Торговля – одна из крупнейших сфер экономической деятельности Республики Казахстан, и ее развитие – одно из условий успешного функционирования экономики. Начиная с 2003 г. доля отрасли в валовом внутреннем продукте республики составляет 11–12%, в торговле занято до 15% от общей численности экономически активного населения. Объем товарооборота ежегодно возрастает с постоянным приростом доли непродовольственных товаров. Кроме того, в данном секторе наиболее высока доля частной собственности, доля субъектов малого и среднего предпринимательства, также эта отрасль обеспечивает полную и дополнительную занятость для женщин, молодежи. Именно поэтому социально-экономическое значение отрасли торговли оценивается весьма высоко. Развитие отрасли торговли в Казахстане соответствует мировым тенденциям. Оно характеризуются вытеснением традиционных форматов торговли современными, доминированием крупных розничных сетей, перестройкой системы поставок в сторону вертикальной интеграции, использованием современных технологий продаж, маркетинга и мерчендайзинга, появлением новых форм торговли, таких, как электронная и мобильная коммерция. В Казахстане получили развитие все основные формы и разновидности розничной торговли. Ассортимент предлагаемых товаров постоянно расширяется, повышается качество оказываемых сервисных услуг. По мере развития высококонкурентного рынка увеличивается обеспеченность населения современными торговыми площадями. В целом рынок Казахстана в перспективе является привлекательным для развития розничной торговли – по мере усиления тенденций к концентрации экономической активности, повышения экономической плотности, роста доходов населения, социальных стандартов жизни, реализации градостроительных программ. Наиболее динамично в последние годы развивается сегмент универсальной розничной торговли: cash-and-carry, супермаркетов, гипермаркетов, торговых сетей и т. д. Кроме того, торговые центры становятся также и местом проведения семейного досуга, формируя так называемые торгово-развлекательные центры, моллы. В Казахстане действует несколько крупных торговых розничных сетей, представлены торговые центры, использующие систему франчайзинга от международных торговых компаний. В структуре розничной торговли вплоть до 2006 г. превалировал сектор индивидуальных предпринимателей и рынков, по мере развития потребительского рынка доля в объеме товарооборота торгующих предприятий демонстрирует тенденцию к росту. Особенно заметен рост в секторе торговли непродовольственными товарами. Кроме того, по мере качественного развития торговли хороший задел для роста получила инфраструктура розничной торговли: развиваются современное складское хозяйство, логистическое обслуживание, информационное обеспечение, производство оборудования и т. п.
Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли, появление новых форм торгового обслуживания и преобразование отрасли в современную индустрию сервиса. Организация торговли свежей продукцией на предприятиях розничной торговли имеет для Казахстана важное значение, так как частные лица и мелкие производители имеют возможность продавать свою продукцию по приемлемым ценам. Это решает и проблему социальной ориентированности торговли.
Кроме того, с учетом развития продовольственного потенциала Казахстана по насыщению рынка свежей продукцией необходимо систематизировать деятельность оптовых закупочных структур и розничных торговых предприятий по совершенствованию системы поставок на уровне регионов с последующим выходом на уровень экспортной ориентированности. Такие схемы успешно развиваются за рубежом. Например, проведение специализированных ярмарок и выставок, семинаров, где производители продукции и представители торговых сетей могут договариваться о качественных и количественных параметрах поставок.
Решение этой задачи будет способствовать укреплению взаимосвязей торговой и производственной систем, развитию транспортно-логистического потенциала, расширению ассортимента, удовлетворению потребностей рынка. Эффективное развитие розничной торговли определяется уровнем развития оптовой торговли, призванной выполнять функции регулятора товаропотоков в условиях пространственного размещения потребителей и территориальной концентрации предприятий розничной торговли в Казахстане. Можно отметить, что в последние несколько лет усилилась тенденция к планомерному развитию инфраструктуры оптового звена, – прежде разрозненный опт стремится к большей организованности системы закупок и поставок, хранения и формирования партий товаров, исходя из потребностей рынка.
По мере совершенствования торговой политики государства, нормативно-правовой базы регулирования торговли, повышения благосостояния и роста покупательской способности населения в Казахстане развивается система высокоорганизованной торговли и сферы услуг.
Растет объем инвестиций в материально-техническую базу каналов сбыта. Это способствует развитию современной торговой инфраструктуры, отвечающей требованиям цивилизованной торговли, создающей благоприятные условия для отечественных товаропроизводителей и способствующей эффективному процессу товародвижения с минимальными транзакционными издержками. Деловая активность в сфере торговли не ограничивается непосредственно торговлей и обслуживанием, для повышения качества необходимо формирование информационной инфраструктуры, создание общедоступной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией о спросе, предложении, новшествах в торговле и т. д. В этом направлении постепенно развивается и потребительская культура, организации по правам потребителей стремятся повышать прозрачность деятельности предприятий сферы обслуживания и торговли.
С момента начала развития рыночной экономики в Казахстане возникла такая форма торговли, как товарные биржи. Они способствовали организации внутриреспубликанского обмена товарами, информацией, в том числе о внешних рынках. На данный момент биржевая торговля не получила должного развития, всего действует 5 товарно-сырьевых бирж, объемы торгов и оборот на которых относительно невелики.
В целом Казахстану необходимо развитие биржевой торговли, позволяющей устанавливать эффективные цены и условия поставки, требования к качеству с точки зрения перспектив развития перерабатывающих предприятий, территориального размещения рынков сбыта. Новую товарную биржу предполагается организовать на базе Специальной торговой площадки Регионального Финансового Центра Алматы (РФЦА). Специальная торговая площадка была создана в целях развития на территории Казахстана региональной фондовой биржи – связующего звена между азиатскими и европейскими биржевыми площадками. В перспективе определена возможность создания единой, совместно с Российской торговой системой ( РТС), товарно-сырьевой биржи, так как в Казахстане производятся многие биржевые товары, а удобное географическое положение способствует привлечению участников торгов со всего континента.
Следует отметить, что на пространстве СНГ, в условиях реформирования мировой биржевой торговли, необходимо создание системы торговли данными товарами, формирование политики ценообразования с учетом специфики производства и сбыта данной продукции.
Эффективному развитию торговли будет способствовать и стимулирование современной логистической структуры, в том числе: логистических комплексов, тароупаковочной индустрии, транспортировки, складирования, экспедиторских услуг, региональных транспортных терминалов, тем более что транспортно-логистический сектор является приоритетом развития Стратегии «Казахстан-2030».
В связи с этим вокруг крупных городов Казахстана будут сформированы зоны складской и логистической инфраструктуры, обеспечивающие процесс сбыта продукции товаропроизводителей. На условиях государственно-частного партнерства к данным зонам будут подведены необходимые коммуникации и рассмотрены возможности создания специальных экономических зон.
В пределах данных зон за счет инвесторов предполагается размещение распределительных центров, магазинов-складов для закупки продукции у предприятий, расположенных в промышленной или сельскохозяйственной зоне, складов категорий «А» и «В» для коллективного использования под управлением специализированных складских операторов. В мировой торговой системе постоянно появляются новые виды торговли. Одним из инновационных видов торговли, в Казахстане пока недостаточно развитым, является электронная торговля, в рамках которой уже сегодня развиваются такие новые направления, как использование средств мобильного доступа к интернету для осуществления покупок.
Электронная торговля обладает большим потенциалом, способствующим функционированию малого и среднего предпринимательства. Ее развитию с учетом специфики территориального размещения населения и предприятий-производителей в Казахстане уделяется достаточно внимания. Большое развитие получила в Казахстане сфера общественного питания, гостиничного бизнеса, оказания бытовых и деловых услуг. В этой сфере быстро распространяются самые современные технологии, на рынок Казахстана выходят международные компании. В частности, в сфере общественного питания развиваются практически все возможные формы обслуживания: рестораны, кафе, столовые, система фаст-фуд, кейтеринг. В этих точках представлены многие мировые кухни. Количество предприятий быстро растет. Только в период с 2004 по 2008 г. их стало больше почти в три раза, количество посадочных мест в них выросло более, чем в четыре раза, а объем оказанных услуг – почти в четыре раза.
По мере роста конкуренции растет и уровень сервиса, проводятся конкурсы мастерства и фестивали. Сфера услуг характеризуется не менее высокими показателями, конкуренция в этом секторе наиболее высокая, что способствует ускоренному развитию современных методов обслуживания и организации деятельности.