Период 1995-2000 гг. ознаменовался для Казахстана прежде всего резким разворотом и последующим движением в сторону усиления государства и его влияния во всех сферах жизнедеятельности общества. Особенно это выразилось в централизации политико-властной системы на основе перераспределения властных ресурсов от всех ветвей государственной власти к Президенту РК и усилении государственного контроля за общественно-политическими процессами в стране.
Одним из первых шагов в этом направлении стало создание Указом Президента РК от 1 марта 1995 года Ассамблеи народа Казахстана (АНК) в статусе консультативно-совещательного органа при главе государства. Деятельность АНК была направлена на содействие сохранению межнационального согласия и стабильности в стране, обеспечению учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике, поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий, участие в формировании общественного мнения в поддержку демократических преобразований и т. д. Судя по всему, образование АНК стало ответной реакцией на отмеченные в предыдущей главе критические тенденции и процессы в сфере межэтнических отношений. В то же время после роспуска Верховного совета РК 13-го созыва ей пришлось фактически выполнять функции высшего представительного органа. В этом положении АНК главным итогом ее первой сессии, проведенной 24 марта 1995 года, стало инициирование проведения республиканского референдума о продлении срока полномочий Президента РК Нурсултана Назарбаева до 2000 года. Данный референдум состоялся 29 апреля того же года. По официальным данным, за положительное решение вынесенного на него вопроса проголосовало 95 процентов граждан, принявших участие в референдуме [2].
Еще более важным событием стало принятие на прошедшем 30 августа 1995 года республиканском референдуме новой Конституции РК, кардинально изменившей институциональную систему государства. В частности, были введены новые институты — двухпалатный парламент, Конституционный совет, Высший судебный совет. Кабинет министров стал именоваться правительством, главы администраций — акимами. Был упразднен институт вице-президента.
В рамках конституционных преобразований самым существенным стало изменение статуса и полномочий президента республики. Он не только стал доминирующей фигурой в государстве, но и был признан находящимся над всеми ветвями власти. Для этого его вывели из системы исполнительной власти, Конституция также обеспечила главу государства сильными механизмами гарантий своего положения и воздействия на правительство, парламент, суды и местные органы власти. При этом Казахстан стал официально обозначаться как государство с президентской формой правления. Данное положение исключает возможность установления каких-либо других форм правления, в том числе парламентской республики, без соответствующего изменения Основного закона страны. Среди ключевых полномочий Президент получил права на делегирование ему парламентом законодательных полномочий и на роспуск парламента.
Формирование, таким образом, стабильно функционирующей системы государственной власти и управления создало серьезные предпосылки для активной реализации экономических преобразований. Прежде всего была создана законодательная база, регулирующая отношения в области бюджетной, налоговой, таможенной, инвестиционной, антимонопольной политики, банковской сфере, внешнеэкономической деятельности и т. д. Была также завершена приватизация крупных объектов государственной собственности. Эти и другие меры позволили в рассматриваемый период обеспечить либерализацию и относительную стабилизацию экономики Казахстана. В целях обеспечения общественно-политической поддержки соответствующим мерам были предприняты шаги по расширению провластного партийно-политического спектра. В связи с этим на политической арене страны появились следующие новые партии:
1) Народно-кооперативная партия Казахстана (НКПК) (создана в декабре 1994 г.);
2) Партия возрождения Казахстана (ПВК) (создана в январе 1995 г.);
3) Партия народного единства Казахстана (ПНЕК) (создана в марте 1995 г. на базе СПЕК);
4) Демократическая партия Казахстана (ДПК) (создана в июле 1995 г.);
5) Республиканская политическая партия труда (РППТ) (создана в сентябре 1995 г. на базе Союза инженеров Казахстана).
В декабре 1995 года прошли выборы в нижнюю палату парламента — Мажилис. Они проходили в рамках мажоритарной системы по 67 избирательным округам, что соответствовало количеству депутатов Мажилиса. По данным Центральной избирательной комиссии РК, из 157 кандидатов, выдвинутых партиями и другими общественно-политическими объединениями, депутатами были избраны 63 человека. В результате в Парламенте РК 1-го созыва (1995-1999 гг.) были созданы и действовали депутатские фракции Партии народного единства Казахстана и Демократической партии Казахстана в составе 30(19 депутатов Мажилиса и 11 сенаторов) и 22 (по 11 депутатов Мажилиса и Сената) человек соответственно [3]. Еще два депутата представляли в Мажилисе Коммунистическую партию Казахстана.
В 1996-1997 гг. на фоне некоторого ухудшения социально-экономической ситуации и всплеска социального недовольства наблюдалось интенсивное противостояние между правящей элитой и оппозицией. В среде последней наиболее активным было созданное в апреле 1996 года движение «Азамат», которое своими многочисленными акциями привлекло внимание широкой общественности. Фактическим противовесом «Азамату» стало появившееся в феврале 1997 года на провластном фланге партийно-политической системы Либеральное движение Казахстана, которое выступало с жестких позиций по отношению к оппонентам официального политического курса.
В целях совершенствования системы государственной власти 7 октября 1998 года парламент внес первые с момента принятия Конституции РК изменения и дополнения в нее. В результате были увеличены сроки полномочий президента — с 5 до 7 лет, депутатов Мажилиса и Сената Парламента — с 4 до соответственно 5 и 6 лет, численность мажилисменов — с 67 до 77 человек и введена избираемость 10 из них на основе пропорционального представительства по партийным спискам. Кроме того, данная конституционная реформа обусловила политические основания для проведения досрочных президентских выборов, которые состоялись 10 января 1999 года. По их итогам подавляющее большинство голосов избирателей (79,78%) набрал действующий Президент Нурсултан Назарбаев [4].
В процессе дальнейшего политического развития республики наблюдается постепенное формирование и внедрение в политико-властную систему института партии власти. Таковой стала созданная 19 января 1999 года Республиканская политическая партия «Отан». При этом была осуществлена консолидация под эгидой некоторых других провластных партий (ПНЕК, ДПК) и движений (Либеральное движение Казахстана, «За Казахстан-2030»), которые объединились с ней. На I съезде этой партии, прошедшем 1 марта того же года с участием Главы государства, последний был торжественно принят в ряды РПП «Отан» и избран ее председателем.
Под влиянием всех этих событий, а также перехода в оппозицию к руководству республики бывшего в 1994—1997 гг. премьер-министром РК Акежана Кажегельдина, в 1998-1999 гг. происходят серьезные изменения в рамках как провластного, так и оппозиционного партийно-политического спектра Казахстана. В связи с этим помимо РПП «Отан» в данный период были также созданы следующие партии:
1) Партия справедливости Республики Казахстан (создана в октябре 1998 г. на базе Союза водителей транспортных средств РК). Правда, в мае 1999 года эта партия приняла решение об организационном объединении с РПП «Отан»;
2) Гражданская партия Казахстана (создана в ноябре 1998 г.);
3) Республиканская народная партия Казахстана (РНПК) (создана в декабре 1998 г.);
4) Аграрная партия Казахстана (создана в январе 1999 г.);
5) Демократическая партия Казахстана «Азамат» (создана в марте 1999 г. на базе одноименного движения);
6) Национальная партия Казахстана «Алаш» (создана в мае 1999 г. на базе Республиканской партии Казахстана);
7) партия «Политический альянс женских организаций Казахстана» (создана в июне 1999 г. и позже переименованная в Демократическую партию женщин Казахстана).
В результате к осени 1999 года в Казахстане были официально зарегистрированы 14 политических партий. При этом Компартия Казахстана, РНПК и ДПК «Азамат» выступали в качестве оппозиции руководству республики. Остальные же партии составляли политически лояльный партийно-политический спектр. В 2000 году к ним присоединились вновь созданные Партия патриотов Казахстана и Крестьянская (впоследствии Казахстанская. — Прим. авт.) социал-демократическая партия «Ауыл».
В октябре 1999 года впервые были проведены парламентские выборы по смешанной системе. В рамках системы пропорционального представительства на них конкурировали списки 9 партий. По итогам данных выборов 10 мандатов депутатов Мажилиса были распределены следующим образом: РПП «Отан» — 4, Компартия Казахстана, АПК и ГПК — по 2. С учетом минимального количества соответствующих мандатов партии основную ставку делали тогда на возможное прохождение в Мажилис своих представителей, баллотирующихся по одномандатным округам. Благодаря этому, в Парламенте РК 2-го созыва (1999-2004 гг.) свои депутатские фракции создали РПП «Отан», ГПК и АПК в составе 39 (26 депутатов Мажилиса и 13 сенаторов), 19 и 12 человек соответственно [5]. Компартия Казахстана первоначально была представлена в Мажилисе тремя депутатами. Впоследствии это число колебалось вследствие вступления в партию независимых депутатов и, наоборот, выхода парламентариев из ее рядов от 4 до 2 человек.
Оппозиционные силы, несогласные с результатами парламентских выборов, образовали 27 октября 1999 года Форум демократических сил Казахстана (ФДСК). В его состав вошли представители РНПК, Компартии, ДПК «Азамат», общественных движений «Орлеу», «Республика-2000», «Поколение», экологического союза «Табигат» и т. д. Заявив о том, что «Все ветви власти в стране были созданы в нарушении с существующим законодательством и являются абсолютно нелегитимными», ФДСК выдвинул требования провести в 2000 году новые выборы в парламент и маслихаты, а также акимов всех уровней [6].
Таким образом, в течение 1995-2000 гг. процесс кардинального укрепления государственнических начал вызвал серьезное политическое оппонирование. Причем в ситуации с экс-премьером Кажегельдиным наметилась тенденция раскола в правящей элите. Заметно возрос уровень проведения различных митингов и иных акций протеста. В этих условиях довольно жесткой была и реакция властей. В частности, стало широко практиковаться административное наказание в отношении организаторов несанкционированных митингов и собраний. В 1998 году за оскорбление Президента РК был приговорен к одному году лишения свободы и полностью отбыл срок наказания лидер Рабочего движения Казахстана «Солидарность» Мадел Исмаилов.
Вместе с тем, несмотря на такое «наступление» государства, этот процесс не вышел на уровень максимального подавления инакомыслия. Поэтому в рассматриваемый период имела место большая конкуренция официальных и альтернативных идей и позиций. К тому же в рамках своего участия в избирательных кампаниях ведущие политические партии, общественные движения и отдельные политики стали более четко оформлять свои идеологические установки и позиции по различным вопросам. Все это способствовало новому наполнению политической мысли Казахстана.