Обеспечение устойчивого комплексного развития Алматы в рамках Генерального плана определяется комплексным взаимоувязанным развитием города и пригородной зоны.
Главными приоритетами являются создание:
• безопасной для жизни среды;
• экологически благоприятной среды: здоровье горожан — здоровье нации;
• социально-благоприятной среды;
• архитектурно-эстетического облика города. Развитие Алматы относится к числу наиболее
сложных систем, поскольку оно связано с градостроительными процессами как внутри городской черты, так и затрагивает прилегающие территории Ал-матинской области.
Территориальное развитие город получает в западном, северном и восточном направлениях. Для создания благоприятной связи новых территорий с существующей застроенной частью, центром города и производственными зонами необходимо будет пробить основные городские магистрали: пр. Абая, ул. Толе би, пр. Рыскулова — в западном направлении, ул. Толе би — в восточном направлении, юго-восточную обводную автомагистраль за горой Коктобе, новую северо-западную магистраль между поселками Карасу и Коккайнар:
Создание безопасной для жизни среды требует:
• преимущественного расселения населения в сейсмических зонах 9 и менее баллов;
• снижения численности населения, проживающего в сейсмических зонах 10 баллов и в зонах возможного проявления тектонических разломов;
• проведения мероприятий по обеспечению безопасности населения, проживающего в сейсмоопасном и не сейсмостойком жилом фонде;
• проведения мероприятий по обеспечению безопасности населения, проживающего в зонах возможного прохождения селевых потоков.
Для этого целесообразно осуществлять строительство многоэтажных жилых домов высокой плотности в зонах с сейсмичностью 9 баллов, предполагая:
• завершение начатого строительства многоэтажных жилых домов на территории города;
• завершение застройки жилых районов «Самая», «Жетысу», «Мамыр»;
• строительство многоэтажных жилых домов с объектами обслуживания на сносе вдоль основных магистралей — пр. Абая, ул. Толе би, пр. Сейфуллйна, ул. Наурызбай батыра;
• завершение строительства многоэтажных жилых домов в северной части города;
• осуществление поэтапной реконструкции существующих массивов индивидуальной застройки в зонах с сейсмичностью 9 баллов со сносом ветхого сейсмоопасного жилищного фонда и возведением сейсмостойких многоэтажных и усадебных жилых домов;
• индивидуальную (усадебную) застройку в зонах с сейсмичностью 10 баллов при невысокой плотности расселения (800—1000 кв. м на га);
• стимулирование снижения численности населения, проживающего в зонах с сейсмичностью 10 баллов, за счет регламентации пониженной плотности расселения и вывода помещений (домов) из жилого фонда;
• поэтапный снос сейсмоопасных жилых и нежилых строений, построенных в 20-40-х гг. прошлого столетия, имеющих физический и моральный износ (двухэтажные жилые дома в районе железнодорожного вокзала Алматы-1, вдоль пр. Суюнбая). Снос необходимо производить преимущественно за счет инвесторов, желающих строить свои объекты на месте снесенных зданий и сооружений.
• сейсмоусиление жилых домов 275, 308 серии, имеющих кирпичные стены, деревянные и железобетонные перекрытия, комплексную реконструкцию первых районов массового индустриального жилищного домостроения в западном жилом районе, в микрорайонах 1, 2, 3, 4, 5;
• возведение новых жилых и нежилых строений в сейсмостойких конструкциях — монолитных ж.-б., монолитно-каркасных ж.-б., каркасных железобетонных и металлических, панельно-каркасных, панельных и др., в соответствии с проектом. За этим процессом будет установлен строжайший контроль.
Для обеспечения безопасности населения, проживающего в зонах возможного прохождения селевых потоков, необходимо:
• начать постепенное отселение из этих зон с использованием их в дальнейшем под организацию рекреационных объектов и озеленение;
• ограничить размещение здесь нового жилищного строительства;
• продолжить работу совместно с Агентством по чрезвычайным ситуациям, возведение инженерных сооружений — плотин, дамб, подпорных стен и др., строительство сквозных селеулови-телей из шести плотин непосредственно в руслах рек Беделбай и Батарейка.
Одной из приоритетных задач является улучшение экологической ситуации в городе. Решение этого вопроса требует комплексного подхода к предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, поверхности почв. Основными загрязнителями являются транспорт и энергетические источники.
Снижение выбросов от автотранспорта будет достигнуто путем: • строительства объездных магистралей вокруг города для сброса транзитного автотранспорта вокруг города, упорядочения движения внутри города грузового транспорта. Это — Большая автомобильная кольцевая дорога (БАКАД) протяженностью 80 км, среднее кольцо и юго-восточное полукольцо;
• пробивки основных автомагистралей: пр. Абая, пр. Рыскулова, ул. Толе би, в западном направлении, ул. С. Муканова в северном направлении до пр. Райымбека;
• строительства транспортных развязок в разных уровнях на пересечениях основных автомагистралей; в первую очередь — завершения транспортной развязки на пересечении Райымбека и Саина, строительства на пересечениях: ул. Сейфуллина и пр. Рыскулова, пр. Рыскулова и ул. Джангильдина, пр. Рыкулова и ул. Бокей-ханова и др.;
• создания системы одностороннего движения транспорта в центральной части города с целью снижения транспортных «пробок»;
• строительства и завершения 1-й очереди строительства метрополитена; учитывая все возрастающую загруженность центральной части города автотранспортом, появление транспортных «пробок», ввод 1-й линии метрополитена становится особенно актуальным;
• расширения доли электротранспорта, оптимизируя трассы его движения; вновь возвратиться к вопросу перевода общественного и грузового транспорта на сжиженный газ; производства и установки специальных устройств (катализаторов) на двигатели автотранспорта;
• разгрузки в центральной части города транспортных потоков за счет создания объездных магистралей, строительства 2 и 3-ярусньгх подземных и полуподземных автостоянок в районах объектов массового посещения населения. Снижение выбросов от крупных тепловых энергоисточников потребует комплекса мероприятий, включающего:
• перевод на использование природного газа в качестве топлива;
• установку очистных сооружений;
• реконструкцию АТЭЦ-1;
• переход на систему выкупа объемов выброса. Снижение выбросов от автономных источников отопления жилой и нежилой застройки за счет перевода:
• автономных источников отопления застройки, расположенной южнее пр. Аль-Фараби, на использование электроэнергии;
• автономных источников отопления индивидуальной жилой и производственной застройки севернее пр. Аль-Фараби на использование природного газа в качестве топлива.
В намечаемый период будет уделено внимание внедрению новых технологий по отведению бытовых сточных вод канализованной и неканализованной застройки города путем:
• реконструкции существующих канализационных сооружений и сетей;
• строительства локальных систем сбора сточных вод в новых районах массового индивидуального жилищного строительства;
• строительства ‘канализационных коллекторов в южной части с подключением к централизованной системе;
• расширения сооружений механической и биологической очистки сточных вод.
Совершенствование системы удаления и переработки твердых бытовых отходов будет связано:
• с созданием рыночной системы вывоза ТБО из жилых массивов;
• со строительством мусороперегрузочных станций севернее пос. Пятилетка Турксиба, западнее ипподрома, южнее пос. Вторая Пятилетка, на Боролдайской сопке;
• со строительством мусороперерабатывающего завода на полигоне в Карасайском районе.
Для возрождения былой славы Алматы как города-сада необходимо:
• перевести в категорию особо охраняемых природных территорий более 20 объектов: рощу Ба-ума, ботанический сад, зоопарк, Горячий и Холодный ключи на р. Теренкара и другие;
• формирование зеленых территорий в водоохранных полосах, что позволит одновременно создать условия для отдыха горожан. В южной и в восточной частях города на прилавках также необходимо произвести зеленые посадки;
• уделить внимание созданию зеленых санитар-но-защитных полос в зонах промышленных предприятий;
• создание новых, реконструкция и расширение существующих парков, скверов, бульваров (ден-дропарк, южный парк, парки в районах массовой индивидуальной застройки).
Создание социально-благо приятной среды предполагает сбалансированный подход к развитию сети объектов социально-бытового назначения, обеспечение потреб-ности горожан в улучшении жилищных условий, независимо от уровня дохода. Для этого будет предусматриваться_выделение земельных участков:
• осуществление строительства индивидуальных жилых домов за счет средств граждан. При этом граждане обязаны соблюдать все требования, предъявляемые к жилым домам по архитектурному облику, сейсмическим условиям безопасности, санитарным и противопожарным требованиям;
• возведение индивидуальных жилых домов — коттеджей, с полным инженерным благоустройством территории и последующей их продажей гражданам — юридическими лицами;
• строительство многоэтажных высоко комфортных (элитных) жилых домов для продажи;
• возведение многоэтажных многоквартирных жилых домов, так называемых «муниципальных», для работников бюджетных организаций и ка-
. тегории малообеспеченных граждан.
• осуществление комплексного инженерного обустройства районов нового массового индивидуального жилищного строительства (Шанырак, Думан, Таугуль-3, Калкаман-2,3).
Для обеспечения гарантируемого минимума в объектах социального назначения предусмотрено:
• строительство школ в районах массовой многоэтажной и индивидуальной жилой застройки (Шанырак, Калкаман-3, Алгабас, Мамыр);
• развитие сети дошкольных учреждений, включая возврат ранее переданных зданий детских садов-яслей;
• строительство муниципальных жилых домов для малообеспеченных слоев населения;
• строительство муниципальных поликлиник, амбулаторий, больниц в районах массовой многоэтажной и индивидуальной жилой застройки;
• стимулирование развития частного медицинского обслуживания, включая строительство малоэтажных жилых домов с амбулаторными помещениями на первых этажах;
• строительство за счет бюджетных средств многофункциональных общественных комплексов-центров в районах массовой жилой застройки, включающих помещения для почты, связи, пунктов полиции, торговых предприятий, развлекательно-зрелищных, спортивных, бытовых услуг.