Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, развитие малого бизнеса способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане.
Однако сегодоя малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура. В связи с этим с большой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий республиканских, региональных и местных властей. Совершенствование реализации комплексной концепции управления малым предпринимательством в Республике Казахстан определяется в рамках использования системного, функционального, кпастерно-сетевого и научньсх подходов к формированию и обеспечению эффективного функционирования системы управления, регулирования и развития данным сектором экономики на макро-, мезо- и микроуровнях.
В приоритетных направлениях развития общества до 2030 года, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в Послании народа Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с упрощением рыночной системы. Это, прежде всего, реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, несовершенство отраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность. Эти оценки справедливы и в отношении развития малого предпринимательства. На сегодняшний день особую актуальность приобретают проблемы оптимизации государственного и негосударственного воздействия на сектор малого бизнеса, отсутствие целостной системы управления предпринимательством на уровне государства и его регионов, конкретного предприятия. Предпринимательство » многоаспектная категория: как явление — отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных идо.), связанных с созданием предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода); как процесс — представляет собой сложную цепочку целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента возникновения предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект. В развитой рыночной экономике малый бизнес, как интегрированная совокупность организаций, индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, инновационную, ресурсную, социальную, организаторскую, политическую. Необходимо отметить, что в соответствии с комплексной концепцией предпринимательства с позиций менеджмента, предпринимательство базируется на науке управления (менеджменте), то есть предпринимательским процессом необходимо управлять, создавать соответствующую инфраструктуру для развития малого бизнеса, функциональные подсистемы, необходимые для эффективной работы на всех уровнях (государственном, региональном, местном, предприятия).
Концептуальной основой развития предпринимательского сектора в Республике Казахстан является рассмотрение малого предпринимательства как сложной системы, управление которой основано на применении принципов системного, комплексного, функционального, кластерно-сетевого и программно-целевого управленческих подходов с учетом предпринимательской модели экономического развития как одного из главных факторов экономического роста, требующего построения соответствующей методологической и методической базы, позволяющей дать объективные оценки эффективности системы управления предпринимательской деятельностью [1]. Система управления предпринимательством — это многоуровневая, сложная, целенаправленная открытая организационная система, имеющая интенсивные связи прямого и обратного характера с внешней средой, состоящая из иерархических подсистем и обладающая способностью создавать новые структуры и качества, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы и характеризующиеся элементами неопределенности и непредсказуемости. Данная система характеризуется рядом присущих ей свойств, прямую и обратную взаимосвязь и взаимозависимость между структурными элементами-подсистемами (четыре основных на первом уровне). Без взаимодействия с внешней средой система управления малым предпринимательством, как открытая система, не может эффективно функционировать, вместе с тем, чем меньше возмущений во внешней среде, тем устойчивее будет функционировать фирма.
С позиций комплексной концепции организационные структуры управления малым бизнесом представляют собой систему, обеспечивающую функционирование ее элементов для достижения целей различного временного аспекта, содержания, уровня и глубины. В основе рассмотренной концепции лежат системный, программно-целевой, функциональный, кластерно-сетевой научные подходы к построению систем управления в предпринимательском секторе. В условиях современной экономики Казахстана предпринимательская модель экономического развития должна стать важным фактором оздоровления экономики. В соответствии с этой концепцией государство должно найти достаточно эффективные способы стимулирования предпринимательской активности. Активная государственная политика поддержки предпринимательства и бизнеса стимулирует появление новых предприятий, причем эта многогранная поддержка должна носить дифференцированный характер в зависимости от стадии и состояния развитая предприятий.
Эффективность всей системы управления малым предпринимательством зависит от рационального сочетания методов и инструментов государственной и негосударственной поддержки субъектов данного сектора экономики. Речь идет о необходимости взаимоувязки между воздействием на сектор малого предпринимательства как со стороны различных государственных органов (налоговые и таможенные органы, министерства, ведомства, комитеты и прочее), так и со стороны коммерческих, некоммерческих элементов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства. Осуществление такого взаимодействия на практике достаточно сложно, проблематично. Это обусловлено разными основными целями и задачами функционирования на современном этапе, различными возможностями и необходимостью данных структур.
Облегчить решение данной проблемы может использование кластерно-сетевого подхода в рамках проектирования и построения данной системы, а также развития эффективных механизмов взаимодействия между структурными элементами в системе управления и воздействия на сектор малого предпринимательства.
В основе данного подхода лежит концепция «коллективной эффективности» и ориентации на преодоление изолированности малого и среднего предпринимательства через создание кластерной структуры (вертикальная, горизонтальная интеграция); межфирменная кооперация на основе общих деловых интересов; гибкая специализация деятельности. Именно кластерно-сетевой подход в дальнейшем, на наш взгпщ должен стать основой государственной поддержки сектора бизнеса, инициировать объединение в единую сеть субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе между собой, образуя основы кластера) — институты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства — общественные неправительственные организации — экспертные советы по поддержке малого и среднего предпринимательства при государственных органах управления — крупный системообразующий бизнес — органы государственной власти.
Реализация кластерно-сетевого под<ода в рамках развития комплексной концепции поддержки и управления предпринимательским сектором экономики дает возможность малым, средним хозяйствующим субъектам реализовать свой потенциал через объединение усилий, преодоление изолированности функционирования и развитие межфирменной кооперации по отраслевому и межотраслевому направлению. Данная система способна охватить вопросы стратегического управления малым бизнесом, осуществляемого непосредственно республиканскими органами, и оперативного, находящегося в компетенции местных органов управления. Функционально-структурное разделение, непосредственно будет закреплять ответственность конкретного уровня за принимаемые и реализуемые мероприятия. Тем самым достигается организационно-функциональная сбалансированность, закрепляется юридически правовая ответственность республиканских, региональных, местных уровней государственного управления за реализуемые мероприятия.
Важным условием оптимального развития экономики индустриальных стран является многообразие отношений собственности, сосуществование и активное взаимодействие хозяйственных звеньев, принадлежащих к различным уровням размерной и организационной структур производства. Одной из форм проявления этого многообразия является сохранение и относительно устойчивое функционирование хозяйственных единиц, относящихся к подсистемам крупного и малого бизнеса. Крупные компании и производственные объединения определяют базовые параметры функционирования национальных хозяйств, их место в системе международного разделения труда. При этом существенную роль играют и малые фирмы, в своей совокупности образующие сферу малого бизнеса. Его функционирование в значительной степени влияет на создание конкурентной среда, обеспечение необходимого уровня гибкости и динамизма многих отраслей национальной экономики, аккумуляцию ресурсов и организацию производства товаров и услуг в тех секторах хозяйства, которые на данном этапе не являются привлекательными для крупного бизнеса, но, тем не менее, объективно необходимы для удовлетворения потребностей общества.
На различных этапах развития экономики индустриальных стран малый бизнес оставался ее неотъемлемой составной частью. При этом он находился в процессе постоянного совершенствования, на практике продемонстрировал способность наращивать свой потенциал, приспосабливаться к новым условиям функционирования. Гибкость и динамизм малого бизнеса явились одной из важных предпосылок устойчивого развития экономики территориальной структур их хозяйства.
В большинстве промышленно развитых стран малый бизнес рассматривается, прежде всего, как фактор, влияющий на решение социально-экономических проблем. Ему традиционно отведена весьма существенная роль в создании новых рабочих мест, повышении экономической активности, уровня жизни и профессиональной квалификации населения.
Вместе с тем, в современных условиях малый бизнес продемонстрировал свою способность к решению самостоятельно или во взаимодействии с крупными компаниями гораздо более широкого круга экономических проблем. Нарщу с фирмами, действующими в традиционных для малого бизнеса сферах (посредническая деятельность, торговля и т.д.), появляются десятки тысяч малых компаний, активно вторгающихся в новые для данного вида хозяйственных структур области: осуществление научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, производство отдельных видов наукоемкой высокотехнологичной продукции [2].
Факторы, обусловившие возрастание роли малого бизнеса в ведущих индустриальных странах, весьма многообразны. Это, прежде всего, общеэкономические факторы; появление новейших средств производства и технологий, использование которых стало возможным в масштабе средних и малых предприятий; существенный сдвиг в развитии отраслей и объектов инфраструктуры; повышение среднего уровня образования и профессиональной подготовки лю-дей, их стремление к самостоятельному принятию хозяйственных решений и максимально полной реализации своего творческого потенциала; формирование комплекса организационно-правовых и финансовых рычагов поддержки и стимулирования малых фирм.
Подход к исследованию малого бизнеса как фактора эффективного развития экономики государства позволил, во-первых, обеспечить более объективный и всесторонний характер анализа промышленной базы индустриальных стран и ее отдельных элементов (подсистем); во-вторых, получить более четкое представление о роли данных структурных элементов, характере взаимодействия между ними в процессе решения экономических задач; в-третьих, определить сущность малого бизнеса, оценить его функции и перспективы развития. К числу важнейших функций малого бизнеса, реализуемых как на макроэкономическом уровне, так и в рамках отдельных подсистем национального хозяйства относится стимулирование структурных преобразований, оптимизация организационной структуры производства. Особенно большое значение имеет данная функция в сфере современного производства, в условиях его интенсивной консолидации, дальнейшего повышения уровня концентрации и централизации.
Фирмы малого бизнеса объективно выполняют роль катализатора преобразований организационной структуры производства индустриальных стран. Они, во-первых, выступают в роли тех субъектов хозяйства, которые, будучи наиболее чувствительными к изменению рыночной конъюнктуры, в числе первых сворачивают производство в наименее перспективных отраслях; во-вторых, ресурсы малых фирм (трудовые, технологические, информационные и др.) оперативно используются крупным и средним бизнесом в качестве «строительного материала» в процессе создания новых производственных комплексов, систем кооперационных производственных связей и т.д.; в-третьих, деятельность малых инновационных («венчурных») фирм, их успехи и неудачи на рынке являются своеобразным индокатором, который учитывается руководством крупных компаний при определении наиболее прибыльных сфер инвестирования, корректировке стратегии дальнейшего развития, прогнозировании наиболее существенных, значимых изменений спроса и предложения на рынке.
Опора на малый бизнес, взаимодействие с ним становятся, таким образом, одним из тех факторов, которые обеспечивают динамизм и оптимальную направленность структурных преобразований в базовых отраслях промышленности индустриальных стран на современном этапе. При этом, как показывает практика, негативные последствия глубоких структурных преобразований (в виде, прежде всего, существенного снижения уровня экономического потен-циала указанных стран) были минимизированы. Вместе с тем, в полной мере проявились позрггивные результаты огггимизации структуры производства: начало использования новейших информационных технологий, переход к производству качественно новых видов продукции, совершенствование системы управления отраслями промышленности и стабилизация их функционирования.
В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.
Осуществляемые в Республике экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т.е. решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества. Развитие экономики республики и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно условно разделить на 5 этапов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности [3].
Первый этап-либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики — малые предприятия — появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Кругь ные предприятия сразу обзавелись многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств.
Второй этап — жесткая монетарная и рестрикционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность.
Третий этап — бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был принят Указ Президента Республики Казахстан от 06.03.1997г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства». Количество субъектов малого бизнеса за этот период (1996-1997 гг.) увеличилось в 2,4 раза, а доля продукции возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП страны. Таким образом, малый бизнес стал вносить свой вклад в стабилизацию экономики республики. Четвертый этап — период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. Пятый этап — современный. Развитие малого и среднего бизнеса озвучивается Президентом в качестве приоритетного направления развития страны. Принимаются Программы поддержки и развития малого предпринимательства. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%. Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе приходится на Мангистаускую область (96,2%), г.Астану (95,9%), а также на Кызылординскую (95,5%), Атыраускую (95%) и Западно-Казахстанскую (94,4%) области (табл. 1).