Если какой-либо постулат становится расхожим, он от этого не теряет своей объективности. И утверждение о том, что государство оценивается по его отношению к старикам и детям, не только не устарело, но с появлением на мировом пространстве новых странообразований приобретает все большую актуальность. Питер Дракер, американский специалист по менеджменту, в пору становления в США крупных корпораций в качестве мотивации качественного труда видел беспокойство работников, не имеющих акций, о завтрашнем благосостоянии. Он говорил, что предвидеть будущее дано только оракулам, а позаботиться о будущем могут все. Дракер имел в виду необходимость отчислений процентов от заработной платы для формирования личного пенсионного счета работника и качественную деятельность институциональной организации, направленную на увеличение пенсионного вклада путем его инвестиционного использования.
В Казахстане, где прежде существовало лишь государственное пенсионное обеспечение с выплатой трудовых или социальных вознаграждений, с переходом к рыночным отношениям возникла объективная необходимость создания новой накопительной формы. В нее было важно органично «вписать» отчисления тех тружеников, что продолжают работать, тех людей, которые, находясь на заслуженном отдыхе, получают пенсии, заработанные ими прежде, а также учесть социальные пенсионные выплаты различным разновозрастным категориям населения. Такой формой стали институциональные образования — финансовые и сервисные институты развития. К ним относят Банк развития Казахстана, Инвестиционный, Национальный инновационный фонды и др. Но особое место в финансовом поле Казахстана занимают пенсионные фонды, по сути, самые крупные внутренние инвесторы. Особенность пенсионных фондов в том, что они, аккумулируя пенсионные активы, запрограммированы на определенные многолетние обязательства перед своими вкладчиками, которыми является практически все экономически активное население республики. И, действуя в сегодняшнем времени, они обеспечивают будущее в двух направлениях:
Эти позиции тесно увязаны между собой как бы круговой порукой. Результативность одной зависит от эффективности другой, и наоборот. Под действием этой связи находится практически все жизненное пространство. И именно поэтому пенсионная сфера отличается сложной нелинейной системой, формирующейся из неординарных полей, требующих множества вариантов решений и выбора из них наилучшего — для определенных конкретных условий. Отсюда — методологической основой изучения закономерностей функционирования и развития рынка пенсионных услуг может быть лишь системный подход, характеризующийся совокупностью принципов теоретического исследования объектов, представляемых как сложные системы. Несомненная польза его — в значительном упрощении процесса познания совокупных пенсионных отношений таким образом, при котором они представляются в виде взаимосвязанных элементов.
Пенсионная система — это множество упорядоченных компонентов той или иной природы, обладающих вполне определенными свойствами. Иерархия в пенсионной системе выражается многоуровневыми отношениями. Каждый элемент подсистемы занимает определенное место и играет соответствующую роль в развитии всего социально-экономического процесса. В нем ведущая роль принадлежит домохозяйствам, формирующим основу пенсионных активов, за счет которых пенсионные фонды создают пенсионные накопления, т.е. трудовые ресурсы (домохозяйства) — источники финансовых средств. Первый уровень представлен уполномоченными государственными органами управления, регулирования и надзора. В данном случае это Агентство по регулированию и надзору, Национальный банк и т.д. Уровни связаны между собой различными механизмами. Каждые последующие уровни иерархии характеризуются расположением органов управления по принципу «убывания полномочий» регулирования системы и возрастанием связей подчинения.
Каждая из внутренних подсистем, будучи самостоятельной, в то же время связана с другими подсистемами. При этом, соответственно, выходная информация одной подсистемы является входной для другой. В пенсионной накопительной сфере такими подсистемами являются пенсионные фонды, страховые компании, банки. Агентство по регулированию и надзору и т.д., являющиеся, как и сама система, асимметричными, сложными и нелинейными. Каждая подсистема — ведущая в своей деятельности и компетенции. Представление этой формы в упрощенном варианте ведет к непониманию ее сущности и получению в итоге недостоверных результатов.
Финансы казахстанских предприятий всех форм собственности, равняющиеся 25% ВВП страны, создают посредством- инвестирования реального сектора национальный доход. Ныне в этом участвуют и пенсионные фонды. Развитием рынка корпоративных облигаций и поддержкой международных, существенным снижением процентных ставок по государственным ценным бумагам (с 6—7% до 4—5%) и корпоративным облигациям (с 10-13% до 7—8%), увеличением сроков заимствования они расширяют возможности финансирования реального сектора экономики1.
Сложные системы характеризуются, в основном, такими понятиями, как состояние, равновесие, устойчивость. При исследовании же пенсионной системы следует учитывать и другие свойства: целостность (рынок пенсионных услуг — единое целое, а не произвольная сумма составляющих элементов), непрерывность движения (сложный процесс, охватывающий изменение числа и количества составных, характер их взаимосвязей), иерархичность (наличие различных уровней управления), коммуникативность (система не может находиться в изоляции от других форм, связанных между собой и внешней средой множеством коммуникаций), геобиоценоз (развитие системы), способность к самоорганизации через управляемость (посредством законодательных актов, правительственных программ, обеспечением государственного регулирования).