Из древних племен свою значительную историческую роль сыграли огузы. Обширное пространство от низовьев Амударьи и Сырдарьи до Южного Урала в арабской литературе VIII-X вв. называлось «Мафазат ал-гуз» — гузской [огузской] степью.
Об огузах сохранилось немало преданий, из которых следует, что кипчаки, аргыны, найманы и другие народы считают себя потомками древних огузов из племени уч ок. Раннее упоминание об огузах относится к поздне-кангюйскому времени (канглы). Из китайских источников следует, что от Хорезма на юго-запад лежит Босы [Персия], на север и северо-запад простирается земля тюркского поколения огузов.
Степи к востоку от Каспийского моря были заняты огузами еще в первых веках нашей эры. В те далекие времена огузы жили также на Алтае и берегах верхнего Иртыша и входили в гуннский племенной союз. После распада гуннского союза огузы сосредоточились на Сырдарье. Их жайляу находились в верховьях Яика и Тобола, кыстау на Сырдарье, берегах Арала и Каспия. В дельте Сырдарьи жили два крупных огузских племени оузок (саг-кол — правая рука) и уш-ок (сол-кол левая рука), здесь обнаружены развалины раннеогузских городов Бузок и Сагдере.
Племя огузов
Берега среднего и нижнего течений Сырдарьи с раннего средневековья до монгольского нашествия были густо населены племенами огузов, канглы и кипчаков.
В VI вв. племена огузов, кипчаков, карлуков и тюргешей вошли в Западно-Тюркский каганат, где занимали господствующее положение, в связи с чем Ибн ал-Факих называет их «торт тюрк», по аналогии «торт тулуг будын» — четырехзнаменный народ. После распада Тюркского каганата в IХ в. в бассейне Сырдарьи было образовано государство огузов.
В XI веке огузы уходят с берегов Сырдарьи в бухарскую Hypату, позднее в Хорасан на Амударье. Огузы покинули берега Сырдарьи во времена, когда жили сыновья Алаша-хана (Алача-хан) Сейлхан и Жаилхан. Сейлхан (Сельджук) стал родоначальником туркмен, Жаилхан (предок Майкы-бия) — родоначальником усуней. Как было записано казахским просветителем Нуржаном Наушабайуглы, «Сейлхан мен Жаилханньщ [заманында] сегіз арыс туркмен осы арада бөлінді».
После ухода огузов с берегов Сырдарьи их города перешли к кипчакам и канглы. «Города огузов многочисленны. Они тянутся друг за другом на север и восток», — писал Ал-Идриси (МИТТ, с.229). Наиболее крупными из огузских городов были Дженд, Янгикент [Жанкент], Сауран, Барчынкент, Оксус, Сюткент. В городищах средней и нижней Сырдарьи, начиная от старого Чиназа до впадения в нее р. Арысь, просматривается планировка городов в виде круга, квадрата, прямоугольника, многогранника. На Сырдарье до наших дней сохранялись великолепные памятникики зодчества огузов — Сауранские башни, башня Бегим-Мунара и др. На просторах Большого Тургая, в долинах Тобола и Лика, в бухарской Нурате и Южной Туркмении сохранились многочисленные памятники огузского зодчества дынги (текенің дынгы). Эти памятники свидетельствуют о том, что среди огузов были замечательные зодчие и строители.
Потомки древних огузов сохранились в составе казахов Среднего и Младшего жузов. Происхождение адаев и кете восходит к огузам. Этническая связь с огузами прослеживается и у аргынов, найманов, уаков.
Из орхонских надписей известно, что вокруг сильного племени огузов в VII-VTII вв. объединились многие родственные племена, в их числе три северных племени карлуков, называвшихся уч-огуз и сегиз-огузы — найманы, Восточные огузы назывались тогуз-огузы. В одной из своих ранних работ В.В.Бартольд был склонен отождествлять их с уйгурами; однако позднее ученый пришел к выводу, что тогуз-огузы относятся к огузам.
Топонимы, встречающиеся в бассейне Сырдарьи, предгорьях Каратау, в Центральном и Восточном Казахстане хранят память о древнеогузских племенах: названия Огуз-кент, Узкент, Огуз-жылгасы встречаются на Сырдарье; Огузтау, Огуз-корган, Огузсай, Огузсу — в Центральном Казахстане; название огузского племени чавулдер, входившего в союз уч ок, сохранилось в форме Шаулдер в Южно-Казахстанской области; название древнеогузского племени бекдели, в казахском произношении богеджели в Каратау; название древне-огузского племени джебеней, в казахском произношении джеменей — топоним в Зайсане. Об огузах напоминают памятники и руины древних городов на Сырдарье, легенды и предания. Предания о Коркуте, Огуз-хане (Огуз-наме), Алпамыше, Казыбеке, Алдар-Косе принадлежат культуре двух народов туркмен и казахов.
Н.Е.Калбаев “История рода Кете. Мифы и реальность”. К вопросу о массагетском компоненте в составе Огузов