Термин «монополия» обычно используется для того, чтобы описать рынок, где имеется только один или ограниченное число продавцов. Монополия, подавляя и устраняя реальных и потенциальных конкурентов, значительно уменьшает число последних и тем самым сужает свободу и диапазон выбора потребителя. К тому же она получает возможность определять общий объем предложения и даже диктовать рынку свои условия, и прежде всего цены на предлагаемые ею товары и услуги. Антитрестовская политика представляет собой предложения и даже диктовать рынку свои условия, и прежде всего цены на предлагаемые ею товары и услуги. Антитрестовская политика представляет собой комплекс законодательных и иных мер по защите и усилению конкуренции путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Как отмечали американские исследователи Э.Долан и Д.Линдсей, конечной целью любого антитрестовского мероприятия является эффективное противодействие попыткам какой- либо фирмы подчинить или поставить под контроль определенный сегмент рынка. Впервые антимонопольное законодательство стало формироваться в США, где еще в 1887 г. была создала так называемая Комиссия по торговле между штатами, призванная регулировать железнодорожные тарифы. А в 1890 г. конгресс Соединенных Штатов почти без серьезных возражений принял антитрестовский закон Шермана, который стал первым значительным федеральным антимонопольным законом США. Основной смысл закона состоял в наложении запрета на любые контракты, объединения и тайные сделки, направленные на ограничение торговли между отдельными штатами и попытки монополизировать какую-то часть этой торговли. Впоследствии был принят целый ряд законодательных актов, дополняющих, конкретизирующих и дальше развивающих основные положения Шермана. В дальнейшем, с конца 19 в., и по настоящее время, было принято множество законов5 регулирующих различные сферы экономики и социальной жизни. Одним из важных в этом ряду стал закон Робинсона-Петмана, принятый в США в 1936г. Главная цель антитрестовского законодательства, как она была сформулирована в законе Робинсона-Петмана, определяется следующим образом: «Будет считаться незаконной дискриминация различных категорий покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров в тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание монополии в любой области торговли, или ущемление прав и уничтожение конкуренции, равно как и создание препятствий для конкуренции».
Антимонопольное законодательство — сравнительно новое явление в Казахстане. В связи с этим мы не можем с полной уверенностью говорить об «эффективно работающем» специальном антимонопольном законодательстве. Антимонопольное законодательство в Казахстане не имеет такого огромного воздействия на экономическую жизнь общества, как в развитых странах мира. Но вместе с тем важно отметить и то, что в республике существуют законы, указы Президента РК, постановления правительства республики, которые имеют огромную ценность как для общества в целом, так и для антимонопольных органов в частности. Закон перечисляет такие формы недобросовестной конкуренции, как:
• Недобросовестная предпринимательская деятельность
• Дискредитация предпринимательской деятельности конкурента
• Недобросовестные соглашения конкурентов
• Копирование внешнего оформления нужного товара
• Групповой бойкот
• Ценовой сговор
• Слияние конкурентов, результатом которого является возникновение монополиста или ограничение конкуренции.
В условиях рыночных отношений важное место принадлежит осуществлению мер государственного регулирования сферы естественной монополии. Указом Президента Р.К. в июле 1998 г. введен Закон «О естественных монополиях» и образован центральный исполнительный орган по регулированию данной сферы.
В Казахстане рыночные отношения только начали складываться, на начальной стадии отмечалось много недоработок и нарушений, не было необходимой законодательной базы и т.д., но прошло достаточно времени, чтобы рынок благополучно «вжился» в экономические отношения нашей республики. В сложившейся ситуации государством применяются такие методы управления, как метод согласования и контроля исполнения нормативных актов общегосударственного значения. Государство не вмешивается в финансово- хозяйственную деятельность предприятия, а только следит за тем, чтобы не нарушались нормы и правила поведения на рынке. Государство в лице антимонопольных органов призвано защищать права и интересы потребителей в сфере экономики.