Особенности сельскохозяйственного производства формируют особенности аграрного права. К числу таких особенностей можно отнести следующие:
— сельское хозяйство является единственной отраслью экономики, производящей продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности;
— в отличие от других отраслей экономики, в сельском хозяйстве земля является основным средством производства, в то время как в других отраслях экономики земля используется в качестве пространственного базиса для размещения на ней своих объектов: зданий, сооружений, коммуникационных сетей и т.д.;
— помимо земли, в сельскохозяйственном производстве в качестве основных средств производства используются живые организмы, что не находит места в других отраслях экономики;
— зависимость сельскохозяйственного производства от почвенных и природно-климатических условий и иных обстоятельств, не зависящих от воли человека (засуха, неурожай и т. д.);
— для сельскохозяйственного производства характерна сезонность и цикличность производства. Так, например в летний, весенний и осенний периоды осуществляется большая часть работ. В данном контексте является необходимым урегулирование таких процессов, как обеспечение занятости работников сельскохозяйственных предприятий в зимнее время, урегулирование распределения заработной платы, рациональное предоставление трудовых отпусков, и т.д.;
— цикличность сельскохозяйственного производства зачастую находится в непосредственной зависимости от биологических и физиологических особенностей развития растительного и животного мира, что в первую очередь касается растениеводства, животноводства, кормопроизводства и т.д. (туровые опоросы, процесс вегетации растительных культур, сезонная зависимость проведения ветеринарно-профилактических мероприятий, заготовки кормов, посевов и др.);
— несовпадение рабочего периода с периодом производства (семена, посеянные в период посевной компании, в дальнейшем произрастают независимо от того, работает ли в данном поле работник либо не работает, или же народившийся молодняк растет и развивается, в общем, независимо от чьего-либо труда в соответствии с закономерностями биологического и физиологического развития живых организмов и т.д.).
Перечисленные особенности сельскохозяйственного производства и формируют особенности аграрного права, что обуславливает их органическую взаимосвязь и единство.
Вопрос о необходимости выделения аграрного права (тогда оно называлось сельскохозяйственным правом) был поставлен в науке в начале 70-х гг. XX века В юридической литературе развернулась дискуссия по данной проблеме1. К тому времени колхозное право уже не могло охватить всех отношений в области сельского хозяйства: резко возросло количество совхозов — государственных сельскохозяйственных предприятий (они создавались на целинных землях, а также в ходе массового преобразования колхозов). Большинство правительственных постановлений и иных нормативных актов, регулировавших вопросы планирования, стимулирования и организации производства продукции сельского хозяйства, распространялось в равной мере как на колхозы, так и на совхозы. Возникло такое явление, как межхозяйственная кооперация. Дальнейшие поиски путей развития экономики, решения продовольственной проблемы привели к появлению агропромышленных предприятий, объединений, агрофирм, агрокомбинатов, агропромышленных комплексов. Все это требовало изучения в науке и закрепления в праве, поэтому идея о сельскохозяйственном праве явилась объективно закономерной. Эти дискуссии были продолжены и в 80-х годах, в эти годы издаются ряд учебных пособий, а в 1985 г. был издан первый учебник «Сельскохозяйственное право» под редакцией И.Козыря и В.В. Петрова.
Но в настоящее время в юридической науке более предпочтительным является термин «аграрное право», которое по существу, является синонимом термина «сельскохозяйственного права».
Одни ученые-юристы доказывают необходимость выделения аграрного права как самостоятельной отрасли, другие это оспаривают. Например, А.И. Бобылев считает, что аграрное право не является «вторичным правовым образованием» и не носит комплексного характера, поскольку система российского права состоит из отраслей права, подотраслей права, правовых институтов и правовых норм. Все отрасли права в отличие от нормативных правовых актов, находятся на одном уровне и не носят иерархического порядка. Однородный характер общественных отношений, которые регулируются аграрным правом, определяется тем, что это общественные отношения по организации и деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Отсюда аграрное право — это самостоятельная отрасль системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по организации и деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, присущими ей методами, основанная на определенных правовых принципах и обладающая самостоятельными источниками права.
Однако ряд ученых обосновывают необходимость выделения еще и комплексных отраслей в качестве вторичных правовых образований.
Юридические нормы, входящие в комплексные образования, остаются по своим исходным моментам в главной структуре, в основных отраслях, и на них распространяются общие положения соответствующих основных отраслей. Во вторичную структуру они входят все время будучи нормами, например гражданского, уголовного, административного, трудового права.
Вместе с тем имеются высказывания о том, что сама природа отрасли права как категории социальной действительности исключает возможность существования комплексных отраслей права2.
Все еще до сих пор в системе права нет четкого разграничения системы права и системы законодательства, поэтому комплексный характер отраслей системы законодательства переносился и на отрасли права. В настоящее время ученые предпринимают попытки изменить сложившуюся систему права. В теории права и государства довольно единодушно существует понимание взаимоотношения системы права и системы законодательства. Вместе с тем, профессор В.К. Бабаев отмечает, что если в системе права не может быть комплексных структурных образований, поскольку классификационным основанием служат специфические для каждой отрасли предмет и метод правового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назначения либо применительно к сфере государственного управления. Например, комплексными являются сельскохозяйственное, торговое, хозяйственное законодательство.
Поэтому нет веских оснований утверждать, что аграрное право — это комплексная отрасль права.
Однако, сторонники аграрного права основываются на теории комплексных отраслей. К ним относят, например, предпринимательское право, экологическое право. Они определяют аграрное право как «систему правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие) отношения в сфере сельскохозяйственной производственной деятельности».
Сельскохозяйственная деятельность в данном случае понимается как производство продукции растениеводства и животноводства, ее реализация и первичная переработка самими сельскими товаропроизводителями.
Означает ли это, что аграрное законодательство не охватывает весь агропромышленный комплекс (АПК). АПК, как известно, составляет сельское хозяйство совокупно с обслуживающими его производствами, которые осуществляют закупку сельскохозяйственной продукции, ее переработку, ремонт сельскохозяйственной техники и иную сферу сельскохозяйственной деятельности.
Если предмет правового регулирования указывает нам на то, что регулируется нормами аграрного права, какие общественные отношения, то метод правового регулирования показывает, как регулируются эти отношения, какими приемами и средствами.
Важным критерием выделения той или иной отрасли права имеют отраслевые принципы права, т.е. ведущие начала, руководящие — положения, определяющие идеи формирования и функционирования данной отрасли права.
В качестве важного критерия формирования отрасли права выступают источники права, в первую очередь правовые акты.
В качестве субъективного фактора в формировании отрасли аграрного права выступает заинтересованность общества и государства в упорядочении данного вида общественных отношений, составляющих предмет отрасли права. На всех этапах развития Республики Казахстан государство было заинтересовано в развитии собственного сельскохозяйственного производства, разрабатывало программы реформирования аграрного сектора экономики, определяло цели и задачи преобразования аграрной сферы жизнедеятельности общества, принимало меры по сохранению продовольственной безопасности страны. И в этом всегда большую роль играли правовые нормы, обеспечивающие стабильное развитие сельского хозяйства.
Кто ищет юридическую помощь в Нур-Султане (Астане), рекомендую компанию https://yur.kz