Парламент Республики Казахстан. История парламентаризма в Казахстане начинается с марта 1990 г. В этот период состоялись выборы в Верховный Совет Казахской ССР XII созыва. Это были первые демократические выборы в высший законодательный орган республики в условиях еще достаточно сильного влияния административно-командной системы. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовали более двух тысяч претендентов. Особенностью данных выборов было и то, что 90 человек избирались от республиканских общественных организаций. И хотя эти выборы проходили при отсутствии полноценных политических партий, процессам трансформации тоталитарной системы они придали необратимость. С 1990 г. политическая ситуация в Казахстане существенно изменилась. Общественно-политические движения стали оказывать давление на политические институты, в первую очередь, на властные структуры Компартии Казахстана, возлагая на нее ответственность за кризис в экономике и неудачи в проведении хозяйственной реформы. В это же время среди коммунистов проявились разногласия и зазвучали призывы к реформированию самой партии. В этот же период заявили о себе новые партии и движения: «Азат», «Желтоқсан», «Алаш», «Единство», Социал-демократическая партия и др.
Изменившаяся политическая ситуация диктовала свои условия — после провозглашения независимости страна остро нуждалась в разработке правовых основ своей государственности. Поэтому в первую очередь были разработаны и приняты Законы «Об учреждении поста Президента», «О выборах Президента республики», «Декларация о государственном суверенитете»; определено новое название государства; учреждено гражданство Республики Казахстан, новые государственные символы: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн; была создана законодательная основа формирования Вооруженных Сил и правоохранительных органов государства.
С учетом новых условий был разработан проект новой Конституции, принятый на девятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан ХII созыва 28 января 1993 г. Тем самым было положено начало переходу на качественно новый этап обеспечения национальной независимости, реальных гарантий гражданских прав и свобод, практического осуществления перспективных замыслов в построении демократического общества и правового государства.
Вместе с тем открывшиеся возможности и нарастающий экономический кризис отвлекли народ от политики. Дальнейшее проведение реформ и ухудшение социально-экономического положения выявили неэффективность республиканских органов власти, в первую очередь представительных, в лице старых Советов, не сумевших оперативно среагировать на быстро изменяющиеся события и принять адекватные решения. Результаты работы отдельных органов Верховного Совета XII созыва, функционировавших на постоянной основе, также подтвердили мысль о необходимости создания профессионального Парламента, который работал бы в одном режиме с Правительством. В этих условиях руководство страны сделало выбор в пользу создания упорядоченной государственной структуры, базирующейся на принципе разделения ветвей власти, функционирующей в постоянном режиме с четким распределением прав, обязанностей и ответственности всех ее субъектов. В результате был принят Закон РК «О досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Республики Казахстан» от 10 декабря 1993 г.
Следующие выборы в Верховный Совет ΧІІІ созыва состоялись 7 марта 1994 г. Они способствовали становлению многопартийности в Казахстане. В выборах приняли участие 73,84% избирателей. Всего же на 135 одномандатных округов было выдвинуто 910 человек, выдержали условия регистрации 692 кандидата, в среднем за один депутатский мандат боролись 5 претендентов.
В Парламенте были созданы партийные фракции от Союза Народного Единства Казахстана, партии Народный Конгресс Казахстана, Социалистической партии и Федерации профсоюзов, а также 14 депутатских групп, сформировавшихся в основном по профессиональному признаку. Также в Верховном Совете Х III созыва довольно быстро сформировалась парламентская оппозиция, возглавляемая депутатской группой «Прогресс», которая предложила пакет реформ под названием «Новая экономическая политика» (НЭП).
Впервые в истории Казахстана политические партии и движения получили доступ к реальным рычагам власти, возможность влияния на принятие государственных программ. Новый состав Верховного Совета, избранный в марте 1994 г., был более профессиональным, началось обсуждение многих первоочередных законов. Но несовершенство Кодекса «О выборах», неутихающие споры по поводу многих положений Конституции, медлительность состава Верховного Совета в принятии необходимых рыночных законов привели к тупиковой ситуации в политико-экономической сфере, о чем уже говорилось ранее. Именно это стало одной из причин обвала национальной валюты Казахстана, тенге, в начале 1994 г. В марте 1995 г. произошли события, значительным образом повлиявшие на развитие политической ситуации в стране. 6 марта 1995 г. Конституционный суд РК огласил постановление, принятое в ходе рассмотрения иска бывшего кандидата в депутаты Т. Квятковской, поставившей под сомнение конституционность некоторых действий по организации и проведению выборов депутатов в Верховный Совет. Этим постановлением Конституционный суд признал мартовские выборы 1994 г. в Парламент и соответственно полномочия избранных депутатов нелегитимными.
Таким образом, по решению Конституционного суда Верховный Совет прекратил свое существование. В соответствии с постановлением Конституционного суда «… методика подсчета голосов, введенная Центральной избирательной комиссией, не только повлекла массовые нарушения конституционного принципа “один избиратель — один голос”, но и могла исказить итоги выборов, и, по существу, изменила установленную Кодексом “О выборах” избирательную систему. Тем самым Центральная избирательная комиссия нарушила статью 60 Конституции, превысив свои полномочия». Таким образом, второй состав Верховного Совета был признан нелегитимным, и соответственно неконституционность полномочий Парламента означала также неконституционность полномочий Правительства. Поэтому вслед за депутатами Верховного Совета подали в отставку и члены Правительства. Парламентский кризис перерос в кризис конституционный.
В сложившихся условиях вся ответственность за дальнейшее развитие Казахстана легла на плечи Президента Н. Назарбаева. В этот период его деятельность была как никогда напряженной и насыщенной. В отсутствие Парламента Глава государства издал 511 указов, из которых 132 имели силу законов, направленных на оживление экономики путем создания новой и достаточной нормативно-правовой базы. Именно в это время были изданы такие жизненно необходимые для продолжения реформ Законы, как «О земле», «О нефти», «О Национальном банке», «О Парламенте РК и статусе его депутатов», «Об акцизах», «О банкротстве» и др.
Спустя почти два года, в декабре 1995 г., был создан первый двухпалатный Парламент Республики Казахстан: 5 декабря состоялись выборы депутатов Сената – верхней палаты Парламента; 9 декабря состоялось голосование по выборам депутатов Мажилиса – нижней палаты Парламента. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, принятой на всенародном референдуме 30 августа 1995 г., Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции.
Закон «О выборах в Республике Казахстан» предусматривает различную процедуру выборов депутатов как верхней (Сенат), так и нижней (Мажилис) палат Парламента. Депутаты верхней палаты избираются косвенным голосованием по двухмандатным округам с двухгодичным циклом перевыборов половины сенаторов, а депутаты нижней палаты – на основе прямого голосования по одномандатным округам с четырехгодичным циклом перевыборов всего состава Мажилиса.
По замыслу разработчиков конституционной реформы, Сенат должен стать выразителем интересов областей и ограничивать излишний радикализм Мажилиса. Регионы через сенаторов получают возможность всестороннего обсуждения и взвешенного решения главных своих проблем. Происходит своеобразное интегрирование законотворческих инициатив каждого региона страны.
Кроме того, двухгодичные перевыборы половины состава Сената делают парламентскую систему очень гибкой, так как относительно частые перевыборы меняют социальный состав верхней палаты в связи с происходящими в казахстанском обществе социальными и политическими изменениями. В то же время другая часть депутатского корпуса будет способствовать преемственности и работоспособности верхней палаты Парламента. Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет, полномочий депутатов Мажилиса – пять лет. Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана.