Актуальность политической социализации молодежи Проблема социализации молодежи рассматривается как значимая и актуальная проблема практически в каждом обществе. Процесс становления личности является важным элементом устойчивого социального развития, На территориях стран всего мира существуют многочисленные программы, исследования и концепции социализации молодого поколения. Разрабатываются, как правило, теоретические и методологические конструкции, призванные обеспечить усвоение молодежью общественных ценностей и норм социального поведения. Любой переломный период в развитии государства сопровождается, как правило, разрушением традиционной системы ценностей, моральным кризисом. Однако сегодня в Казахстане наблюдаются и позитивные изменения. Возникают новые социальные структуры, идет процесс становления многопартийной системы, общество становится плюралистичным, демократическим, в нем сосуществуют различные модели политической культуры. Правительством приняты законы, направленные на защиту гражданских прав и свобод, создание различных общественных организаций, на обеспечение свободы средств массовой информации и т.д. Однако существует опасность возврата к старой системе. Некоторые особенности национального менталитета, определенная мифологичность казахстанского исторического сознания предполагают к культу личности и создают основы для возможного перехода от формирующейся демократии к авторитарному режиму.
В этой связи остро встают задачи сохранения и передачи политического опыта от поколения к поколению, обеспечения преемственности политических институтов, норм и ценностей, а, следовательно, и политической системы в целом.
Формирование политической культуры, ее воспроизводство и последующее развитие происходит в процессе политической социализации, в ходе которой человек включается в политическую жизнь, усваивая принятые в данном обществе требования, нормы, ориентиры и стандарты политического поведения, позволяющие ему в рамках существующей политической системы, адаптируясь к ней, выполнять присущие ему социальные роли. Во временном отношении в политической социализации выделяются различные .этапы ее становления и функционирования; с точки зрения путей, агентов этого процесса различаются факторы собственно политические и неполитические. К первым политологи относят государство, политический режим, различные политические институты, а также политические партии, общественные организации и движения, а ко вторым — семью, школу, образовательно-воспитательные учреждения, трудовые коллективы, религию и церковь, СМИ, клубы по интересам и др.
Политическая социализация, как и социализация вообще, происходит в двух основных формах: как организационный, управляемый и контролируемый процесс, протекающий в результате целенаправленного воздействия перечисленных выше институтов учреждений и общностей, и в стихийной форме под непосредственным и опосредсвенным влиянием общества и его структур. Политическая культура формируется как синтез перекрещивающихся влияний многочисленных внешних политических и неполитических факторов с одной стороны, и личностных особенностей психологического склада человека, с другой. Все это затрудняет вычленение в «чистом виде» роли данного конкретного фактора в формировании политической культуры личности, и когда такая попытка предпринимается, необходимо учитывать, что рассматриваемый фактор составляет лишь один из элементов в общем, комплексе. Образование как один из путей социализации молодежи. В
качестве важного института политической социализации, главным образом молодежи, выступает система общего и высшего образования, особенно высшего, которая хотя и относится к неполитическим факторам формирования политической культуры, в то же время, включает в себя элементы политического воспитания. С этим связана необходимость анализа деятельности данного института, задачи которого ответственны и многообразны, так как он закладывает фундамент политического сознания и, в определенной степени также политического поведения обучаемой молодежи.
Среди задач формирования в стенах учебных заведений политического сознания и политического поведения как основы политической культуры молодежи можно выделить следующие:
1. Усвоение студентами определенной суммы политических знаний как современного, так и исторического характера, раскрывающих сущность и роль политики в жизни общества.
2. Расширение политического кругозора молодежи через выделение политических аспектов и социально- экономических, правовых и других общественных процессах в ходе преподавания соответствующих наук в вузе.
3. Раскрытие особенностей политической жизни в своем государстве,
4. Воспитание студентов вузов в духе патриотических ценностей, гражданственности и, в целом, лояльного отношения к существующей политической системе, что не исключает плюрализма в суждениях, неприятия тех или иных сторон этой системы, их здоровой критики.
Но вызывает беспокойство тот факт, что преподавание социально-политических дисциплин в учебных заведениях еще не в полной мере соответствует требованиям переходного периода, политическим преобразованиям в обществе.
Занятия нередко носят информативный характер, без ясно определенной воспитательной цели, выявления проблем и поиска их решений, не используется в полной мере возможность участия индивида в политической жизни. Общеизвестно, что большинство граждан, в том числе — многие юноши и девушки — не имеют ни средств, ни возможностей для постоянного участия в политике, Единственным доступным средством участия является голосование на выборах — для достигших соответствующего возраста.
Еще не редки случаи, когда преподавание гуманитарных дисциплин ведется в отрыве от конкретных политических и социально- экономических проблем, волнующих молодежь. Зачастую это происходит потому, что преподаватели, учителя недооценивают морально- политический облик современных студентов и учащихся, и потому, что сам уровень преподавания отстает от их запросов и не способствует возникновению у них интереса к политическим событиям, сопровождающегося непосредственной обратной реакцией,
Поэтому система образования должна отражать потребности молодого поколения. Повышение общего уровня образованности общества, ликвидация односторонности в его психологических установках придает любому государству стабильность. Система образования в своей основе должна ориентироваться не на консервативное прошлое, а на прогрессивное
будущее.
СМИ как один из институтов социализации общества. Важнейшим компонентом политической культуры выступает политическое сознание, включающее в себя идеологию, мотивы, представления, убеждения, правосознание и практическую деятельность, относящейся к данной сфере. Политическое сознание формируется на основе знаний о политике: ее системе, процессах и событиях. В свою очередь, такое знание состоит из двух основных частей: сведений о конкретных фактах и их осмысления. Следовательно, серьезный разговор о политическом сознании не возможен без учета СМИ, которые являются важнейшим информационным институтом общества. Пресса, телевидение и радио не только формируют общественное мнение, но и сами в значительной мере выражают его, показывают изменения, происходящие в массовом сознании. Однако осмысление форм и методов взаимовлияния политического сознания и масс-медия будет неполным без анализа еще одного фактора, определяющего информационно-политическую систему координат общества — без массовой культуры.
Без преувеличения можно сказать, что массовая культура является важнейшей характеристикой современного общества, имплицитным, обыденным, децентрализованным мировоззрением современного человека. По ее логике формируются такие явления, как массовое политическое, религиозное и т.д. сознания. Массовая культура представляет собой канал «… трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения, обеспечивает социальную регуляцию посредством управления интересами и предпочтениями людей, в значительной мере выполняет функцию инкультурации, социальной и политической адаптации человека, превалирует над всеми другими формами трансляции социокультурного, исторического и политического опыта.
Как было сказано выше, важнейшим институтом социализации личности и неотъемлемой частью культуры современного общества являются средства массовой информации. За последние 50-100 лет сложилась ситуация, при которой так называемая четвертая власть (радио, телевидение, пресса) является, чуть лине самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей, возможно, более мощным, чем семья, правительство, группы сверстников. Практически человечество еще не успело привыкнуть к новой ситуация. Возникают всевозможные накладки и дисфункции. Четвертая власть научилась весьма скрытно и эффективно манипулировать общественным мнением, приобрела бесконечную власть над людьми. Захват прессы, радио и особенно телевидения становится одной из целей политической борьбы и социальных дебатов. Справедливо или нет, но каждая правящая группа -правительство или оппозиция — считает, что тот, кто получит к ним доступ, тот одновременно получит решающее влияние на общественное мнение. ‘ Таким образом, роль СМИ очень важна в политической социализации молодежи.
Мы живем в стремительное и далеко не простое время, которое наполнено многими противоречиями глобального характера и другими проблемами. Не меньше стало их в молодежной среде, а решать их придется нынешнему подрастающему поколению. В условиях реформирования политической системы и преобразования общества видное место принадлежит подрастающему поколению.
Общество, прежде всего, обязано создать для молодежи такие условия и стимулы, при которых она могла бы с наибольшей полнотой раскрыть и использовать свои возможности, знания, способности и энергию, развивать и реализовывать свой творческий потенциал
Лишь более высокий уровень культурной зрелости позволит избежать негативных явлений в молодежной среде. И именно образование должно дать в совокупности те условия, которые могли бы обеспечить возможности для развития способностей.
Использованная литература:
1. Г. Иренов, «К вопросу о необходимости государственной молодежной политики», Журнал «Саясат — Policy» № 6, 2003 г.
2. Г. Абдиева, «Некоторые аспекты формирования политического поведения инженерно- технических кадров». Журнал « Саясат- Policy» № б, 2003 г.
3. Р. Нуртазина, «Проблемы образования и СМИ в контексте политической социализации молодежи», Журнал «Саясат- Policy» № 11,2002 г.
4. А. Сергеев, «СМИ как важнейший социальный институт в формировании общественного мнения», Журнал «Саясат- Policy» Kail, 2002 г.