменили основные приоритеты развития Казахстана: вхождение в мировое сообщество, экономический рост, развитие взаимовыгодного сотрудничества с мировыми державами и соседями по региону, создание стабильного государства и устранение существующих и потенциальных угроз, обеспечение национальной безопасности, защита прав и интересов граждан страны за рубежом.
В целом оценить геополитический эффект от произошедших после 11 сентября 2001 года событий сегодня довольно сложно. Можно сказать, что в этом свете перспективы Центральной Азии остаются весьма туманными. Очень многое будет зависеть от изменений тактики мировых держав США, КНР, от поведения России и ЕС, а также от внешнеполитического курса Казахстана и его соседей по региону.
В этих условиях, приоритетным стратегическим направлением внешней политики Республики Казахстан вполне закономерно становится политика в рамках региональных и субрегиональных систем безопасности. Евразийский экономический саммит в Алматы в апреле 2002 года, первый созыв СВМДА в июне 2002 года демонстрируют тот факт, что Казахстан занял лидирующее положение в регионе ЦА и Кавказа как по развитию рынков и объему инвестиций, так и по уровню развития внешнеполитического диалога.
На современном этапе перед руководством республики встают иные задачи, среди которых: предупреждение новых угроз и рисков, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, вывод регионального сотрудничества на новый уровень.
В сложных условиях сегодняшнего дня многовекторная политика Казахстана не раз подтверждала свою целесообразность, создав хорошую основу для прогресса казахстанского государства и общества, стабилизации общей ситуации в регионе.
Таким образом, в результате произошедших изменений после сентябрьских событий 2001 года Казахстан еще более утвердился в своей внешнеполитической линии и ощущает себя нарождающейся новой силой, направленной на поддержание стабильности в Центральноазиатском регионе.
Главный результат деятельности казахстанской дипломатии состоит в том, что без какого-либо ущерба национальным стратегическим интересам была выстроена система стабильных добрососедских и дружественных отношений со всеми заинтересованными государствами, прежде всего с соседними странами. Казахстан, проводя взвешенную внешнюю политику, сумел без каких-либо затруднений войти в мировое сообщество, укрепить собственные позиции на мировой арене как государство, заслуживающее признания и уважения за последовательную работу на благо мира и безопасности.
В своем Послании народу Казахстана в марте 2004 года Президент страны уточнил главные приоритеты казахстанской внешней политики. Согласно этим установкам, на первом месте по приоритетности для Республики Казахстан находится такой партнер по внешним отношениям, как Российская Федерация. КНР, наряду с США, странами ЦА, ЕС, а также Турцией, является другим важнейшим направлением нашей дипломатии. То есть внешнеполитические приоритеты, обозначенные в Стратегии «Казахстан-2030», остались без изменений. Представленная таким образом структура внешнеполитических отношений выступает важным индикатором обновления характера казахстанской дипломатии. Во-первых, тем самым нашла свое проявление имевшая место за годы суверенитета эволюция внешней политики Казахстана. Многовекторная политика, изначально заявленная в качестве главной характеристики проводимого казахстанским руководством курса, приобрела более четкие очертания.
Сегодня суверенитет Республики Казахстан признан большинством стран мира. Казахстан является членом ООН, ОБСЕ, Организации Исламская Конференция (ОИК), Совета Сотрудничества НАТО, Всемирного Банка, МВФ, Европейского Банка Реконструкции и Развития, Организации Экономического Сотрудничества, ШОС и других международных организаций и союзов. В республике аккредитованы и действуют более 50 иностранных посольств и представительств международных организаций. Казахстанские посольства и дипломатические миссии созданы в 40 странах.
Благодаря своей последовательной политике, Казахстан, отказавшись от ядерного оружия, создал вокруг себя пояс добрососедства и сотрудничества. Развиваются его отношения с государствами всех континентов; сегодня нет ни одной страны, с которой у нас были бы натянутые отношения.
В целом внешняя политика Республики Казахстан носит диверсификационный характер и направлена на развитие партнерских и взаимовыгодных отношений со всеми странами мира, интеграционными экономическими группировками. Так, одной из основных задач казахстанской дипломатии является максимальное участие в международных многосторонних институтах. Именно таков практический путь интеграции в современный мир.
За десять лет независимости Республика Казахстан сумела продемонстрировать свое полное право являться достойным и равноправным членом мирового сообщества. Внешняя политика прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики. Были созданы все необходимые внешние условия для укрепления суверенитета страны и дальнейшего ее развития на пути к процветанию и благополучию. Республика Казахстан за десять лет своего существования сумела заявить собственную четкую позицию на внешнеполитической арене и занять свою нишу в системе международных отношений. Нашу республику признали более 100 государств мира, почти со всеми из них установлены дипломатические отношения. Создана инфраструктура и реальные каналы связи страны с внешним миром.
Внешняя безопасность
Для Казахстана приоритетное место в обеспечении национальной безопасности занимает именно внешнеполитическая деятельность. Это означает, что доминирующую роль при соблюдении внешней безопасности играют не военные, а политические средства с опорой, прежде всего, на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию. При этом учитывается тот факт, что система национальной безопасности РК должна выступать составной частью региональной и планетарной систем безопасности.
Обеспечение внешней безопасности началось с отказа от оружия массового уничтожения. После распада СССР, Казахстан стал обладателем огромных запасов ядерного оружия — 1216 боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и зарядов для тяжелых бомбардировщиков, а также средств их доставки. По количеству этот арсенал был четвертым в мире. Помимо готового к боевому использованию оружия, Казахстан обладал целой индустрией для его производства и испытаний, в том числе научно-исследовательской базой для создания и модернизации ядерного оружия. Важнейшим стратегическим объектом был Семипалатинский ядерный полигон, на территории которого было произведено 456 ядерных и термоядерных испытаний оружия массового поражения.
На территории Казахстана находится 25% всех мировых запасов урана. Кроме того, в республике действуют крупные предприятия атомной промышленности по переработке и обогащению природного урана.
29 августа 1991 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона.
За 40 лет функционирования полигона, первая бомба на котором была испытана 29 августа 1949 года, здесь было произведено 456 ядерных взрывов. Суммарная мощность взорванных за эти годы зарядов в 2500 раз превысила мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. Около 4500 квадратных километров земли в пределах полигона было заражено радиоактивными веществами. В зоне воздействия полигона находились территории Семипалатинской и Павлодарской областей, большая часть Восточно-Казахстанской и некоторые районы Карагандинской областей. Радиационному облучению подверглись более полутора миллионов человек.
Указ о закрытии Семипалатинского полигона стал первым масштабным и самостоятельным актом Казахстана, а в мировой практике этот шаг — первый прецедент добровольного отказа от ядерного оружия.
В своей книге «Эпицентр мира» Н. Назарбаев отметил: «Мы исполнили волю народа, и в эти дни мы научились демократии. Мы осознали и начали исправлять ошибки тоталитарного советского прошлого. Мы вступили на новый демократический путь. И фундамент этого пути был заложен именно в историческом решении о безъядерном Казахстане…»
С обретением независимости Казахстан взял курс на полное избавление от ядерного оружия. В мае 1992 года Казахстан подписал Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1, в котором зафиксировал свои обязательства присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерного государства.
В декабре 1993 года Парламент Республики Казахстан ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
В 1996 году Казахстан стал участником Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
21 апреля 1996 года завершился процесс вывода с территории республики ядерных боеприпасов.
В августе 1999 года Республика Казахстан стала полноправным членом Конференции по разоружению в Женеве.
Отказавшись от ядерного оружия, Казахстан получил прочные гарантии территориальной целостности и уважения нашего суверенитета от ядерных держав — США, России, Великобритании, Франции и Китая.
Безъядерный статус Казахстана — это основа мира и безопасности по всему периметру границ Центральноазиатского региона и реальная возможность плодотворного сотрудничества Казахстана с другими странами.
Сегодня Казахстан самостоятельно решает проблемы ликвидации последствий ядерных испытаний. Расходы на выплату компенсаций лицам, пострадавшим от ядерных испытаний, на проведение лечебно-профилактических мероприятий среди населения, на восстановление экологии регионов, прилегающих к полигону, составляют сотни миллионов тенге.
После того как Казахстан получил гарантии ненападения со стороны ядерных держав, началась кропотливая работа по обеспечению внешней безопасности в целом.
За годы независимости в РК были приняты документы, определяющие ее стратегию и тактику на международной арене и обеспечивающие национальную безопасность. В частности, были приняты Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности», Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан на 1999—2005 годы, Стратегия экономической безопасности Республики Казахстан на 2001—2005 годы, Военная доктрина Республики Казахстан, Концепция военной реформы и Государственная программа военного строительства в Республике Казахстан до 2005 года.
Кроме того, 13 июля 1999 года в Казахстане был принят Закон «О борьбе с терроризмом», который определил правовые и организационные основы противодействия возникновению терроризма в стране. Помимо специального закона, механизм противодействия возникновению терроризма на территории Казахстана опирается также на другие законы. В феврале 2002 года были приняты изменения и дополнения в Уголовный кодекс страны, согласно которым была усилена ответственность за совершение террористических актов и ведение террористической деятельности. В настоящее время в республике ведется работа по усовершенствованию антитеррористического законодательства.
Для Казахстана, обладающего значительными запасами стратегического сырья — нефти, урана, золота и так далее, риск оказаться втянутым в международный конфликт вполне вероятен. На рубеже эпох в нашу жизнь ворвались новые тревожные явления, такие, как международный терроризм и организованная преступность, воинствующий сепаратизм, религиозный экстремизм, противоречия между конфессиями и этносами, незаконный оборот оружия и наркотиков. Так, серьезную озабоченность не только у граждан Казахстана, но и во всем мире вызвали террористические действия международных бандформирований в 1999—2005 годах на территории соседних с нашей страной Кыргызской Республикой и Узбекистаном.
Эти события со всей наглядностью показали, что система безопасности, существовавшая в конце 1980-х — начале 1990-х годов, окончательно ушла в прошлое.
Все это потребовало от руководства Казахстана осуществления ряда конкретных мер по усилению контроля над потенциальными угрозами и их минимизации. Они включали мероприятия по военному строительству (формирование новых пограничных отрядов, создание новых специализированных войсковых подразделений), усилению визового режима, пограничного и таможенного контроля на южных границах. Также активизировались сотрудничество с традиционными стратегическими партнерами Казахстана и развитие сотрудничества с новыми государствами и организациями.
Учитывая тот факт, что события, происходящие после 11 сентября 2001 года в регионе и мире, напрямую касаются вопросов безопасности и изменения, имевшие место в их результате, воздействуют на общую ситуацию с региональной безопасностью в Центральной Азии, проблема внешней безопасности обострилась. Несмотря на антитеррористическую операцию в Афганистане, нельзя сказать, что угроза международного терроризма исчезла.
В целом за последние несколько лет международные отношения стали более жесткими, а угрозы — более реальными. Угроза терроризма приобрела новые очертания, начиная с 90-х годов ХХ века. Превращаясь в движение с международным масштабом, получая солидную финансовую поддержку извне, распространяя свою деятельность на территории, невзирая на государственные границы и законы, террористы явились силой, противостоять которой можно только сообща.
Центральная Азия, в силу объективных и субъективных причин, оказалась в эпицентре этой проблемы. Причины распространения терроризма в регионе условно разделяются на внешние и внутренние. К внешним следует отнести такие проблемы, как нестабильное региональное окружение (Афганистан, Кашмир, Северный Кавказ, СУАР КНР), наркобизнес, противоречие интересов ведущих держав, наличие межгосударственных противоречий.
Среди внутренних причин в первую очередь следует отметить этнические и социально-экономические проблемы региона, а также деятельность на территории региона некоторых организаций, признанных террористическими — Исламское движение Узбекистана, организации уйгурских сепаратистских сил. Из книги Н. Назарбаева «Критическое десятилетие»
«Центральноазиатский регион представляет собой территорию с высоким террористическим потенциалом. И, так или иначе, проявления экстремизма и терроризма затрагивали все республики региона в течение всего периода их становления как независимых и суверенных государств».
Казахстан имеет ряд преимуществ по сравнению со своими соседями по региону. Одним из них является то, что страны Центральноазиатского региона, в силу географического положения, как бы закрывают собой Казахстан от зон высокого террористического напряжения в Южной Азии.
Однако существует проблема, с которой Казахстан, так или иначе, может столкнуться. Она связана с экспортом терроризма и экстремизма.
В этой связи в республике принимаются адекватные меры реагирования на возникающие угрозы социальных конфликтов, проводится анализ процессов, которые способны привести к возникновению терроризма и его распространению в Казахстане, разрабатывается система мер по минимизации опасностей.
Во-первых, решение социально-экономических проблем. Основной причиной проявления социальной агрессии, в том числе и в форме терроризма, является низкий уровень жизни населения. Сегодня в Казахстане уделяется значительное внимание социальной сфере. Позитивные сдвиги в экономике позволяют решать такие острые проблемы, как безработица, низкий уровень социальных выплат и другие.
Во-вторых, работа по снижению уровня политического радикализма и экстремизма в обществе.
В-третьих, интеграция Казахстана в международные и региональные институты безопасности.
В-четвертых, разработка специальных законодательных мер, направленных на борьбу с терроризмом.
В-пятых, решение вопросов об обустройстве государственной границы Казахстана, о завершении ее делимитации.
В-шестых, принятие мер против распространения организованной преступности, нелегальной миграции и наркобизнеса.
Серьезную угрозу развитию современного общества представляет распространение наркомании и наркобизнес, являющиеся одним из финансовых источников терроризма. Казахстан представляет собой в большей мере территорию транзита, чем производства наркотиков. В связи с этим приобретает актуальность борьба с пресечением каналов поставок наркотических веществ через территорию республики.
Важное значение в плане противодействия терроризму имеет формирование в Казахстане эффективной военной структуры, способной отражать угрозы вооруженного нападения. В этом направлении руководством страны ведется постоянная напряженная работа, уже принесшая заметные результаты.
Новые международные условия, созданные во многом в результате событий 11 сентября 2001 года и антитеррористической операции в Афганистане, демонстрируют факт того, что внешняя безопасность государства становится все более взаимосвязанной с вопросами субрегиональной и региональной безопасности. Проблема урегулирования ситуации в Афганистане носит долгосрочный характер и должна быть переосмыслена международным сообществом. Как показали состоявшиеся недавно в этой стране президентские выборы, Афганистан остается раздробленным государством, источником нестабильности и поставщиком наркотиков для всего Азиатского региона и Европы. Конечно, Казахстан сталкивается и с другими вызовами, угрожающими нашей безопасности, но Афганистан служит ключевым звеном в цепи безопасности вокруг региона Центральной Азии.
Другой серьезной проблемой может стать для Казахстана процесс глобализации в случае, если в ответ на его вызовы не будут запущены надежные региональные интеграционные структуры. Сегодня Каспийский регион все больше вовлекается в мировые экономические и политические процессы. Мировым сообществом Каспий признан важнейшим источником энергетических носителей. В политику на Каспии вовлечены крупнейшие государства — США, Россия, Китай, страны ЕС. ОПЕК с определенной долей настороженности наблюдает за развитием ситуации вокруг Каспийского шельфа и уже скоро не сможет не считаться с его потенциалом. В условиях большей вовлеченности Каспия в глобальные процессы особую актуальность для Казахстана приобретает риск снижения возможностей для реализации собственных национальных интересов. Эта проблема связана с отставанием стран Центральноазиатского региона в условиях глобализации в целом. Глобализация — объективный, но в то же время достаточно жесткий процесс. Одна из закономерностей этого процесса заключается в том, что блага глобализации не распределяются на всех участников одинаково. В выигрыше остаются ряд развитых стран и транснациональных корпораций. В силу создавшегося положения, узкой специализации на мировом рынке и сырьевой ориентации экономики, Казахстан может остаться на обочине мирового развития в новых условиях. В этой связи следует продолжить работу в рамках всех обозначенных интеграционных структур и структур безопасности.
По многим критериям у государств Центральной Азии объективно имеется огромное количество шансов для создания эффективной региональной структуры безопасности. Перспективным вариантом здесь может стать синхронизация процесса создания системы региональной безопасности с экономической диверсификацией и интеграцией. Эта ситуация в казахстанском руководстве давно была осознана, что и подвигнуло Казахстан на выдвижение многих инициатив по развитию и углублению регионального сотрудничества. Данные процессы находятся на стадии разработки, но уже к сегодняшнему дню проявились их некоторые важные итоги, проявляющиеся в деятельности ОДКБ, ЦАС, СВМДА.
Таким образом, сегодня в повестке казахстанской политики в отношении безопасности — укрепление интеграции, принятие антитеррористического законодательства, стабилизация региона, борьба с угрозами, урегулирование Афганского кризиса, углубление международного сотрудничества.
Казахстан в составе ООН
Наряду с двусторонними взаимоотношениями, важное значение в концепции придавалось взаимодействию с различными международными и региональными организациями и объединениями: СНГ (Содружество Независимых Государств), ЦАС (Центральноазиатский союз), ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), НАТО (СевероАтлантический альянс), АТЭС (Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), ОЭС (Организация экономического сотрудничества), ОИК (Организация Исламская Конференция) и так далее.
2 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была единогласно одобрена резолюция о приеме Республики Казахстан в члены Организации. Это стало свидетельством принятия Казахстана в мировое сообщество в качестве полноправного участника.
Позиция Казахстана в ООН формируется на основе учета интересов Казахстана по всему комплексу вопросов, рассматриваемых Организацией Объединенных Наций. При этом особое внимание уделяется укреплению сотрудничества с ООН в области экономики, экологии, социального развития, прогрессивного развития международного права, соблюдения прав человека, в сфере борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом и многих других вопросах. Менее чем за десять лет членства в международном сообществе государств Казахстан сумел занять в ООН весьма заметное положение. Признанием заслуг нашего государства в многосторонней деятельности Организации является избрание Постоянного Представителя Республики Казахстан заместителем председателя 49-й сессии и вице-председателем Первого комитета, курирующего вопросы разоружения и международной безопасности на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Казахстан активно участвует практически во всех областях деятельности Организации Объединенных Наций, среди которых можно перечислить: обеспечение международного мира; содействие устойчивому развитию; охрана окружающей среды; права человека; социальная защита семьи, женщин и детей; международное право; освоение космического пространства; разоружение, международная безопасность и так далее.
Для этого Республика Казахстан тесно взаимодействует практически со всеми структурными подразделениями ООН и организациями, работающими под ее эгидой. Так, в 1996 году завершился первоначальный этап планирования и осуществления Программ ПРООН (Программы развития ООН) для Казахстана.
С 1997 года республика активно сотрудничает с Фондом по вопросам народонаселения ООН (ЮНФПА). В 1998 году Казахстан стал членом Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР) — органа Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), наблюдающего за выполнением основных решений всемирной конференции в Рио-де-Жанейро. После присоединения РК к Конвенции ООН о правах ребенка началось ее активное сотрудничество с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Являясь членом Совета управляющих ЮНЕП, Казахстан активно сотрудничает с ним в области создания информационных сетей и систем.
Особо интенсивно происходит сотрудничество нашей республики с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) во всех областях, касающихся ее компетенции. Казахстан является членом Исполнительного Совета этой весьма авторитетной организации.
Кроме того, Республика Казахстан — полноправный член таких организаций ООН, как ЮНИДО (Организация по промышленному развитию), ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация), ИФАД (Международный фонд развития сельского хозяйства); активно сотрудничает с ЕЭК (Европейская экономическая комиссия), ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ЮНДКП (Программа ООН по контролю за наркотиками и наркотическими средствами), УВКДБ (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев). Кроме того, ведутся активные работы по содействию вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию.
Таким образом, взаимодействие Республики Казахстан с крупнейшим и авторитетнейшим международным образованием в мире, каковым является Организация Объединенных Наций, развивается в широкой плоскости вопросов, затрагивающих интересы обеих сторон.
Казахстан и СВМДА
Республика Казахстан сумела показать себя достойным и равным членом мирового сообщества и вышла на уровень крупных внешнеполитических инициатив, самой масштабной и перспективной из которых стала идея организации Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), выдвинутая Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года.
Суть данной инициативы заключается в создании эффективного механизма превентивной дипломатии на Азиатском континенте, где, в отличие от других регионов мира, подобный механизм еще не сформирован.
СВМДА представляется как новая система отношений государств Азии, в которой на коллективной основе будет достигнута договоренность о гарантиях их целостности и безопасности, дан импульс развитию экономических и культурных взаимосвязей.
Практически сразу идея СВМДА нашла поддержку целого ряда азиатских государств, в том числе и тех, кто во многом определяет политический климат на континенте. В настоящее время государствами — членами СВМДА, помимо Казахстана, являются: Азербайджан, Афганистан, Египет, Израиль, Индия, Иран, Китай, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Турция и Узбекистан. Государствами-наблюдателями являются: Австралия, Вьетнам, Индонезия, Корея, Ливан, Малайзия, США, Таиланд, Украина и Япония.
Кроме того, идея СВМДА поддерживается рядом международных организаций: Организацией Объединенных Наций, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Лигой арабских государств, Центральноазиатским экономическим сообществом.
Республика Казахстан считает, что создание надежной системы безопасности в Азии невозможно без принятия всеми участниками СВДМА обязательств по соблюдению ряда основополагающих принципов, которые должны быть официально зафиксированы в документах Совещания.
Значительным этапом в осуществлении идеи Совещания стало подписание 14 сентября 1999 года в Алматы Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами-членами. Этот документ содержит основные положения обеспечения международной безопасности: уважение суверенитета и прав государств-участников, сохранение территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга, мирное урегулирование споров, отказ от применения силы, разоружение и контроль над вооружениями, сотрудничество в социальной, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, уважение основных прав человека в соответствии с принципами ООН и международного права.
Декларация принципов заложила юридическую основу системы азиатской безопасности и доказала очевидную осуществимость.
Деятельность СВМДА постепенно активизируется. Свидетельством этого явилось заседание министров иностранных дел Совещания, состоявшееся 22 октября 2004 года в Алматы. На этой Встрече министров иностранных дел СВМДА ее участники попытались выработать общие подходы к развитию современной политической обстановки в мире, определить организационно-административную структуру СВМДА, функции и полномочия руководящих органов Совещания.
Главные результаты встречи министров в Алматы — Каталог мер доверия, Декларация министерской встречи и Правила процедур. Данные документы стали, наряду с Алматинской декларацией и Декларацией СВМДА по искоренению терроризма и развитию диалога цивилизаций (оба документа подписаны на саммите СВМДА в 2002 г.), следующими в ряду важнейших договоренностей, достигнутых внутри форума.
Важно, что борьба с терроризмом названа одним из важнейших направлений в работе СВМДА. В этой связи в ходе данного совещания говорилось о необходимости создания в Азии целостной системы по противодействию новым вызовам и угрозам. В частности, принятый на встрече Каталог мер доверия предусматривает «совместные меры для пресечения терроризма, обмен информацией о борьбе с террористической, сепаратистской, экстремистской деятельностью».
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, идея создания которого была выдвинута Республикой Казахстан, показало зрелость нашего государства и способность его занимать ключевые места на азиатской и в целом мировой политической арене.