Сегодня в результате разрушения системы социальной защиты, кризисного состояния экономики, деградации общества обострилось положение определенных групп населения — пенсионеров, инвалидов, детей, многодетных семей — всех, кто не может самостоятельно, без поддержки государства удовлетворять свои потребности. Эти процессы провоцируют социальную нестабильность в большинстве регионов страны. Именно поэтому социальная защита вышеназванных категорий граждан является первоочередной задачей власти и всего общества в целом.
Очевидно, что сегодня первичная политика социальной защиты должна разрабатываться на региональном уровне, поскольку только в этом случае она действительно будет максимально приближена к населению, что позволит эффективно, учитывая региональную специфику и особенности, решить проблемы отдельных категорий граждан. В этой связи весьма актуальной является задача построения региональных систем социальной защиты, в том числе и социальной защиты отдельных категорий граждан. Целью исследования явилось развитие методических основ построения региональной системы социальной защиты в контексте реализации социально-экономической политики. Цель исследования предопределила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
— уточнить понятийно-категориальный аппарат региональной социально-экономической политики;
— выявить и обосновать основные принципы создания региональных систем социальной защиты населения;
— разработать основные подходы к созданию региональных систем социальной защиты граждан с доходами ниже черты бедности;
— обосновать необходимость создания региональных систем социальной защиты населения в рамках реализации региональной социально-экономической политики;
— разработать организационно-функциональную схему региональной системы социальной защиты граждан с доходами ниже черты бедности;
— обосновать необходимость разработки принципиально новых региональных механизмов социальной защиты граждан с доходами ниже черты бедности;
— провести оценку существующей системы социальной защиты граждан с доходами ниже черты бедности в конкретном регионе;
— разработать рекомендации, направленные на создание эффективных региональных систем социальной защиты.
В посткризисный период развития экономики обострилось положение определенных групп населения — пенсионеров, инвалидов, детей, многодетных семей -всех, кто не может самостоятельно, без поддержки государства удовлетворять свои потребности. Эти процессы провоцируют социальную нестабильность в большинстве регионов страны. Именно поэтому социальная защита вышеназванных категорий граждан является первоочередной задачей власти и всего общества в целом. Очевидно, что первичная политика социальной защиты населения должна разрабатываться на региональном уровне, поскольку только в этом случае она действительно будет максимально приближена к населению, что позволит, учитывая региональную специфику и особенности эффективно решить проблемы отдельных категорий и граждан.
Более тога, исследование региональных социально-экономических систем продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем в экономической науке. Данная проблема, так или иначе, имеет место во всем мире, поскольку здесь находят свое отражение сложные опосредованные динамичные процессы, характеризующиеся определенными закономерностями.
В этой связи весьма актуальной является задача формирования региональной социально-экономической политики, направленной на социальную защиту населения. При этом следует отметить, что по мнению многих ученых, в настоящее время нет единой методики, позволяющей оценить в целом уровень социально-экономического развития регионов.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» новым этапом Казахстанского пути отмечаются новые задачи укрепления экономики, повышение благосостояния народа [9].
Успешная социально-экономическая модернизация казахстанского общества зависит от реализации и эффективности социальной политики. Эффективность социальной политики проявляется в стимулировании успешного экономического роста страны и повышения уровня благосостояния граждан, рассматривается как стратегический ресурс развития, определяющий социальный, материальный потенциал государства, существенно влияющий на формирование человеческого капитала [11].
Социальная политика как составная часть внутренней государственной политики призвана решать социальные проблемы системного характера, обеспечивать регуляцию социальных отношений, стабильность и гражданское согласие в обществе. Социальную политику можно рассматривать как определенную форму договора между государством, бизнес-структурами, общественными организациями и профессиональными объединениями работников по разработке приоритетных сфер социального чего?. Социальная политика в любом государстве занимает центральное место, юридически закрепляется в основном законе государства. По Конституции Республики Казахстан: «Казахстан — демократическое, светское, правовое, социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
Социальная политика определяется как комплекс мер, направленных на осуществление социальных программ: поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости и трудоустройства; функционирование всех отраслей социальной сферы, предотвращение различного рода конфликтов. Социальная политика как составная часть внутренней государственной политики призвана решить социальные проблемы системного характера, обеспечивать регуляцию социальных отношений, стабильность и гражданское согласие в обществе. Структурно, функционально социальная политика тесно взаимосвязана с обеспечением национальной безопасности, конкурентоспособности на мировом уровне, является важнейшим фактором построения гражданского общества и правового государства. В каждой стране с учетом специфики, социальных норм, традиций и ценностей важно формирование собственной модели социальной политики. Социальную политику можно рассматривать как отражение социальных ожиданий общества. Сформировавшиеся социальные ожидания граждан актуализируют и зачастую определяют общий характер и потенциал прово^мой социальной политики государства. Социальная политика государства объективно требует учета жизненных реалий и ситуации в экономической сфере, как в глобальном, так и в локальном масштабе. Опыт стран, осуществивших социально-экономические, социально-политические преобразования, демонстрируют, что успешное завершение всех реформ зависит не только от модели социального развития, а от выбора собственного курса и концепции социальной политики. А в Казахстане с учетом накопленного опыта, национальной специфики разработана своя модель социального развития. Реализация государственной социальной политики, совершенствование правовой базы для ее проведения осуществлялись с учетом стратегии социального развития республики. Успехи Казахстана в сфере социально-экономического, политического развития объясняются стратегически выверенным и тактически продуманным планом развития страны.
В рамках реализации стратегии «Казахстан-2030» каждый год Правительством разрабатывались и реали-зовывались комплексные программы и концепции. Осуществлялись реформы во всех сферах социального развития, включая здоавоохранение, образование, науку и т.д. Особое внимание уделялось модернизации реформ в жилищной сфере и многое другое.
Как известно, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев определил формулу успешного развития страны: «в начале экономика, а затем — политика» и она доказала свою дееспособность, позитивность и ин-новационность, подготовила «почву» для дальнейшего социального и экономического подъема, роста благосостояния граждан страны, эффективного решения многих социальных проблем. Следует отметить, что последствия мирового экономического кризиса, безусловно, отразились в развитии социальной политики, было выявлено много проблем, для решения которых государством были приняты необходимые меры. Так, в 2008 год/ в поддержку материнства и детства в обязательное социальное страхование были включены дополнительные виды социальных рисков для работающих женщин, связанных с потерей дохода в связи с беременностью и родами; потере дохода, связанного с уходом за ребенком до 1 года; в связи с усыновлением и удочерением новорожденного ребенка. В 2009 го^у произошло увеличение размера пенсии на 25%, в 2010 голу повысилось еще на 25%, а в 2011 голу планируется еще на 30%. Можно отметить, несмотря на негативные последствия кризиса, пенсионная система Казахстана работает стабильно, и на сегодняшний день на рынке пенсионных услуг республики действует 14 пенсионных фондов. В своем Послании к народу «Через кризис к обновлению и развитию», озвученной 6 марта 2009г., Президент Н.А. Назарбаев определил важнейшие направления социальной политики. В его рамках были разработаны Правительственная дорожная карта, система профессиональной подготовки и переподготовки ка,аров. Для создания социальных рабочих мест и расширения «молодежной практики» из республиканского бюджета были выделены 8,6 млрд. тенге. По инициативе правительства между местными исполнительными органами и крупными предприятиями заключены меморандумы по социальной ответственности и приняты необходимые меры по обеспечению доступности жилья. Из средств, заимствованных АО ФНБ «Самрук-Казына» из Национального фонда, 360 млрд. тенге было направлено на развитие жилищного строительства. Разработан дополнительный механизм стабилизации рынка недвижимости посредством создания АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына», основной задачей которого является приобретение жилых и нежилых помещений в незавершенных или строящихся объектах жилищного строительства, мониторинг мер по решению проблем на рынке недвижимости, принимаемых в рамках плана мероприятий [8].
Для поддержки молодежи были введены дополнительные образовательные фанты, которые присуждаются студентам очной формы обучения платного отделения всех специальностей, успевающим на оценки «отлично», начиная с 3-курса. С 2009 года АО «ФНБ «Самрук-Казына» предоставляет долгосрочные льготные образовательные кредиты отдельным категориям студентов всех курсов, обучающихся по техническим и медицинским специальностям.
След/ет отметить, что на нынешнем этапе в Казахстане прорабатываются перспективы внесения социального проекта посткризисного мира, социального Кодекса государства, социальной сетки безопасности, соответствия проводимой социальной политики потребностям общества и обеспечения адекватной социальной защиты. Однако, несмотря на определенные успехи, в республике имеются еще много нерешенных проблем. Одна из главных проблем в том, что экономически Казахстан все еще остается преимущественно сырьевой страной. В развитых государствах поступательное экономическое развитие обеспечивается новыми технологическими разработками. Экономики развитых стран диверсифицированы, более устойчивы, стабильны, перспективны и способны конкурировать на мировом уровне. Как известно, одним из реализации социальных задач в социальном государстве, является разработка и внедрение в практику национального стандарта качества жизни. По «Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 гг.» национальный стандарт определяет такие параметры, как: оплата труда, пенсионное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание населения, потребительская корзина, стандарт оказания медицинских услуг, стандарт образовательных услуг, стандарты социальной поддержки семьи, стандарты общей и информационной культуры гражданина, стандарты экологической культуры, стандарты обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами. Функционально-национальный стандарт обеспечивает контроль соблюдения государственных норм и нормативов, обеспечение реализации гарантированных Конституцией социально-экономических прав граждан. Вместе с тем стандарт » это своего рода ориентир для осуществления социально-экономической политики государства. В основе проводимой социальной политики заложен принцип субсидиарности, означающий решение проблем снизу вверх. Исходоой точкой выступают интересы человека, семьи, группы людей, общественного объединения.
Социальная защита населения является одним из важнейших компонентов социальной политики государства и социально-трудовых отношений. Ее предметное поле охватывает базовые условия жизнедеятельности людей: материальное обеспечение населения и организацию социальной и медицинской помощи нетрудоспособным членам общества.
В соответствии со ст. 25 Конвенции МОТ №117 «Об основных целях и нормах социальной политики», человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам [7].
В широком смысле под социальной защитой понимают деятельность государства и социальных институтов, направленную на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения. В узком смысле слова социальная защита — это система государственных социальных гарантий, социального страхования и социальной помощи.
Одним из инструментов осуществления социальной политики является государственная адресная социальная помощь. Адресная программа обеспечивает наибольшую значимость социальной помощи и в большей степени способствует снижению бедности. То есть ключевым преимуществом адресных программ является их эффективность с точки зрения борьбы с бедностью. Адресные программы позволяют нацелить помощь только на тех, кто в ней нуждается, и не тратить ресурсы на относительно обеспеченных людей. Эффективности распределения имеющихся ресурсов уделяется значительное внимание даже в развитых странах, где проблема бедности стоит не так остро и на социальные нужды выделяются значительные средства [5].
Адресная программа обеспечивает наибольшую значимость социальной помощи и в большей степени способствует снижению бедности. То есть ключевым преимуществом адресных программ является их эффективность с точки зрения борьбы с бедностью. Адресные программы позволяют нацелить помощь только на тех, кто в ней нуждается, и не тратить ресурсы на относительно обеспеченных людей. Эффективности распределения имеющихся ресурсов уделяется значительное внимание даже в развитых странах, где проблема бедности стоит не так остро и на социальные нужды выделяются значительные средства.
По данным региональных органов координации занятости населения и социальных программ на 01.08.2012 года адресная социальная помощь назначена 88,5 тыс. гражданам с доходами ниже черты бедности. Доля детей в числе назначении адресная социальная помощь составляет более 62,4 процента, самостоятельно занятых граждан — 10,1, безработных — 7,9 и лиц в трудоспособном возрасте — 0,2. Доля детей в назначенной социальной помощи составляет более 62,4 процента? В целом по республике среднемесячный размер адресной социальной помощи на одного получателя составляет 1845,7 тенге. Из общего объема средств, направленных для оказания названной государственной помощи, 60,5% выплачены жителям из сельской местности [6]. По данным региональных управлений координации занятости и социальных программ Министерства труда и социальной защиты населения на 1.06.2011г. в Казахстане тремя видами государственной помощи, т.е. государственным пособием на детей до 18 лет (ГДП), адресной социальной помощью (АСП) и жилищной помощью, были охвачены 799 тыс. чел., из них 576,4 тыс. чел. (72,1%) — получатели пособий на детей, 114,2 тыс. чел. (14,3%) — адресной социальной помощи и 108,3 тыс. чел. (13,6%) -жилищной помощи. Общая сумма назначения всех трех видов государственной помощи составила 6112,2 млн. тенге, из них на детское пособие 3789,5 млн. тенге (62%), АСП- 1047,4 млн. тенге (17,1%), жилищную помощь™ 1275,2 млн. тенге (20,9%).
Недоработки законодательного регулирования в выявлении действительно нуждающихся лиц, и, в том числе завышенные нормативы оценки дохода от личного подсобного хозяйства, препятствуют действительно нуждающимся людям получать пособие. Некоторые семьи на селе, чтобы получать пособие, стараются избавиться от скота, не обрабатывать свою землю и не выращивать на ней ничего.
В государственной программе «Занятость-2020» предусмотрено совершенствование системы оказания социальной помощи, которое направлено на установление оптимальной связи между занятостью и оказанием адресной социальной помощи. Предполагается, что лицам трудоспособного возраста из числа малообеспеченных семей адресная помощь будет назначаться только при заключении социального контракта на выполнение работ, то есть фактически человек должен будет работать. В противном случае выплата адресной помощи приостанавливается, но семья сохраняет право на ее получение [4].
Тем не менее, не следует забывать, что АСП направлена лишь на преодоление продуктовой бедности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная Программа, хоть и охватывает всю целевую группу и даже больше, тем не менее, не решает проблем бедности в Казахстане.
Степень эффективности программы выдачи адресной помощи можно повысить, особенно если сконцентрироваться на определенных целевых группах людей, в силу обстоятельств лишенных возможности вообще зарабатывать: студенты дневных отделений из бедных семей, инвалиды, временно потерявшие трудоспособность, матери, воспитывающие детей без отца и др.
В завершении хотелось бы отметить, что Казахстан нуждается в разработке Концепции социального развития страны, главной целью и базовым национальным приоритетом которой должно стать развитие материального, интеллектуального и духовного потенциала человека.
В «Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», утвержденном указом Президента РК от 01.02.2010г. №922, в разделе «Ключевое направление: услуги для граждан» рассмотрены основные направления создания эффективной системы социальной защиты нуждающихся категорий граждан. В качестве приоритетных задач поставлены такие как: обеспечение адекватного и социально-справедливого уровня пенсий, повышение охвата наемных работников и самозанятога населения накопительной пенсионной системой, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, повышение порогового уровня оказания социальной помощи до 100% от величины прожиточного минимума, внедрение государственных стандартов оказания специальных социальных услуг [2]. Система социальной защиты в Казахстане состоит из трех уровней защиты: «базовый», «обязательный», «добровольный».