Политическая система и государственное устройство меняются радикальным образом: происходит трансформация политической системы. При этом особо подчеркнута приверженность Казахстана демократическому курсу, международным нормам и принципам. Высшей ценностью нашего нового общества является человек как свободный и целостный, духовно богатый и социально защищенный. Идеи гуманизма,. межэтнического согласия, равенства казахской нации, других народностей и национальностей закреплены в Конституции суверенной республики.
Важнейшее условие для нормального функционирования общественного организма и для последовательного осуществления реформ — межэтническое согласие, сотрудничество и взаимопонимание между представителями многочисленных народов, населяющих Казахстан, тем самым формирование поликультурного и полиэтнического народа Казахстана. Хорошо известно, сколь тонкой и хрупкой является эта сфера человеческих отношений: здесь нельзя допустить ни малейших перегибов.
Разумеется, достигнутая стабильность в общественно-политической жизни отнюдь не дает повода для самоуспокоенности. Есть целый ряд проблем, вселяющих тревогу и требующих безотлагательного решения. Речь идет, прежде всего, об огромных трудностях, которые встают перед малоимущими и нетрудоспособными слоями населения, о непомерных ценах, о спаде производства, росте преступности и безработицы, о постепенном оттоке из Казахстана представителей некоренной национальности. Здесь необходима разработка и реализация концепции сильной и активной социальной политики республики в переходный период.
Очевидно, что указанные проблемы не являются результатом каких-то «злонамеренных» действий руководства республики. Это — следствие тех чрезвычайно болезненных процессов, которые происходят в казахстанской экономике: процессов объективных, связанных с переходом республики к совершенно новым для нее методам хозяйствования и общественным отношениям.
Экономика — наиболее сложная область проводимых реформ, и это не нуждается в пояснениях. Причины того, что национальная экономика до сих пор не может прочно встать на ноги, по-настоящему освоить собственное промышленное производство, обеспечить население товарами местного производства, многочисленны и серьезны, Мы, с одной стороны, еще не научились подлинно цивилизованным и взаимовыгодным экономическим отношениям с ближними и дальними соседями; с другой же — пока не привыкли надеяться на самих себя, не привыкли строить экономическую жизнь самостоятельно, не привыкли продуктивно и системно работать. Необходимо констатировать с сожалением, что одним из немаловажных факторов, дестабилизирующих казахстанскую экономику, является ее значительная зависимость от развития экономической и политической ситуации в граничащих с нами государствах, прежде всего, в России. Конечно же, списывать все наши хозяйственные проблемы и трудности на эту зависимость нельзя, но часть из них, без сомнения, с нею связана.
Ключевой проблемой для нас остается становление полнокровного национального рынка на новой научной, технологической, структурной, институциональной основе. Здесь имеется в виду большой комплекс задач:
— создание социально ориентированной экономики, в которой сочетаются ее конкурентная саморегуляция и государственное регулирование основных параметров ее развития;
— поддержка национального предпринимательства во всех его формах с приоритетом частного предпринимательства в тех отраслях, которые производят материальные блага, формирование бизнес-слоя полиэтнического казахстанского общества;
— структурная перестройка производства, приоритет в топливно-энергетическом и металлургическом комплексах, рынке продовольствия и товаров народного потребления, а также преодоление сырьевой односторонности казахстанской экономики;
— развитие демократии, преодоление монополизма государственных структур во всех сферах, целенаправленное формирование демократических институтов гражданского общества, конкурирование государственных и негосударственных структур в интересах республики;
— системная социальная защита населения, в первую очередь, малообеспеченных и недееспособных слоев, преодоление безработицы;
— кардинальное изменение национальной системы образования и формирование рыночного менталитета.
Для пока еще очень молодого суверенного государства очень важным является вопрос о выработанных развитием общечеловеческой цивилизации механизмах создания и сохранения общенационального единения, которые служат как бы залогом социальной и политической стабильности. Подавляющее большинство нашего народа понимает необходимость культивирования особого чувства сопринадлежности единому государству, без которого не будет социальной гарантии благополучного будущего страны. Именно проблема социокультурных оснований общенационального единения как фундамента социальной стабильности государства является основной сточки зрения возможности не просто выживания какой-либо страны в быстро изменяющемся социальном мире конца нынешнего тысячелетия, но и ее реальных перспектив в начале XXI века. Как мы знаем, в сегодняшней прессе нет недостатка в эмоциональных статьях, затрагивающих различные стороны обсуждаемой нами проблемы национальной консолидации и ее значимости для всей Республики Казахстан. В то же время достаточно редко вопрос об общенациональном единении простых казахстанцев является предметом специального рассмотрения под углом зрения современной политологической науки, где над вполне понятными эмоциями преобладает системный анализ и перспективное моделирование возникающей социально-экономической и политической ситуации. Более того, парадокс заключается в том, что наиболее интересные материалы, посвященные теоретическому анализу основных противоречий развития государств постсоветского пространства, в частности, вопросу об их социальной стабильности, публикуются в соответствующих разделах серьезных западных журналов и газет. Во многом такое положение дел, по нашему мнению, объясняется затянувшимся процессом социальной адаптации как ученых, так и всего общества к принципиально новым социально-экономическим и геополитическим реалиям.
Чтобы мы ни говорили, но на самом деле большинство людей довольно мучительно переживают процесс ломки привычных мировоззренческих стереотипов и ценностных ориентации. Если к этому добавить психологические последствия резкого ухудшения материального уровня жизни значительной части населения, то кажется, что все предпосылки для крайней социальной нестабильности в постсоветском обществе налицо. Уровень психологического дискомфорта у большинства населения сегодня настолько велик, что можно даже попробовать, по примеру современной французской школы шизоанализа, описать состояние общества в психиатрических терминах. Однако при менее эмоциональном подходе к сегодняшней реальности мы видим, что в различных регионах нашего бывшего единого государства уровень социально-политической нестабильности очень разный. Здесь мы наблюдаем различные формы дисбаланса — от ожесточенной гражданской войны до складывания относительно стабильных отношений между гражданами некоторых новых независимых государств, в частности, независимой Республики Казахстан. Почему же это происходит? Почему в одних регионах бывшего Советского Союза за счастье почитается день прожитый, без грохота снарядов и межэтнических конфликтов, тогда как в других -граждане новых независимых государств ищут и находят реальные основы для процесса идейной консолидации и общенационального единения?
Как мы видим, проблем для научных исследований здесь возникает достаточно. Однако нам хотелось бы обратить внимание на несколько другой аспект этого же вопроса. Все мы — бывшие граждане громадного государства, которое, несмотря на свою трагическую историю последних 70 лет, отличалось завидной социальной стабильностью. Этот очевидный факт констатировали не только мы, но и наши тогдашние идеологические оппоненты. К примеру, все популярные американские учебники по политологии недавних лет для студентов уделяли специальное внимание причинам устойчивости политической системы бывшего Советского Союза. Здесь констатировалось, что каждая политическая система создает определенные механизмы самовыживания. Причем одним из наиболее важных механизмов является функция политической социализации граждан страны, то есть процесса приобщения людей, начиная с детских лет, к предпочтительным нормам и образцам «политической культуры» своего общества. Политическая социализация в этой связи рассматривается как процесс введения их в политическую культуру. Его конечный продукт — установление желательных для политической системы поведения и образа жизни, ценностных стандартов и ориентации. Так, в современной западной политической системе, такой как в Соединенных Штатах, семья, церковь, школа, различные социальные слои и добровольные ассоциации, средства массовой коммуникации, политические партии и государственные институты — все вместе являются участниками важнейшего для стабильности общества процесса политической социализации.
Далее наши американские коллеги в свое время подробно рассматривали процесс политической социализации советской молодежи, начиная с детского садика и кончая вступлением в комсомол. Сопоставляя это с реалиями западного общества, они находили не только отличия, но и значительные совпадения в приемах введения молодого поколения в политическую культуру общества. К этому же можно добавить, что большие затраты в области идеологической доктрины были характерны не только для социалистической системы, но и практически для всех государств, которые стремятся укрепить социальную стабильность своего общества.
Иначе говоря, существует несколько основных факторов, которые должны учитываться при оценке уровня социальной стабильности общества. Среди них мы бы обратили в первую очередь внимание на идеологический фактор. В развитых странах мира общенациональное единение и социальная стабильность прямо связаны с заботой о сохранении высокого материального уровня жизни, тем не менее культивированию чувства сопринадлежности национальной идеологии уделяется большое место.
Если же вспомнить историю всего нынешнего столетия, то нередко народы, поставленные на грань физического выживания, сохраняли высокий уровень стабильности государства, тогда как народы еще несколько лет назад материально благополучной Югославии в кровавой гражданской войне разорвали на части свою Федерацию. Причем если учесть, что сербы и хорваты говорят практически на одном языке, то абсурдность происходящих там событий становится еще более очевидной.
Слишком резкое имущественное расслоение населения в результате проводимых экономических реформ может привести к существенной дестабилизации общества. Как убедительно свидетельствует мировой опыт развития стабильных государств, именно наличие преобладающего по численности среднего класса общества гарантирует страну от всевозможных социальных потрясений. Мы можем рассчитывать на реальное воплощение наших конституционных норм в рамках правового и демократического государства, если общенациональная идеология Казахстана как развивающейся страны будет отражать взгляды не сверхбогачей или нищих, а прежде всего среднего класса общества. Именно среднему классу наиболее близки идеи достижения экономической стабильности и процветания всего общества.
Главным в этой связи является вопрос о том, возможна ли в принципе успешная экономическая модернизация страны без сохранения в ней социально-политической стабильности в период вхождения в мировое рыночное хозяйство. Но если такая стабильность есть необходимое условие рыночных преобразований в области экономики, то возможна ли она без общенациональной идеологии, которая имеет целью консолидировать общество в условиях преодоления трудностей переходного периода развития страны.