В пункте 2 статьи 49 Конституции Республики Казахстан закреплено, что полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва. Досрочно полномочия Парламента могут быть прекращены в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (п. 3 ст. 49).
Полномочия Парламента Республики Казахстан закреплены в разделе IV «Парламент» Конституции Республики Казахстан, где определен исчерпывающий перечень полномочий Парламента и его Палат.
Эти полномочия условно можно разделить на три основные группы:
а) вопросы, относящиеся к исключительному ведению каждой из Палат Парламента;
б) вопросы, требующие последовательного рассмотрения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате;
в) вопросы, рассматриваемые на совместных заседаниях Палат Парламента.
А. Вопросы, относящиеся к исключительному ведению каждой из Палат Парламента
В статье 56 Конституции Республики Казахстан закреплено: «1. К исключительному ведению Мажилиса относится:
1) принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;
2) большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;
3) объявление очередных выборов Президента Республики;
4) осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента».
Следует отметить, что порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к исключительному ведению Мажилиса Парламента, установлен Регламентом Мажилиса, согласно которому принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов конституционных законов и проектов законов Мажилисом Парламента осуществляется в соответствии с главой 3 «Законодательная деятельность Мажилиса Парламента. Порядок прохождения законопроектов» .
Ранее Президент Республики Казахстан назначал Премьер-Министра Республики на должность с согласия Парламента, то есть обеих Палат. С принятием изменений в Конституцию (2007 г.) Президент после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра и только с согласия Мажилиса назначает на должность Премьер-Министра. При этом установлено, что для дачи согласия достаточно большинства голосов от общего числа депутатов Мажилиса. По мнению Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан А. Е. Мусина, «придание Мажилису функций согласования кандидатуры Премьер-Министра и подотчетность членов Правительства Палатами Парламента в случаях, предусмотренных Конституцией, стало важным фактором совершенствования системы парламентского контроля за деятельностью исполнительной ветви власти».
Примером использования на практике данного конституционного права является дача согласия Мажилисом на назначение Президентом Республики Премьер-Миниетра Республики Казахстан К. К. Масимова 8 апреля 2011 года.
Очередные выборы Президента проводятся раз в пять лет в первое воскресенье декабря соответствующего года и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента. Очередные выборы Президента объявляются постановлением Ма-жилиса Парламента не позднее второго воскресенья сентября.
Мажилис Парламента осуществляет и иные полномочия, возложенные Конституцией на него. При этом ни в Конституции Республики Казахстан, ни в Конституционном законе Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» не раскрывается, что понимается под иными полномочиями. Согласно п. 2 статьи 56 Конституции Республики Казахстан Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Мажи-лиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса вправе выразить вотум недоверия Правительству.
До реформы 2007 года Парламент только на совместном заседании Палат мог выражать вотум недоверия Правительству. В настоящее время этот вопрос отнесен к компетенции нижней Палаты Парламента. Депутаты Мажилиса Парламента вправе инициировать вопрос о выражении вотума недоверия Правительству. Основанием инициирования могут быть существенные провалы в деятельности Правительства. Выражать вотум недоверия не может отдельный депутат, поскольку это весьма серьезный вопрос. Поэтому Конституция устанавливает, что инициатива о выражении недоверия Правительству должна исходить не менее чем от одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса. Рассмотрим, что относится к исключительным полномочиям Сената Парламента, Данные полномочия закреплены в статье 55 Конституции Республики Казахстан: «1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги;
2) дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики;
3) лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;
4) исключен1;
5) выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий;
6) осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента».
Как было отмечено выше, в статье 55 Конституции закреплены вопросы, отнесенные к исключительному ведению Сената, это означает, что они находятся только в компетенции Сената Парламента Республики Казахстан. Следует отметить, что данные вопросы также подробно регламентирует Регламент Сената Парламента Республики Казахстан. Рассмотрим их более детально.
Итак, Председатель Верховного Суда, судьи Верховного Суда избираются и освобождаются от должности Сенатом по представлению Президента, которое основывается на рекомендации Высшего Судебного Совета (ст. 82 Конституции). Президент Республики вносит в Палату соответствующее письменное представление, на основании которого принимается решение о включении соответствующего вопроса в повестку дня Сената. Кандидатуры на указанные должности предварительно обсуждаются в соответствующем комитете Сената. Комитет дает заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре, оглашаемое на заседании Сената. Комитет не вправе предлагать другие кандидатуры, он может лишь на основе мотивированного решения рекомендовать, одобрить или отклонить предлагаемые кандидатуры. Сенат может обсуждать предложенные Президентом кандидатуры, но может не открывать прений, если на этом не настаивают депутаты. Если Сенат не принимает по предложенным Президентом кандидатурам решения об их избрании на должность, Президент вносит в Сенат письменное представление на тех же лиц или на новые кандидатуры.
Сенат принимает присягу Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда на специальном заседании. Подготовкой проведения такого заседания занимается соответствующий комитет Сената. Решение Сената об избрании на должность и освобождении от должности вышеуказанных лиц принимается большинством голосов от общего числа депутатов Сената. Решение принимается по каждой кандидатуре в отдельности путем открытого голосования, если Сенат не определил иной порядок голосования.
Рассмотрим процедуру дачи согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики, установленную в подпункте 2 статьи 55 Конституции. Президент Республики для получения согласия Сената на назначение на должность вышеуказанных должностных лиц вносит в Палату соответствующее письменное представление, на основании которого принимается решение о включении этого вопроса в повестку дня Сената. Дача согласия осуществляется на заседании Сената после предварительного рассмотрения кандидатур на заседании соответствующего комитета Сената. На заседании присутствует представитель Президента Республики. При рассмотрении вопроса на заседании Сената кандидатуры на должность представляет Президент Республики или уполномоченное им должностное лицо. Прения по предложенной кандидатуре могут не открываться, если на этом не настаивают депутаты. Решение Сената о даче согласия на назначение на должность принимается большинством голосов от общего числа депутатов Сената. Решение принимается по каждой кандидатуре путем открытого голосования, если Сенат не определил иной порядок голосования. Решение оформляется постановлением Сената отдельно по каждой кандидатуре. В случае отклонения кандидат тур, представленных Президентом для дачи согласия на назначение» на должность, решение Сената должно содержать развернутую мотивировку отклонения.
Согласно подпункту 3 статьи 55 Конституции-к исключителы ному ведению Сената относится лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики. Лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда производится в том же порядке, что и при назначении их на должность. При этом соответствующее решение оформляется постановлением Сената. В случае, если Сенат не принимает решение о лишении неприкосновенности должностного лица, Президент вправе внести в Сенат повторное письменное представление по данному вопросу.
На основании подпункта 5 статьи 55 Конституции особым полномочием Сената является выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий. Это означает, что в случае досрочного прекращения полномочия Мажилиса Парламента, Сенат выполняет функции Парламента, т.е. в период отсутствия Мажилиса Сенат Парламента выполняет функции Парламента по законотворчеству. В этой связи, в соответствии с подпунктом 5 статьи 55 Конституции Республики Казахстан, пунктом 2 статьи 14 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», постановлением Сената Парламента Республики Казахстан от 26 июня 2007 г. М 626-Ш в Регламент Сената были внесены изменения и дополнения. В частности, указанный Регламент был дополнен новой главой 3-1 «Выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий».
Так, в связи с досрочным роспуском депутатов Мажилиса Парламента III созыва в июне 2007 года и до начала работы первой сессии Парламента IV созыва Сенат выполнял функции всего Парламента. За этот период было принято 42 закона.
Сенат Парламента осуществляет также и иные полномочия, возложенные на него Конституцией. При этом ни в Конституции Республики Казахстан, ни в Конституционном законе Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», ни в Регламенте Сената не раскрывается, что понимается под иными полномочиями.
В Конституции Республики Казахстан установлено право Палат Парламента на самостоятельное назначение высших должностных лиц государственных органов.
Так, в статье 57 Конституции Республики Казахстан определено, что каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:
«1) назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
2) делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции;
3) избирает половину членов совместных комиссий Палат;
4) прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности;
5) проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания;
6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. Если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;
7) формирует координационные и рабочие органы Палат;
8) принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком Палаты».
В приведенной статье 57 Конституции закреплена особая группа полномочий Палат Парламента. Особенность их состоит в том, что их самостоятельно реализует Мажилис без участия Сената и, наоборот, Сенат без участия Мажилиса. В какой-то мере эти полномочия свидетельствуют о равенстве прав Палат в решении организационных и правовых вопросов как в Парламенте, так и вне Парламента. Поэтому самостоятельные полномочия даны в одной статье. Но процедуры рассмотрения некоторых вопросов в Мажилисе и Сенате отличаются.
Порядок реализации указанных полномочий подробно изложен в регламентах Палат Парламента, Рассмотрим их более подробно.
Итак, Сенат и Мажилис самостоятельно, без участия другой Палаты, назначают на должности двух членов Конституционного Совета, назначают на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета. Кандидатуры на эти должности представляются председателями Палат. Решения Палатами принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой Палаты открытым голосованием по каждой кандидатуре отдельно, если Палаты не определяют иной порядок голосования. Решение об отклонении кандидатур должно содержать развернутую мотивировку.
Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции.
Согласно пункту 1 статьи 47 Конституции Президент Республики может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. По регламентам Палат кандидатуры членов комиссии предлагаются непосредственно депутатами Мажилиса и Сената и рассматриваются на пленарных заседаниях Палат. Избранными считаются набравшие большинство голосов от общего числа депутатов Мажилиса и Сената Парламента.
Каждая Палата Парламента избирает самостоятельно половину членов совместных комиссий Палат. Совместные комиссии образуются для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат. Их образование и деятельность определяются Регламентом Парламента Республики Казахстан.
Согласно Регламенту Мажилиса избрание Мажилисом Парламента половины членов совместной комиссии Палат производится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан» и Регламентом Парламента. Далее, каждая из Палат Парламента имеет право прекратить полномочия своих депутатов в случаях, предусмотренных в Конституции. Палатам Парламента предоставлено право лишения своих депутатов неприкосновенности.