Особую роль в истории становления парламентаризма в Казахстане сыграл Верховный Совет двенадцатого созыва, избранный 24 апреля 1990 года и функционировавший до 13 декабря 1993 года. Он был рожден опытом первых демократических выборов, состоявшихся 25 марта 1990 года. По словам академика С. Зиманова, это был один из самых интеллектуальных парламентов в истории республики. В этот период, несмотря на жесткую зависимость от партийного аппарата, пытавшегося контролировать выборный процесс, особенно с момента выдвижения кандидатов в депутаты, впервые были проведены альтернативные выборы депутатов в Верховный Совет Казахстана двенадцатого созыва. В них приняли участие более 2 тысяч претендентов на 360 депутатских мест. Кроме того, впервые проходит выдвижение кандидатов от политических партий и общественных объединений. Из 360 депутатских мандатов 270 избирались по мажоритарным избирательным округам, 90 мандатов было выделено для общественных организаций и партий. Роль этого, во многом еще консервативного, представительного органа заключалась в принятии ряда важнейших политико-правовых документов, заложивших фундамент независимости Казахстана. Приняты Декларация о государственном суверенитете КазССР, Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР», первая Конституция независимого Казахстана и др. Одной из переломных вех в становлении демократии в Казахстане в целом и института парламентаризма, в частности, стало принятие Декларации о государственном суверенитете КазССР от 25 октября ] 990 года. В декларации впервые был провозглашен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Положение о правомочности Верховного Совета решать все вопросы было заменено утверждением о том, что Верховный Совет осуществляет исключительно законодательную власть,, в то время как высшей распорядительной властью обладает Президент, а высшая судебная власть принадлежит Верховному суду.
25 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. Фактически обсуждение и принятие этого важнейшего документа стали первой школой демократии, когда на всеобщее обсуждение не только выносились вопросы государственной важности, но и по ним сообща принимались конкретные решения. Надо сказать, что в обществе в связи с принятием декларации прошли бурные дискуссии. Макал страстей был неимоверный- Особенно острый характер дискуссия приняла в Верховном Совете, где велось обсуждение декларации. Об атмосфере, царившей там в тот период, можно судить хотя бы по тому факту; что на свет появился альтернативный вариант декларации, предложенный депутатской группой «Демократический Казахстан». Для Казахстана, только начавшего свой многотрудный путь от тоталитарного коммунистического прошлого к цивилизованному миру с его ценностями демократии, прав и свобод человека, рыночных отношений это был прорыв, показатель зрелости и гражданского самосознания общества. Обсуждать альтернативу по столь важному вопросу в еще по-прежнему безальтернативном моноидеологическом государстве, где компартия довольно уверенно сохраняла свои позиции в обществе, где экономика продолжала оставаться жестко централизованной, где среди людей был доминирующим «совковый» менталитет! По сути, выдвижение альтернативного проекта декларации стало отражением борьбы старого и нового, прошлого и будущего, тоталитаризма и демократии.
Авторы проекта исходили из того, что единственный путь, ведущий к освобождению от пут тоталитаризма к строительству подлинной демократии, создание гражданского общества. Именно тревога за судьбу нарождавшейся демократии и опасения перед у [розой свертывания демократических преобразований и реставрации авторитарного режима стала стержнем идеологии «Демократического Казахстана». Опасения, что компартия может взять реванш, главным образом, определяла мотивы деятельности группы. Август 1991 года, когда частью КПСС была предпринята попытка ГКЧП, со всей очевидностью показал реальность этих опасений. Декларация стала компромиссным вариантом, к которому сумели прийти после долгих споров политические силы Казахстана. И во многом именно этот момент определил жизнеспособность декларации.
Впоследствии декларация, по сути, определила каркас будущей модели развития Казахстана. Именно на ней строилась вся законодательная база суверенного Казахстана, и впоследствии это нашло отражение и в конституциях 1993 и 1995 годов. В декларации о суверенитете впервые были установлены государственно-правовые нормы: 1) о верховенстве Конституции и законов республики, за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу Суверенных Республик; 2) об исключительной собственности Казахстана на землю, недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, на весь экономический и научно-технический потенциал — все национальное богатство, имеющееся на ее территории; 3)о праве на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу республики, в том числе в алмазном и валютном фондах и золотом запасе; 4) о равенстве граждан республики перед законом независимо от национальности и убеждений.
В заключительном слове по «Декларации о суверенитете» Президент Назарбаев сказал: «Уважаемые товарищи депутаты! Позвольте мне тоже поздравить всех нас с принятием этой декларации. Путь был нелегкий, трудный. Я думаю, мы высказывали здесь различные мнения, но все руководствовались только одним -тем, с чем послали сюда их избиратели, и величайшим желанием организовать спокойную жизнь и консолидацию многонационального нашего народа республики, Я думаю, мы все отнеслись с огромным уважением к каждому мнению, к каждому сказанному слову…
Раз принят, товарищи, этот документ, я бы хотел обратиться ко всем средствам массовой информации — перейти от конфронтации к тем моментам, которые нас всех сближают Я лично считаю, что в документе нет пункта, нет предложения, нет слова, которые ущемляли бы кого-либо. Мы многократно, в нескольких местах подчеркивали равенство всех перед Законом и что мы с вами берем святую обязанность защищать права всех народов и национальностей, которые живут в Казахстане. И мы должны свято выполнить этот долг перед населением нашей республики. 16 декабря 1991 года Казахстан подтвердил свою приверженность идти по пути независимого развития и, основываясь на Декларации о государственном суверенитете, принял Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Закон конституционно оформил те первые вехи независимого государственного развития, которые были заложены Декларацией о государственном суверенитете, детализируя и развивая их.
Сегодня мы являемся современниками и творцами исторических событий, происходящих на пашей древней земле. Провозглашение Декларации о государственном суверенитете, рождение и становление Республики Казахстан стали самыми значительными явлениями нашего времени, которые еще будут по достоинству оценены будущими поколениями. Уже они будут вступать в жизнь свободными и гордыми за свою принадлежность к Казахстану. И этому непередаваемому ощущению свободы и патриотизма положил начало своим появлением выдающийся документ -Декларация о государственном суверенитете.