Вопрос о понятии источников аграрного права является составной частью общего учения об источниках прав, разработанных наукой теории права. Понятие «источник права» часто рассматривается как источник правовых норм, т.е. с точки зрения содержания права. В этом смысле данное понятие означает материальные условия развития общества, которые определяют содержание права, регулирующего общественные отношения.
Термин «источник права» может употребляться в качестве способа или формы выражения содержания соответствующей правовой нормы, иначе говоря, формы выражения права. В теории права под юридическими источниками или формами права понимаются официальные формы выражения и закрепления и, соответственно, изменения или отмены действующих правовых норм.
Как правильно считает С.С. Алексеев: «Источники права -это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения»1.
Вместе с тем источники каждой отрасли права требуют выделения их из общей системы источников права. То есть, речь идет о том, как распознавать принадлежность тех или иных актов в той или иной отрасли. Принадлежность нормативного правового акта к той или иной отрасли права определяется особенностями общественных отношений, урегулированных данным актом.
Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов в сфере правового регулирования аграрных отношений. В качестве важнейшего направления аграрной политики выделено государственное регулирование агропромышленного комплекса и сельских территорий, обеспечение и за счет бюджетных средств развития АПК и сельских территорий. Государство, определяя аграрную политику, разрабатывая меры, направленные на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и реализацию аграрной реформы, в то же время придает важное значение совершенствованию аграрного законодательства, формируемого для регулирования и охраны аграрных отношений.
Большинство норм, регулирующих аграрные отношения, сосредоточены в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность сельскохозяйственных предприятий и граждан, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью. Эти нормы в своей совокупности и составляют аграрное законодательство. Вместе с тем, немало норм, регулирующих аграрные отношения, содержатся в законодательстве иных отраслей права — конституционном, гражданском, земельном, административном, трудовом, финансовом, уголовном, экологическом и др. В совокупности они и составляют с нормами аграрного права источники аграрного права. Понятие источник аграрного права намного шире понятия аграрного законодательства.
Можно сказать, что источники аграрного права как комплексной интегрированной отрасли наряду с собственными нормами включают и отдельные нормы иных отраслей права, в той мере, в какой последние решают отдельные вопросы правового регулирования аграрных отношений. Но признание их источниками аграрного права не означает, будто они утрачивают качества норм основных отраслей. Это объясняется тем, что нормативный правовой акт может содержать нормы, регулирующие различные виды общественных отношений, а также тем, что определение принадлежности того или иного нормативного правового акта осуществляется с позиции различных, объективных системообразующих факторов. Если к традиционным отраслям права нормативные правовые акты относятся по тому, какой вид общественных отношений они регулируют, то в комплексную отрасль, что характерно для аграрного права, они относятся, в зависимости от того, насколько принятие и функционирование их обусловлено спецификой аграрных отношений. Это прежде всего нормы, касающиеся многочисленных экономических связей, складывающихся с участием сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в сфере отношений собственности, товарно-денежного обмена, договорных и обязательственных отношений и.т.д.
В аграрно-правовой науке нормы основных отраслей права, регулирующие аграрные отношения, рассматриваются как нормы с «двойной пропиской». В наличии таких правовых норм, относящихся одновременно и к основной, и к комплексной отрасли права, и состоит одна из особенностей источников аграрного права как комплексной отрасли права.
Источниками аграрного права являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере агропромышленного комплекса, т.е. аграрные отношения. Такие нормативные правовые акты должны отвечать ряду признаков, объективно присущих источнику права: во-первых, должны являться носителями государственно-властной силы; во-вторых, принимаются они специально уполномоченными органами или должностным лицом; в-третьих, должны иметь нормативный характер, т.е. рассчитаны на многократное применение; в-четвертых, должны быть адресованы неопределенному числу субъектов; наконец, в-пятых, должны быть обязательны для исполнения всеми субъектами. Н.Н.Веденин считает, что под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными1.
По мнению Б.А. Жетписбаева, под источниками аграрного права следует понимать различные способы выражения государственной воли, содержащиеся в различных правовых велениях, закрепляющие аграрную политику государства и способствующие развитию юридических институтов в сфере правового регулирования аграрных отношений.
В то же время, проявляя свою непоследовательность, Б.А. Жетписбаев определяет источник аграрного права как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе аграрно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы аграрного законодательства.
Источники аграрного права, считает Г.Е. Быстров, это есть внешняя форма выражения государственной воли народа в унифицированных и дифференцированных нормативных правовых актах компетентных органов государства, сельскохозяйственных коммерческих организаций, органов общественного самоуправления крестьян, предназначенных для регулирования и охраны аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности2. Данное определение более полно отражает содержание понятия источников аграрного права.