Говоря о практике наказаний Казахского ханства необходимо отметить, что правовые нормы Монгольской империи отложили отпечаток, в том числе, и на правовые установления в области наказания ново образовавшегося на «обломках» Золотой Орды казахского общества. При этом, как отмечают исследователи, Яса являясь фундаментальной основой всех правовых установлений Монгольской империи: «состояла в основном из тюркских правовых норм и изложена тюркскими учеными в письменном виде. Бесспорно, что Чингиз-хан пополнил Ясу своими личными взглядами. Большинство статей из Ясы, дошедшие до нас, тюркского происхождения. Поэтому Яса Чингиз-Хана считается одним из источников правовых норм древних тюрков». То есть можно говорить, что древние правовые обычаи народов, проживавших, В том числе и, на территории Казахстана, оказали самое непосредственное влияние на формирование правовых установлений Монгольской империи, явились его основой. Другое дело, что они получили новое развитие с учетом возникновения и развития новых политических, экономических, социальных условий. Учитывая отсутствие письменности у казахов того периода и как следствие письменных источников, свидетельствующих о практике наказаний, в настоящее время, представляется сложным провести детальный анализ норм, регулировавших уголовные наказания того времени. Рассматривая же письменные источники, составленные первыми Российскими исследователями, следует учитывать мнение авторов, указывавших что: «В дореволюционном Казахстане вопросами казахского права занимались главным образом не юристы, а историки, этнографы и административно — должностные лица, побывавшие продолжительное время на территории Казахстана и исследовавшие казахское право с точки зрения лучшего применения его к интересам царской колониальной политики. В большинстве работ юридические обычаи не отделяются от этнографических данных. Характер изложения этих работ поверхностно-описательный с множеством субъективных выводов. Критика норм обычного права и суда биев имела своей целью доказать необходимость замены этих норм общеимперскими нормами права». Вместе с тем, как отмечает Садри Максуди Арсал, наказание у казахов бывает равносильно преступлению…. и указывает, что:
Штрафы, как можно понять из законодательства позднесредневековых казахов, со временем заменили большинство других, более суровых видов наказаний. Несомненно это было связано с принятием ислама в Золотой Орде и Средней Азии…., которое хотя и не запрещает смертной казни, все же предписывает по возможности заменять его штрафом.
Как отмечает Р.Ю. Почекаев в казахском обществе ХVII-ХVIII в.в. после принятия ислама многие преступления, каравшиеся у кочевников Евразии смертью, были заменены штрафами («Кун (с перс, «кун» — кровь) в обычном праве казахов, плата за убийство виновным или, чаще всего, его родичами роду убитого или потерпевшего. Уплата куна освобождала от кровной мести», но штрафы эти были столь велики, что фактически не изменяли ранее существовавшего положения дел. Так, например, за оскорбление султана (представителя ханского рода) предусматривался штраф в размере 26 голов скота и 1 верблюда или же отсечение пальца. За убийство представителя ханского рода надлежало выплатить выкуп в размере 7 кунов (штрафов), т.е. 7000 баранов. Вполне понятно, что большинство казахов не могли позволить внести такой выкуп, а потому чаще всего за такие преступления казнили, что являлось альтернативой выкупу. Аналогичное наказание назначалось и за убийство ходжи, так убийца и вся волость платит родственникам убитого штраф такой, как платиться за убийство простых семи человек; буде же не заплатит, то ближайших из той волости убийцы родственников семь человек повесить, в том числе, и убийцу. А если жена мужа своего умертвит, То родственники ее куна платить не обязаны, а убийца, по согласию родственников убитого, или придается смерти, или, они ее пощадят, прощается. Если же муж убьет жену, то платит родственникам ее половину куна. Родители за убийство детей своих никакому наказанию не подлежат, исключая, если женщина прижитого незаконно с посторонним младенца от стыда умертви, то придается смерти. При этом по наблюдениям исследователя Средней Азии XIX века Д.Я. Самоквасова, один полный кун за убийство ; простого человека составлял: «…100 лошадей больших и малых, двое слуг, один мужского, а другой женского пола, если слуг нет, то платит за мужчину 20, а за женщину 15 кобыл, больших и малых; два панцыря и два верблюда; по не имею же таких и других, взыскивается за один панцырь 20, а другой 15 кобыл, а за верблюдов, за каждого, по 5 — кобыл; сверх того, один верблюд, на котором полагается тело убитого, покрытое ковром, и девка одна в траурном платье, на вороной лошади, ведущая того верблюда, отдается родственникам убитого. Если же сего штрафа в том роде или волости, в которой находится убийца, ни тогда ни после не заплатят, то претензия сия остается неоконченною, даже до правнуков, и далее.»
Особо следует отметить, что у казахов имущественная ответственность падала не только на виновного, но и на его родственников. Отсюда в казахском обычном праве помимо индивидуальной ответственности существовала коллективная ответственность, и по тяжким преступлениям в основном .несли коллективную ответственность, поскольку во многих случаях индивидуально выплатить «кун» было обременительно. Обычному праву казахов того времени не были известны тюрьмы, гауптвахты и общественные работы, и до присоединения Казахстана к России применялись следующие основные виды наказания:
— смертная казнь;
— телесные наказания;
— позорящие наказания;
— «кун» (выкуп за убийство);
— «айып» (штраф);
— отдача в рабство;
— выдача обидчика в услужение потерпевшему;
— выдача обидчика на произвол потерпевшего или его родственников;
— конфискация у обидчика всего имущества;
— изгнание обидчика из общины.
Однако наиболее распространенным и детально разработанным наказанием за проступки и преступления был «айып» — штраф, который выплачивался обидчиком потерпевшему за материальный и моральный ущерб.