В правовом государстве цензура, как важнейший инструмент власти реализует ключевые задачи внутренней и внешней политики. В условиях правового государства, политического плюрализма, контроля власти и управления с помощью охранительно-профилактических и иных функций цензуры обеспечиваются внутренняя и внешняя безопасность, стабильность государства и политического строя при максимальной гарантии прав и свобод человека. Цензуру как явление и часть государственной и общественной — жизни нельзя оценивать односторонне: с одной стороны, неоспоримо отрицательным является проявление узурпированной формы власти, использующей цензуру в политических целях, с другой стороны, одновременно цензура в ее нормативном проявлении (охрана государственной, военной, экономической тайн) является элементом управленческой структуры общества и естественной составляющей государства. При тоталитарном типе власти, в котором осуществляется абсолютный и ненормативный контроль над всеми областями общественной жизни, характеристика и порядок запретов существенно отличаются разрешено то, что не запрещено. Главная сила и неуязвимость цензуры советского периода заключались в том, что важнейшим определяющим звеном являлась партия, возведенная в ранг государственной структуры и действующая в тесном сотрудничестве с репрессивными органами. Отсутствие четких законодательных основ деятельности, диктат партийных органов, царивший в бюрократической среде, приводили к тому, что практически любое произведение могло быть объявлено идеологически вредным. Методы надзора и контроля за издательской или иной творческой продукцией, а также способы их реализации отличались многообразием. Вот почему термин «всецензура», родившийся как точный перевод с английского языка, который подразумевает именно монополизацию всех сфер духовной и культурной жизни и проявление крайнего подавления любого инакомыслия в тоталитарном обществе, наиболее адекватен термину «политическая цензура» в его исторически сложившемся советском варианте и представляет собой идеологическую властную систему, с помощью которой в значительной степени реализовывалась государственная культурная политика, которая является частью политики и политической системы общества. Под политической цензурой мы понимаем систему действий и мероприятий, направленных на обеспечение и обслуживание интересов власти. Параллельно с возникновением ведомств цензуры (военной, иностранной) шло складывание государственной системы управления культурой, которая была призвана осуществлять, прежде всего, функции идеологического контроля. Органом общегосударственной системы идеологического контроля в рассматриваемый период было главное управление по охране военных и государственных тайн в печати при Совете Министров СССР (Главлит СССР), Исторически сложились следующие формы цензуры: предварительная и последующая ~ карательная. Эта двухэтажная система должна была обнаружить случаи, когда на предварительном этапе некоторые произведения и тексты по различным обстоятельствам попадали на страницы печати, чтобы исключить их дальнейшее распространение, а также определить меру наказания виновным в этом. Советская цензура отличалась развитостью как предварительного, так и последующего контроля. При этом понятие карательной цензуры имело буквальное значение. В составе Главлита были образованы т, н. перечневые комиссии, действовавшие с начала 1930-х г. по август 1991 г. Комиссии вырабатывали списки произведений литературы, искусства и другого, запрещенные к изданию, обнародованию, и осуществляли изъятие их из библиотек и магазинов. Главлит переходил из одного подчинения в другое, постепенно распространяя политическую цензуру на все новые и новые сферы общественной жизни. К 1947 г. структура Главлита была следующей. Во главе Главлита стояли: начальник Главлита, он же уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати, и его заместители — по общим вопросам, по вопросам информации иностранных корреспондентов за границу, по местным органам цензуры, по.. кадрам — Внутри аппарата существовали следующие отделы: 1- й отдел (военный); он ведал вопросами «Перечня сведений, составляющих военные и государственные тайны» в печати и радиовещании, совместно или по согласованию с соответствующими министерствами СССР «Перечень сведений, составляющих военные и государственные тайны» на мирное время и отдельно на военное время, совместно с Министерством государственной безопасности СССР разрабатывал сводку секретных и совершенно секретных вопросов для руководства в служебной переписке, телеграммах и радиограммах, которая была обязательной для исполнения всеми министерствами и подчиненными им учреждениями; личный состав 1- го отдела комплектовался из офицеров, состоящих в кадрах Вооруженных Сил. 2-й отдел осуществлял цензорский контроль над иностранной литературой, поступающей в СССР. 3-й отдел контролировал информацию иностранных корреспондентов из СССР за границу. 4-й отдел осуществлял предварительный цензорский контроль над выпуском книг и журналов центральных издательств. 5-й отдел осуществлял последующий контроль над издающимися на периферии произведениями печати и руководство местными органами цензуры (Главлитами союзных и автономных республик, краевыми и областными управлениями по делам литературы и издательств): 6-й отдел проводил предварительный контроль центральных газет, центрального радиовещания, материалов ТАСС и Совинформбюро. 7-й отдел ведал вопросами изъятия политически вредной литературы, осуществлял контроль исполнения полиграфическими предприятиями «Правил производства и выпуска в свет произведений печати» и контролировал вывоз советской литературы за границу.
В соответствии с поставленными перед органами цензуры задачами в Главлите СССР имелись три отдела по осуществлению предварительного контроля публикуемых материалов: «отдел по Контролю художественной, политической, социально-экономической, учебно — педагогической литературы, а также произведениями изопродукции, репертуара и утвержденных к производству сценариев художественных фильмов (четвертый отдел); отдел по контролю научной, научно — технической и производственной литературы, рукописей, бандеролей с печатными произведениями, вывозимыми за границу (пятый отдел); отдел по контролю центральных газет, материалов ТАСС, Совинформбюро, радио, телевидения, а также кинохроники (шестой отдел)».