В политической социологии мы рассматриваем личность как социального индивида, своего рода первичный, неделимый элемент политической системы, как отдельного человека, обладающего политическими правами и свободами, несущего персональную ответственность за акты своего поведения в политической сфере. Понятно, что этот человек, который в той или иной политической системе является совершеннолетним (т.е. политически дееспособным), могущим оценивать политическую ситуацию и принимать собственные решения совершать действия в сфере политики. С этой точки зрения несовершеннолетний или недееспособный человек не может быть субъектом политики, хотя и может быть ее объектом, так как на него оказывают свое воздействие и политическая система, и власть и закон. С этой точки зрения, несовершеннолетний может выступать как объект власти. Власть на всех уровнях — от постового милиционера до президента страны — не только в правовой форме, но и в форме непосредственных распоряжений, предписывает личности, что делать и что не делать, карает и милует и т.п. Когда применительно к личности кто-то, обладающий властью, ее использует, тогда личность становится объектом акта политики. Каждый из нас в разные моменты жизни бывает объектом политики.
В системе политических отношений личность выступает носителем политических качеств, которые в своей глубинной основе вытекают из ее социально-классовой принадлежности. Каждый человек является представителем государства, нации, класса или слоя и выступает соответственно как гражданин, представитель нации, рабочий, крестьянин или интеллигент.
Но какое же место занимает политические интересы в жизни самого личности? Какие мотивации определяют ее позиции в политических играх? Известно что многократно сказано философами и политологами, что личность — «микрокосм»,она многогранна, у немного интересов и забот.
Понятно, что формы политического участия личности в политическом процессе зависит от объективных условий и предпосылок, имеющихся в обществе. Политологи делят их на материальные, социально-культурные и политико-правовые. Для участие человека в нормальной политической деятельности, необходимо удовлетворение его первичных потребностей в еде, товарах первой необходимости, жилищно-бытовых условиях.
Каждый человек имеет принимать участие в управлении своей страной, непосредственно или через свободно избранных представителей. Эти идеи получили отражение в действующей Конституции.
Для того, что личность могла быть реальным агентом политической жизни, она должна пройти тот процесс, который социологии называют «политическая социализация». Это понятие возникло по аналогии с понятием «социализация». Последнее же было введено в оборот американским социологом Ф. Гиддингсом и французскими социологами в конце прошлого века. Они понимали под социализацией процесс развития социальной природы человека. В 50-е годы понятие «социализация» стало использоваться для описания процесса включения личности в политику. Большинство ученных западных школ понимают его как более или менее пассивное усвоение личностью культуры.
Основные функции, которые выполняет лидер:
• распределение ролей, обязанностей, заданий;
• контроль поведения каждого члена группы;
• планирование действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей;
• представление коллективных интересов, воли, желаний;
• функция арбитра (выступает как судья, прокурор, защитник и утешитель);
• функция эталона (модель поведения для остальных членов группы);
• функция символа группы (его имя присваивают всему движению и косвенно его участникам);
• функция носителя ответственности (освобождает членов группы от индивидуальной ответственности за личные решения и действия);
• функция «отца» (истинный лидер — это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувств преданности, его «отеческая» роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях);
• функция носителя групповой вины (иногда лидера в этой функции называют козлом отпущения; действительно, негативный лидер в том случае, когда группа решит проблемную ситуацию, окажется объектом нападок и обвинений — это происходит, когда группа утрачивает иллюзии относительно действительных целей и личности своего лидера).
Понятие «политическая социализация» имеет два аспекта. Во-первых, оно обозначает процесс политического созревания индивида, обретение им своего политического «я», развитие собственного взгляда на политический мир, своих ориентациях и пристрастий, выбора и предпочтений. Во-вторых, это процесс своеобразной культурной «трансмиссии», т.е. восприятия от предшествующих поколений политических взглядов, идей, представлений и норм, их оценки, отбор и усвоение.
Социологи выделяют различные периоды в политической социализации личности. Мы считаем главными из них два. Первый охватывает детские и юношеские годы, второй — «трудовой период», когда человек включается в активную трудовую деятельность. Впрочем, и посттрудовой период, связанный с прекращением активной трудовой деятельности, как показали события последних лет, находит любителей активной политической деятельности и среди людей зрелого и пожилого возраста. Характерно, что сегодня самая активная часть электората — пенсионеры. В какой мере так называемый «рядовой человек» может воздействовать на политику и участвовать в ней? Когда мы говорили «рядовой», то имели в виду то, что он не является профессионалом (штатным работником аппарата той или иной партии или государства). Речь идет о тех, кто работает в поле, у станка, стоит за кафедрой, у операционного стала и т.п. как такой человек может участвовать в политике?
От того, каков характер государства, зависят и формы участия личности и его политической жизни. Одно дело -верноподданный абсолютной монархии, другое -законопослушный, кричащий «одо-брямс!» в условиях тоталитарного государства, или же свободный участник демократического процесса в подлинно демократическом государстве.
Таким образом, первая форма политического участия личности -это согласование своей жизни и деятельности, своих отношении с органами власти на основе конституционных принципов.
Второй важнейшей формой участие в политике рядовой шгчности является право быть членом «электората», т.е. быть избирателем, участвовать в формировании представительных органов от местных, общинных, муниципальных, до верховных.
Третья форма участия личности в политике касается уже не всех, а только тех, кто граждане облекли своим доверием (те или иные представители власти, непосредственно избранные населением, депутаты различных уровней).
Четвертая форма участия личности в политических акциях, наглядно проявлявшаяся в последние годы, -это митинги, демонстрации, пикетирования, подача петиций, даже голодовки по конкретному поводу, всплески политических эмоций, направленные на осуществление конкретных политических целей. Такие формы политических действий взрывоопасны и само их наличие свидетельствует о накоплении в обществе острых противоречий. Думается, что при нормальном течении политического процесса подобные акции должный быть не правилом, а редким исключением, и осуществляться в рамках норм политической культуры.
Пятая форма — участие личности в организованных формах политического процесса, т.е. в политических движениях, партиях, в деятельности политизированных средств массовой информации, в работе политических клубов, объединений и т.п. Таковы основные формы участия личности в политическом процессе. Активное освоение этих форм (ролей) позволяет человеку раскрыть свои потенциальные возможности. Он сам становится субъектом политической жизни, может активно изменять ее. Демократизация общества дает широкое возможности для самореализации личности, ее политической эмансипации. Осознание интересов, формирование политических взглядов происходит под влиянием существующего политического режима, активности политических институтов, всех факторов и сторон жизни данного общества. Какие же типы политического поведения людей представляются наиболее распространенными и характеризирующими отношение личности к политике сегодня? Первый тип личного поведения, который получил большое распространение в политической жизни, это — конформизм. Под конформизмом социологии и социальные психологи подразумевают ориентацию на чужие мнения, социальные приспособленчество, некритическое доверие к пропагандистским штампам и массовым стереотипам, диктат бессознательных поступков над сознательной оценкой происходящего. Второй распространенный тип — это человек политически индифферентный, т.е. безразличный, безучастный, равнодушный, отгораживающейся от политики, полагающей, что участие в политической жизни для него бесперспективно.
Наконец, третий тип политического поведения личности — это политический активизм. Чувство неудовлетворенности наличной политической ситуацией или полного признания и одобрения ее пробуждает людей к деятельному участию в политических событиях. Митинги, бум многопартийности, многочисленные органы печати, издаваемые подчас небольшими группами самостоятельных учредителей, манифесты и транспаранты политического содержания появляются сегодня даже в подземных переходах. Нельзя не заметить, что политический активизм в крайнем своем выражении может породить полготгческий радикализм, экстремизм и фанатизм как правого, так и левого толка. Концетщию лидерства разрабатывали многие авторы в XIX веке -это Т. Карлейль, Р. Эмерсон, Ф. Ницше и другие, видя в лидерах «локомотивы истории». Ф. Ницше шел еще дальше, сводя цель суше-ствования человечества к рождению великих людей (сверхчеловек), Марксизм имел свою концепцию политического лидерства. Политический лидер выступает здесь как наиболее способный, умелый выразитель воли класса.