Одним из многочисленных племен казахского этноса являются кереи. По словам Абулгази, кереи были самым сильным из всех племен. Правители племени отличались особой мудростью. Наиболее выдающимся был родоначальник кереев Тугрул с титулом «онсан-хан», в китайских источниках — Ван-хан. Предания о Ван-хане были записаны со слов потомка старшего сына Ван-хана Тайбуга проф. Г.Ф.Миллером во время его пребывания в Северном Казахстане и Барабинской степи в 1733 г.
Родословная племени кереев, записанная Г.Н.Потаниным: в XIX в. Керей, Ашамайлы (керей), Абак (керей), Балта (керей), Таракты, Уак (керей), от него 12 поколений: Шимойын, Шерун, Молкы, Консадак, Меркит, Жадик, Жантекей, Жастабан, Ители, Шубыр-айгыр, Кырык-Мылтык, Каракас, Жанат. Старший сын Онсан-хана (Ван-хана) Тайбуга был убит в битве с монголами, место его погребения находится на Алтае, на перевале по речке Балгын, против Нарымского хребта. Керей и их сородичи уаки бежали от Чингиз-хана на нижний Иртыш и в Барабинскую степь, где находились их жайляу. Здесь потомки Ван-хана нашли себе новую родину. Слово керей (кереит) Рашид-ад-Дин связывает с тюрко-монгольским словом «хара» (перевод черный). Казахи, как и другие тюркоязычные народы, темногнедую масть лошадей называют кер ат.
Тюркские племена шато и чуйе генетически связаны с кереями, в эпоху Западно-Тюркского каганата обитавших в джунгарской степи. Легенда гласит: предки чуйе — шато Туйгун и Жолакай (IV в.н.э.) поспорили между собой, где им обосноваться — ближе к границе с Китаем или западнее. Старший брат Туйгун предложил: «пусть этот спор решит за нас конь». Отведенный на несколько сот шагов и отпущенный конь жалобно заржал и внезапно устремился на запад. За конем последовали предки абака Гэлэ (абак керей) и их поколений шимын (шимойын) и ачайлу (ашамайлы). Обосновались они на на юго-западе Алтая и Верхнем Иртыше. Их потомки встречаются также в племенах Старшего и Младшего жузов. Предки кереев Туйгун, Туян и Шимын (Шимойын) жили в V в.
После распада Западно-Тюркского каганата кереи, огузы, кар луки, найманы, кипчаки достигли уровня ранне-феодальной государственной организации, были образованы отдельные улусы. Часть кереев отошла к усуням.
Родоначальник кереев Абак жил во времена Тюркского каганата. Из преданий известно, что после смерти Абака родоначальником стала его жена. В это время племя кереев вошло в состав Среднего жуза, а небольшая часть в Младший жуз (кереиты). Эти предания были записаны Ч.Ч.Валихановым и Г.Н.Потаниным, который отмечал, что происхождение кереев (кереитов) Среднего жуза идет от древних усуней. (Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии). Казахские старцы -знатоки родословных преданий рассказывали, что у Усуня было два сына: Абак — предок кереев и Тарак — предок жалаиров. Из других поколений к кереям Старшего жуза относятся албаты (албаны), тобеуты (тобе), тункаиты, жарыкчаки. Из источников следует, что к кереям относятся племена абак, тарак, тоян, суан (суйан), шимуюн, ашамайлы, уак. Рашид-ад-Дин пишет, что кереи являются ветвями огузов и кар луков.
К X в. кереи имели три поколения: абак-керей с тамгой в виде креста +, ашамайлы-керей с тамгой в форме X (древнейшая тамга кереев), уак-керей с тамгой в виде креста +, сргели и торткара — поколения Старшего жуза с тамгой в виде +. Тамга в виде креста является свидетельством того, что кереи были приверженцами несторианства, распространявшегося миссионерами из Византии, Армении и Сирии. В местах обитания кереев, найманов и уйгуров найдены памятники с надписями на тюркском и сирийском языках (Ховорс, Коковцев, Марр, Пигулевская и др.). В своем сочинении Джанибек пишет, что предки абак-кереев происходят из племени уак Старшего жуза. В состав абак-кереев входило 12 племен: жастабан, жадик, жан-текей, ители, меркит, шерушы-каракас, молкы, консадак, кырык-мылтык (баркын), ашамайлы (ашам), шимойын (шимуюн) (по китайски чумугун) и уак-керей (Потанин. Очерки Северо-Западной Монголии). Кереев китайцы называли хэлей, хэйлей, гэлэ (абака гэлэ). В Пекинском историческом музее выставлены предметы кереев ХVII-ХVIII вв.
Г.Н.Потанин в Алашане и Цинхае встречался с людьми из племен, которые называли себя ихи хиреита (эке кереит) родом от усуней, в том числе бога хиреит (абака кереит), хархотан, хажирут, бугас (Потанин. Тангутско-тиб. окр. Т.1, 113). С ними был знаком и Н.М.Пржевальский, немало удивленный тем, что они говорили на тюркском языке.
Из источников следует, что племена абак, ашамайлы (агамай), консадак, шимугун (шимойын) самые древние из тюркоязычных. Рашид-ад-Дин не смешивает кереев с коренными монголами и также, как найманов, онгутов (уак керей), бекренов (алмалыкских), киргизов обособляет от них. К кереям он относит поколения Старшего жуза: жаркынчак, тобсун, тункаит, абака, албат (албан). Сведения о древнейших племенах кереев — абак, ачмай, шимойын (чумугун) обнаружены в орхонской надписи Томсоном.
Тюркские племена чуйе и шато генетически связаны с племенем кереев, происхождение их корнями уходит к древним усуням. Из китайской хроники известно, что шато — особое поколение западных тюрков, отпочковавшееся от тюркского племени чуюе (чуйе, красный волк). Чуйе входили в конфедерацию чуйских племен «он ок» в составе Западно-Тюркского каганата. Шато и чуйе жили в пустыне Шато (джунгарская степь), отсюда происходит название племени шато. В IX в. племя шато подверглось нападению тибетцев.
Преследуемое тибетцами племя шато, имевшие до 30 000 кибиток, откочевало на Алтай к своим соплеменникам шимын. Шато и чуйе вместе с племенами муюн и агайлу (в казахской транскрипции шимойын и ашамайлы) жили во владении тюркского кагана Шигая. Из источников следует присутствие в этом владении двух племен Муюн и Агайлу (Кюнер. Кит. Известия, 152), которые сохранились в составе кереев под названием шимуюн и ашамайлы. Физический тип представителей этих племен и быт, описанные в китайских источниках, близки к кереям Верхнего Иртыша. Кереи из этих племен отличались высоким ростом, необыкновенной силой превосходили представителей всех северо-западных племен (Кюнер. Кит. известия, 152)
В составе кереев сохранилось древнее племя меркит, вместе с кереями и найманами, выступившего против войска Чингиз-хана. Многие крупные востоковеды, отталкиваясь от точки зрения Рашид-ад-Дина, исследовали тюркоязычность найманов и кереев. Тюркизм найманов и кереев был обоснован Дегином, Клапротом, Ховорсом, Аристовым, Ивановским, японским ученым Мураямой, советскими учеными С.Аманжоловым и Г.Кузеевым. Они пришли к выводу, что кереи и найманы не были монголами. В пользу тюркских корней их происхождения самый надежный источник «сокровенное сказание», где в перечне монгольских племен нет ни кереев, ни найманов. Рашид-ад-Дин относит найманов, кереев, онгутов (уак керей), бекренов (алмалыкских) и киргизов к особой монголоподобной группе племен.
Согласно народным преданиям кереи были искусными резчиками по дереву . В народной памяти сохранилась древняя поговорка: «Керейден ул туса, агашка кун туады».
Уйгуры, найманы и кереи относились к народам с письменностью. Бартольд и Пельо писали, что древнеуйгурская письменность перешла к монголам через найманов и кереев. По убеждению ученых, наскальные надписи, встречающиеся в горах Западного Алтая, Саура и Тарбагатая и относящиеся к X-XII вв., сделаны карлуками, найманами и кереями. Эти памятники письменности — свидетельство существования ранней письменной культуры в Центральной Азии.
Из героического эпоса кереев и родственных им уаков, самыми замечательными являются «Каракаска-атты Камбар», «Ер Кокше» и «Ер Косай». В древности основная масса кереев жила на юго-западе Алтая и в долинах Иртыша, распространяясь на запад до Саура, Тарбагатая и Джунгарской степи. В наше время кереи обитают на юго-западе Алтая, в верховьях Иртыша, в Баянаульском районе Павлодарской области. Кереи встречаются у ряда тюркоязычных народов, а также в Монголии. Среди тувинцев их называют убур-кереи.