НЕКРОПОЛИ. 1. Родовые кладбища. Кладбища казахов (форма их сооружений, размеры, материал и т. д.), как правило, отражают различные исторические традиции, культурные влияния и религиозные верования. Целые некрополи, города мертвых — своего рода заповедники древнего мира. Но они живут, живут своей исторической жизнью и раскрывают многовековые тайны для тех, кто умеет их читать. Могилы — не только кладбиша, где хоронились останки умерших, совершались жертвоприношения и поминовения, но и кладбища различных идей и воззрений. Так, старые кладбища у сел Баршатас, Тарбагатай, Аксу-Аюлы, Акба-стау, “Косуйтас” Джезказганской, Сарулен, Джилитау и Кал-гутты Восточно-Казахстанской областей представляют огромные некрополи, где можно найти погребения всех, начиная с каменных ящиков андроновских племен, кончая казахскими куполовидными и шатрообразными сооружениями, возле которых можно встретить выветренные конские черепа и тлеющие детали детских колыбелей. Рядом со скорченными скелетами андроновцев находятся огромные сакские курганы, а мегалитические постройки карасукских племен соседствуют со скромными круглыми возвышениями кипчаков. Рядом, на открытых участках гуннских курганов с “усами” расположены казахские, по внешнему облику нередко напоминающие древние формы, при строительстве которых в качестве материала были вновь использованы камни древних могил. Поэтому зачастую трудно отличить казахские погребения от могил предшественников. Древние формы часто служили образцом при выборе типов сооружений. В качестве примера можно указать на могилу Раимбеката, героя освободительной борьбы казахов против джунгарских завоевателей XVIII в., которая представляет по форме нечто среднее между гуннским и кипчакским погребениями. Таким образом, влияние канонических религии на формы надмогильных сооружений незначительно, что является свидетельством устойчивости и доминирующей роли древних местных традиций.
Самый древний тип родовых кладбищ — это энеолитические толосы Средней Азии. В Казахстане в эпоху бронзы погребальные сооружения представляли могилы, объединенные в одно родовое кладбище. К примеру, некрополи Былкылдак и Бега-зы непрерывно служили родовыми кладбищами. Исторические пласты более мощно выступают особенно в некрополе Бегазы, в которых законсервированы в единое целое разноэтапные культурные слои. Культ горы Бегазы, отмечаемый исследователями, вероятно, связан с могильным комплексом, раскинувшимся у подошвы этой горы. Наличие казахских погребений в зонах исторических памятников свидетельствует о непрерывном процессе развития погребально-похоронных культов и превращении древних родовых кладбищ в святые места. Казахи весьма щепетильны к ритуалам погребения и к выбору места похорон. Например, в указанном с. Баршатас каждый род имеет свое родовое кладбище.
Обычай погребения умерших членов общины на родовых кладбищах существует в Казахстане с доисторических времен, он вытекает из того же представления местных племен о загробном мире: реальная родовая общинная жизнь, проецируешь, переносится в сознании как образ “того” мира. Таким образом, возникает представление о том, что загробная жизнь есть логическое продолжение земной, в которой существуют те же земные связи, та же социальная ориентация. Могущественный предок, родовой патриарх, похороненный здесь, есть глава среди похороненных, от его воли зависит предстоящая “новая” жизнь. Это он, когда надо, благоволит, а когда — пожурит. Быть похороненным где-нибудь, значит находиться под игом духов чуждых предков, оказаться в зависимости, в плену. После войны казахи откапывали погибших и перевозили их тела на родовые кладбища. Были случаи перевозки условных прахов в Казахстан (в основном земли из братских могил). Фабула художественного кинофильма “Сказ о матери” построена на этой особенности народного мышления.
Вне родового кладбища хоронили лишь самоубийц и шаманов. Генезис этого явления затерян казахской этнографией. Однако народы Поволжья и Приуралья назвали души таких покойников “орак” и считали, что они не возвращаются вновь к своему хозяину для продолжения загробной жизни. Они часто выходят из могилы и бродят по земле, принимая образ человека в белом. Они причиняют людям вред: сбивают путников с пути, насылают болезни. Поэтому таких покойников не следовало хоронить вместе с предками. В древности казахский обычай хоронить баксы обособленно напоминал, вероятно, одиночное погребение шаманов у якутов. Считалось, что тело шамана должно быть перехоронено трижды. Изготовлять погребальные сооружения и поднимать останки шамана должны были 9 невинных юношей, а одежду шить — 7 невинных девушек. При обряде поднятия останков шамана приносили в жертву 9 молодых кобыл молочно-белой масти и 9 сосудов кумыса. Мясо и кумыс шли на угощение присутствующих. Судя по тому что казахи не допускали погребения тела шаманов на родовом кладбище, можно заключить, что они суеверно боялись его духа и старались оберегать родовое кладбище от духов посторонних и нежелательных покойников. В древности родовые кладбища охранялись, были и такие, которые считались заповедными, как об этом пишет Ч. Ч. Валиханов.
При выборе места захоронения предпочтение отдавалось родовым пантеонам, где был погребен предок или популярный член рода. Наиболее влиятельных и могущественных казахов “хоронили около могил тех усопших, — пишет Паллас, — коих за святых почитают… а особливо в таких местах, где уже много старых могил находится». Наблюдения Палласа не имеют отношения к официальному исламу, по своей природе это обычай древнего происхождения. Автор далек от мысли, что ислам вообще не оказал влияния на похоронный культ казахов. Ислам сам наслаивается на древние культы, в данном случае в форме культа святых, который возникает из культа предков и других древних местных воззрений. Обычай был широко распространен и в доисламское время. Еще в эпоху ранних кочевников, т. е. в самом начале века железа, в середине первого тысячелетия до нашего летоисчисления возникли грандиозные по своим масштабам археологические комплексы, как “Сыпыра-оба”, “Бәйтіштің қара шоқысы”, “Корпетай” в Актогайском районе Джезказганской области, “Пазырык» на Горном Алтае, “Берел” на Казахском Алтае, “Бесшатыр” в Семиречье. “Царские гробницы” в Геррах Геродота, очевидно, есть не что иное, как родовой пантеон скифских царей, локализуемый в низовьях Днепра1. Скопление огромных могильных комплексов наблюдается в Казахстане повсеместно и охватывает большой промежуток исторического времени.
“Воздвигнуть знатный курган или памятник по своим предкам считается непременной обязанностью детей… Это единственные святыни киргиз (казахов. — С. А.)”, — писал Ч. Ч. Ва-лиханов. Такая оценка аксиологических ориентации народа XIX в. подтверждается отношением к могилам своих предков и у современных казахов. Изменилось лишь содержание отношения: если раньше могилы предков были объектами исключительно религиозного преклонения, то сейчас у основной массы казахов в этом ритуале нет ничего мистического и ирреального, кроме дани уважения памяти умершего, и, как и раньше, благоговейного, особо почтительного отношения к могилам своих предков. С повышением жизненного уровня, по мере применения новых строительных материалов с их широкими возможностями в формообразовании, строительство традиционных надмогильных сооружений приобрело большой размах. Они стали неотъемлемой частью аулов. При максимальной скромности и однотипности жилых и хозяйственных построек, казахские мавзолеи отличаются красотой, строгостью композиции, разнообразием художественных манер и стилей, среди которых нередко встречаются и истинные шедевры архитектурного фольклора. Многие пустынные просторы Казахстана оживляются такими своеобразными “оазисами” из мавзолеев.
Почти все архитектурные достопримечательности Казахстана — это, по существу, мавзолеи, возникшие в результате культа духа умерших предков: Ходжа Ахмет Ясави, Айша-Биби, Алаша-хан, Домбаул, Джубан-Ана, Булган-Ана, Козы-Корпеш и Баян-сулу и другие. Все они являются предметом эстетического и исторического преклонения для тех, кто свободен от груза религии. Есть среди массы посетителей, прибывающих из отдаленных районов республики, люди, которые приезжают с паломническими и мистическими целями. “Киргизы весьма чтут Болгасын (могила в Тургайской области. — С. А.) и верят, что ночь, проведенная у развалин ее с приятными сновидениями, помогает при женском бесплодии. Ежегодно с наступлением хорошей погоды, начинают стекаться сюда во множестве киргизки паломницы, страдающие бесплодием. За 500 или 1000 верст едут сюда верхом испросить у святой потомства. Пилигримки, обыкновенно, проводили под сводами башни одну только ночь'». Нетрудно представить состояние паломников, идущих к могиле отовсюду, преодолевая пустыню, пески и лишенные элементарных условий, только для того, чтобы совершить обряд поклонения во имя спасения от недугов. Почитатели верили слухам: были случаи, что некоторые из них рожали в дороге, другие по возвращении домой.
Особо поклонялись могилам известных батыров. Надмогильный курган героя Раимбека, который находится в центральной части г. Алматы, почитаем казахами и по сей день. Об этом, в частности, свидетельствуют колышущиеся на ветру лоскуты белой материи, оставляемые посетителями могилы. Н. Панту-сов в 1898 г. побывал у Капал-Арасана на могиле другого батыра- Танеке Дюсетова, умершего в 1884 г. и объявленного казахами святым. П. Пантусов пишет, что религиозные казахи посещают могилу, совершают жертвоприношения. “… Киргизы (казахи. -С. А.) при малейшем несчастии режут животных во имя божие… или во имя арвахов приносят жертвы не при оба3, а на могилах предков».
Среди народа есть поверье, что трехкратное посещение мавзолея Ходжа Ахмета Ясави равняется разовому хаджу, т. е. паломничеству в Мекку. Каждый, побывавший в Айша-Биби, Бабаджа-хатун, Козы-Корпеш и Баян-сулу, Джубан-ана и других, видит лоскуты белой материи, женские расчески, монеты, оставленные религиозными людьми. Автор в своих полевых наблюдениях то же самое заметил на могиле великого поэта Абая. Культ могил и мазаров не изжит, он является составной частью религиозного сознания, все еще во многом определяющего бытовую сферу жизни народа. У пос. Ленинский, вблизи Павлодара, высится ажурное красивое сооружение — продукт архитектурного фольклора нашего времени. И сложилась легенда о том, что это легкое, воздушное творение было построено единственной дочерью покойника. Это пример почитания мавзолеев и могил предков в наше время.
Несколько односторонне освещал эту особенность религиозного сознания казахов XVIII-XIX вв. профессор Московского университета А. Харузин: “Действительно, у киргизов (казахов. -С. А.) нет ни палат, ни даже мечетей, ни традиционных домов, но все свои архитектурные способности и стремления вложил киргиз (казах) в построение надгробных памятников своих предков и отцов… В быте киргиза мы находим беспредельное почитание могил своих предков, доходящее в нередких случаях до боготворения… показывая этим, что у него нет ничего более священного, нет ничего им более чтимого, как предки и место, хоронящее их останки. Барон Услар, участник карательной экспедиции против султана Кенесары, сообщая свои наблюдения, отмечает благоговейное почитание могил со стороны казахов-проводников, которые находили время совершать культовые обряды у встречающихся могил даже в ходе боевых операций. “Киргизы (речь идет здесь и далее о казахах. -С. А.) наши всегда заезжали исполнить принятый в степи обычай: всадник должен слезть с лошади и привязать где-нибудь вблизи на память лоску т одежды или даже несколько волос из конской гривы». Ар. Грен приводит народные легенды, содержащие мотивы почитания могил, в частности, развалин мазара святого Коркута. Ни один путник не проедет мимо могилы Коркута, “не совершив над нею молитвы». М. Михайлов отмечает, что “могилы, дорогие сердцу родственников или батырей, насыпаются в виде больших курганов, а скрываемые ими останки почитаются ими святыми. Если покойник при жизни чем-нибудь славился: богатством или удальством, а по смерти оставил хорошее состояние, то на могилу его совершаются жертвоприношения, состоящие из разных костей, голов и рогов’*. Другой автор более категоричен в своих суждениях: “Уважение к местам погребения у киргизов (казахов. -С. А.) достигает почти степени религиозного культа”, — пишет Н. Зеланд. А. Харузин, ссылаясь на Е. Мейера, отмечает, что “из религиозных обрядов весьма значительно у киргизов (казахов. -С. А.) уважение к могилам известных предков и обычай молиться на этих кладбищах, называемых ими святыми».
Места захоронения предков служили объектом почитания с древнейших времен. Палеоэтнография древних кочевых племен богата материалами, характеризующими наличие в идеологической сфере их жизни развитого религиозного преклонения перед могилами умерших предков. Осквернение могил и курганов воспринималось как оскорбление чести племени, часто вызывало политический кризис, доходивший до кровавых столкновений и войн. Земля, где находились могилы предков, считалась родиной (“ата-мекен”). Предводитель кочевых массагетов Иданфирс так объясняет это Дарию, царю Персии: “Вот я каков, перс. Никогда прежде я не бегал ни от кого, не убегаю и от тебя, и теперь я уже сделал ничего нового сравнительно с тем, что обыкновенно делаю в мирное время. Почему я не тороплюсь сразиться с тобой, объясню тебе это. У нас нет городов, нет засаженных деревьями полей, нам нечего опасаться, что они будут покорены или опустошены, нечего поэтому и торопиться вступать с вами в спор. Если вам крайне необходимо было ускорить сражение, то вот есть у нас гробницы предков, разыщите их, попробуйте разрушить их, тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за этих гробниц или нет. Из пространного монолога царя массагетов явствует, что он готов вступить в бой с армией Дария во имя защиты могил предков. Он уверен, что его дело правое и на его стороне в случае боя духи его предков.
Та же ситуация имела место и в недавнем прошлом. Надругательство над могилой киргизского манапа, совершенное султаном Кенесары, привело к конфликтным отношениям между султаном и киргизскими феодалами. Другой казахский султан Барак (1770) “сделался слишком беспечным и, гордясь силою, осквернил святыню дикокаменных киргиз — могилу Кошкар-Ата”. Оскорбленные киргизы напали на отряд султана Барака. Барак спасся бегством, “Киргизы приписывают это бегство заступничеству святыни», т. е. духа святого, обитавшего в мазаре. То же самое сообщает китайский хронист, когда “ухуане, усилившись, раскопали курган сюннуского (хуннского. -С. А.) шаньюя, намереваясь отомстить за стыд поражения, понесенного ими от Маодуня. Шаньюй Цзяньди сильно разгневался, отправил 20 000 конницы, чтобы напасть на ухуань».
Таким образом, по традиционным представлениям казахов, душа, покинув тело умершего, становится всемогущим и вездесущим духом, который преимущественно обитает у могил и мазаров. Он требует отправления в его честь соответствующих ритуалов — плача по нему, восхвалений, жертвоприношений и почитания места его обитания. “Если в пути тебя застала ночь, то ночуй на могилах, там ты найдешь покровительство душ умерших; но ни в коем случае нельзя останавливаться в заброшенных домах, потому что они являются пристанищем злых духов” — советуют верующие, отправляя в дальний путь своих детей.