Финансовая политика — это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Она предполагает разработку плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательность разумных действий на основе разработанного плана и имеющихся ресурсов для решения поставленных задач. Финансовая политика любого государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства; налоговой полигаки и бюджетной политики. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества н других факторов. Финансовая политика Казахстана тоже не исключение. Бюджетная политика Казахстана в настоящее время находится в фазе своего становления. В полной мере она оформилась в 2004 году, когда был принят Бюджетный кодекс РК, а в 2007 году он был пересмотрен и дополнен важными изменениями. Так же в 2007 году Постановлением Правительства РК № 1297 была утверждена Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, которая предусматривает внедрение новых подходов к разработке и содержанию программных документов, качественный пересмотр процедуры формирования бюджетных программ. Именно с 2007 года, когда все меры государственного воздействия были направлены на борьбу с последствиями мирового финансового кризиса, можно говорить о становлении новой бюджетной политики РК. В целях создания предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период особое внимание в антикризисных мероприятиях было уделено вопросам формирования эффективной бюджетной политики.
Для выхода из сложившейся ситуации требовалось принятие активных мер со стороны государственных органов. Казахстан начал предпринимать меры по стабилизации экономики уже в ноябре 2007 года. А именно, 6 ноября Правительством РК был принят План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан. В рамках этого плана за период с осени 2007 года по первую половину 2008 года из государственного бюджета было выделено свыше 4,5 млрд. долл., что составляет 4,2% ВВП страны. Средства были направлены на завершение долевого строительства объектов жилья, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности. В течение 2007-2008 года поэтапно решались проблемы дефицита ликвидности в банковском секторе, в том числе за счет последовательного снижения минимальных резервных требований. Была активизирована работа по минимизации рисков банковского сектора, в т.ч. связанных с достаточностью собственного капитала, ликвидности, внешним заимствованием. В 2008 года был оперативно принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О государственных закупках». Для стимулирования внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий государственные закупки были ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков. Для принятия оперативных решений, оказания реальной помощи отечественному бизнесу за счет предоставления гарантий, долговременных заказов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки. В ноябре 2008 года принят План совместных действий Правительства РК, Национального банка РК (ЦБ) и Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 гг. Его цель — смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.
На реализацию плана по поручению главы государства из средств Национального фонда, который был создан в 2000 году для поддержки социально-экономических программ, обеспечение их стабильного воплощения и снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов, направлено 10 млрд. долл. Эти средства были выделены дополнительно к уже запланированным расходам в рамках трехлетнего бюджета на 2009-2011 гг. С 1 января 2009 года введен новый Налоговый кодекс (первый Налоговый кодекс введен с начала 2002 года), в рамках которого было предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузи, в первую очередь для не сырьевого сектора. Также, с 2009 года вступил в силу новый Бюджетный кодекс РК, который заложил законодательные основы бюджетирования, ориентированного на результаты. Обеспечено формирование бюджета по принципу «скользящей трехлетки». В мае 2009 года Правительством РК были представлены базовые принципы плана посткризисного развития экономики Казахстана. Одним из ее основных направлений стало принятие Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2014 года (ФИИР), которая предусматривает увеличение доли промышленных предприятий в экономике страны, рост не сырьевого экспорта и производительности труда. Одним их механизмом реализации данной программы выступила Программа «Дорожная карта бизнеса 2020», которая стала эффективным способом обеспечения занятости населения в регионах одновременно-позволив провести большую работу по восстановлению и улучшению жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, объектов социально-культурной сферы. Кроме того, была разработана карта индустриализации Казахстана на 2010-2О2О годы, которая подразумевает — рациональное размещение производственных мощностей, увязку их с ресурсной базой регионов и развитие инфраструктуры. Таким образом, современный этап реализации экономической стратегии Казахстана обусловлен преодолением последствий глобального экономического кризиса. В посткризисном периоде усилия были направлены на углубление диверсификации экономики, укрепление производственной инфраструктуры, совершенствование государственной поддержки деловой активности. Такая устойчивая основа позволила более эффективно противостоять потенциальным внешним вызовам, развивать конкурентоспособность экономики и государства. В настоящее время базовым условием поступательного развития экономики является благоприятная макроэкономическая среда. Безусловно, среда сама по себе не может повысить производительность и конкурентоспособность нации. Однако, поддержание макроэкономических параметров на оптимальном уровне очень важно для развития бизнеса, обеспечения благоприятного инвестиционного климата и доступности капитала- По международным оценкам макроэкономическая среда в Казахстане оценивается на высоком уровне. Согласно отчету Всемирного Экономического Форума в 2011 году Казахстан по фактору «Макроэкономическая среда» занял 18 место, поднявшись с 26 места и опередив тем самым такие страны, как Германия (30), Финляндия (20), Россия (44). Бюджетная политика в предыдущие годы позволила заблаговременно создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие на казахстанскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменении в экономической и социальной сфере.
Основой обеспечения макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе является проведение налогово — бюджетной политики, направленной на эффективную реализацию выработанных мер государственной политики и обеспечение сбалансированного роста экономики. Налоговая нагрузка в РК по сравнению с другими странами является низкой и благоприятной для привлечения инвесторов и развития бизнеса. Применяемая в Казахстане ставка НДС (12%) является одной из самых низких в мире среди стандартных ставок и по итогам исследования «Налоговые платежи», проводимого Всемирным Банком и ПрайсуотерхауеКуперс, Казахстан по легкости уплаты налогов занимает 17 место из 183 стран мира, и 11 место по количеству налоговых платежей. Налоговая система Казахстана становится эффективным механизмом стимулирования развитая не сырьевого сектора экономики и привлечения инвестиций.
Основными приоритетами политики бюджетных расходов Казахстана в 2012-2014 годах в рамках реализации поручений, данных Главой государства, являются:
1) Программа индустриализации, В рамках ее реализации будут приоритетно финансироваться мероприятия программ «Производительность 2020», «Дорожная карта бизнеса 2020, а также отраслевых программ, принятых в реализацию Программы индустриализации, включая обеспечение экономики энергетической, транспортной и газовой инфраструктурой, создание специальных экономических зон. Для реализации крупных инвестиционных проектов планируется дальнейшая капитализация ФНБ «Самрук-Казына» и холдинга «Казагро».
2) Модернизация социальной сферы. В первоочередном порядке будет осуществляться финансирование мероприятий Государственной программы развития здравоохранения и развития образования РК, Программы занятости 2020.
3) Улучшение условий жизни населения. В рамках данного направления приоритетным станет реализация Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства РК на 2011-2020 годы.
4) Формирование точек роста- В рамках реализации Программы развития регионов, Стратегического плана устойчивого развития города Астаны до 2030 года, Программы развития города Алматы, Комплексного плана социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Астане планируется реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности регионов,
5) Повышение качества государственных услуг и реализации государственных функций.