Эпоха аль-Фараби в культурной истории Западной и Центральной Евразии характеризуется укреплением и широким распространением двух влиятельных мировых религий — христианства и ислама. Будучи разделены во времени промежутком около шести веков, они активно охватывали все новые регионы и народы в тот исторический период, который по праву можно назвать временем мировых религий.
Все элементы культуры, присутствующие на этом пространстве, и вся культура в целом несут на себе глубокий и значительный отпечаток этих великих монотеистических религиозных учений. Формируясь под сильным влиянием общего иудаистского начала, данные системы мировоззрения были существенно новой стадией духовной эволюции народов древних цивилизаций Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. При всех глубоких различиях их объединяла идея абсолютного Бога, безграничного в своем творящем и управляющем всемогуществе. Такая идея не могла не привести к значительной трансформации прежнего понимания философии, ее места в системе знаний и роли в человеческой жизни.
Анализ философской концепции Второго Учителя показывает, что она состоит из двух основных частей. Первая часть содержит представления о том, каковы условия возникновения и существования философии в человеческом обществе. Ко второй части относится установление понятия философии и определение ее значения в социокультурной целостности, иными словами, выявление тех областей человеческого познания и деятельности, для которых уже сама философия, в свою очередь, является решающим условием достижения стоящих перед ними целей. Таким образом, по мысли аль-Фараби, философия оказывается и источником его дальнейшего развития.
Реализуя свой замысел, в качестве условий появления философии и ее эволюционирования он показывает следующие моменты. Во-первых, это исторически предшествующие ей состояния философского познания, т.е. древние учения, классифицируемые им как «неистинная философия» (она у него также иногда носит название диалектической философии), под которой он понимает недостаточно совершенное, но способное, пригодное к дальнейшему совершенствованию предфилософское знание, к которому им относится софистика и диалектика.
Во-вторых, к условиям появления философии как метафизики аль-Фараби справедливо причисляет целый комплекс точных, естественных и гуманитарных наук. Он полагает, что такие науки должны появиться для того, чтобы составить основу подлинной философии, и соответственно такому положению каждый человек, прежде чем приступить к ее изучению, должен сначала овладеть этими науками, без которых невозможно приобретение философских знаний. Кроме этого, следует отдельно отметить, что, согласно Второму Учителю, к числу наук, которые должна предварять изучение философии, принадлежит глубокое знание ее собственного происхождения, иными словами, знание доплатоновских и доаристотелевских школ, философов и их учений. Такой подход служит свидетельством того, что самому аль-Фараби по самым различным источникам была хорошо известна доаристотелевская история философии.
В-третьих, условием философии аль-Фараби считает личностный фактор, включающий особые, повышенные требования к моральным качествам человека, которые ему необходимо приобрести для того, чтобы овладеть действительным философским знанием и стать настоящим философом. Поскольку кроме моральных качеств в личностный фактор потенциального философа включается и требование предварительного глубокого знания иных наук, степень его просвещенности и энциклопедичное™, то тем самым человек в качестве становящегося философа оказывается связующим звеном, соединяющим воедино все отдельные условия возникновения, существования и развития философии.
Учение Второго Учителя о понятии философии, ее научных и общественных функциях, представляющих теоретическое мировоззрение как всеобщее условие, состоит из следующих основных подразделений.
Прежде всего — это отличительные особенности истинной философии (в сочетании с качествами личности подлинного философа) по сравнению с другими видами знания — гуманитарными, точными и естественными науками, богословием и той областью познания, которую он определяет как искусство, т.е. разного рода практические умения и виды деятельности, происходящие из наличия теоретических познаний. В таком сопоставлении, сочетаемом с историко-философской экспозицией данного понятия, восточным перипатетизмом предполагалось обнаружение природы философии и определяющие ее основного содержания. Функции философии в системе человеческой культуры, согласно аль-Фараби, вытекают из того, что она выступает главным условием наиболее глубокого постижения сущности и принципиальных онтологических основ естественных и гуманитарных наук, а, следовательно, и искусств как практического использования теоретического знания универсальных закономерностей бытия.
Другая важнейшая функция истинной философии заключается в том, что она, по мнению восточных перипатетиков, является теоретической основой правоверной религии. Иными словами, это такая вера в Бога, которая не будет затемняться ошибками и заблуждениями, единственно достойна своего абсолютного предмета, а потому выступает сущностью подлинной религии; она может вырастать только на основе философского, т.е. разумного понимания первопричин всего мироздания, выступающего в качестве концептуального условия богословия. Столь же фундаментальна и тесно связана с предыдущей роль философии в построении справедливого человеческого сообщества, называемого Вторым Учителем Добродетельным городом. И, наконец, вся совокупность многообразных функций философского знания обобщается и завершается в эвдемони-ческой концепции, направленной практически на достижение конечной цели подлинного бытия — всеобщего и полного человеческого счастья.
Фарабиевское деление философии на истинную, к которой он относит объединенное платоновско-аристотелевское направление, и неистинную, в которую им включаются все предшествующие Платону философские учения, нельзя понимать в том смысле, что доплатоновскую мысль он признавал полностью ошибочной и целиком отвергал. Напротив, движимый зарождающимся пониманием исторического процесса развития мышления и познания, он считал знание «предфилософских» учений во всей их полноте обязательным теоретическим условием для понимания «подлинной философии». Однако выработка концептуального историко-философского языка могла осуществиться лишь на несколько столетий позднее, и аль-Фараби, отдавая себе отчет в том, что выдвигаемое им деление философского процесса и наименование исторических этапов становления теоретического мышления еще недостаточно совершенно, прибегает к адекватному образно-поэтическому способу выражения взглядов на философию и ее предысторию. В «Книге букв» он писал: «Диалектическая философия и софистическая философия предшествуют аподейктической философии (…). А диалектика и софистика предшествуют философии наподобие того, как предшествует питание дерева (питанию) плода, или наподобие того, как предшествует цветение дерева (появлению) плода» /1/.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в известном трактате «О том, что должно предшествовать изучению философии» Второй Учитель говорит только об узком, историко-философском аспекте введения в философскую науку. Если исходить только из содержания данного трактата, то может возникнуть впечатление, что, по мнению автора, пропедевтика философии целиком и полностью ограничивается ее генетической экспозицией, не включая ничего иного. Однако в действительности это не так. Изучение других трудов аль-Фараби, реконструкция полной картины его воззрений позволяет сделать вывод, что в указанном трактате речь идет только о непосредственном предшествовании, и автор совершенно не имеет в виду, что одного этого достаточно для овладения высшим знанием. Только в контексте всех его воззрений на систему научных знаний полностью раскрываются его представления о путях формирования философского знания и его общественное значение. Это становится очевидным из структуры и содержания таких трактатов Аристотеля Востока, как «Слово о классификации наук», «О происхождении наук» и других.
Согласно первому из них, метафизике, или философии, т.е. науке о всеобщих универсальных первоосновах, в образовательном (просветительном) процессе каждого человека должны предшествовать: наука о языке, логика, математика и физика. Иными словами, при получении образования тем или иным индивидом, он должен прежде всего получить глубокие и полные знания в области указанных четырех наук и только после этого переходить к изучению философии. Вместе с тем, фарабиевская систематизация наук включала, в свою очередь, и подразделение метафизики на составные части соответственно их предметным областям. Это свидетельствует о том, что, по мысли аль-Фараби, метафизика должна содержать в себе в качестве моментов, в снятом и интегрированном виде некоторые аспекты частных (специальных) и предваряющих ее наук. Согласно его учению, метафизика изучает существующие предметы, вещи и те процессы, которые с ним происходят; это означает, что предметы физического знания не устраняются из метафизики, а входят в нее опосредованным образом, через переработку в специальных науках. Предмет физического знания, трансформировавшийся в «сверхъестественное» знание, видимо, представляется мыслителем связующим звеном между эмпирической реальностью и спекулятивной метафизической конструкцией, наполняя ее внешним содержанием. Так как метафизика мыслится завершением и высшим этапом физики, то такое сочетание оказывается вполне объяснимым.
Наряду с этим метафизика вследствие внутренней необходимости изучает и содержит в себе «основы доказательств теоретических частных наук», к числу которых относятся логика, геометрия, физика, арифметика и т.п. /2/. По существу, под этой областью метафизики, как видно из перечисленного, Второй Учитель понимает дистиллированную сущность логики, если этим термином обозначить не только правила взаимосвязи понятий, суждений и умозаключений, но и некоторый всеобщий исчерпывающий метод доказательств в области умозрительной трансцендентальной предметности. Отсюда следует, что формирование такого метода доказательства он представляет в виде процесса абстрагирования универсальных логических принципов и правил от специфических областей и частных способов их применения. Утверждая принадлежность у аль-Фара-би обобщающих логических принципов к сфере метафизики, необходимо отметить, что для него чистая (формальная) логика является одновременно методом спекулятивного конструирования и критерием его достоверности, и способом критического анализа, при помощи которого можно в воззрениях предшествующих мыслителей отличать положительную истину от заблуждения, или, что не менее важно, от преднамеренного «софистического» или «диалектического» введения в обман.
Таким образом, некоторые из специальных наук предстают в философской системе Абу Насра в качестве подготовительных к метафизике. Эти особенные области знания в той последовательной связи, которая соединяет их с метафизическим познанием, предстают в трех тождественных и различных вариантах. Согласно учению аль-Фараби, первоначальное их существование имеет форму самостоятельности и в гносеологической последовательности размещается на низшей и, следовательно, наименее совершенной ступени восхождения по лестнице познания. Во второй их разновидности они в значительной мере утрачивают статус независимого существования и представляются как моменты самого метафизического знания, поскольку умозрительная конструкция не должна игнорировать действительности «физических» сущностей и не может не использовать логико-методологических операций познания.
Но в концепции наукоучения аль-Фараби имеет место констатация еще одного отношения метафизики к специальным наукам. Она фиксирует позицию, согласно которой тогда, когда человеческий разум, постигнув в собственно метафизическом предмете предельные (высшие) основания своего бытия и, следовательно, приобретая наиболее полное и совершенное знание, тем самым познает первые причины происхождения всех вещей и подлинные истоки исследующих их специальных (частных) наук; только тогда философ и всякий ученый способны достичь полноты специального знания, когда его особенные виды могут быть им интеллектуально выведены из бытия всеобщей первоосновы. Вместе с тем такая позиция означает, что в свете метафизического постижения универсума специальные области знания утрачивают прежнюю форму самостоятельности и предстают в качестве исследований отдельных, т.е. несамостоятельных сторон реальности, а потому обладают тем большей научной ценностью, чем теснее рассматриваются во взаимосвязи с реальностью как единым целым.
Метафизика в учении Абу Насра показывается в ее сущности как синтетическое знание, отражающее в человеческом мышлении универсальность творящего божественного первоначала. Она обрисовывается в виде потока восходящего и нисходящего движения постижения разумом универсума и предстает его сосредоточением в познавательном процессе. Метафизика изучает предметы и вещи физического мира, которые можно охарактеризовать в качестве ее объективных предпосылок, а затем основы и принципы доказательств, касающихся предметов умозрения, в основе которых лежит логический метод, составляющий в метафизике ее субъективно-гносеологические предпосылки. После этого она приступает к исследованию собственно трансцендентальных предметов, восходящих по степеням их совершенства к Первому Сущему, идеальному и божественному Первоначалу всего универсума. Завершением процесса метафизического познания предстает обратное, нисходящее движение, в ходе которого высшая наука разъясняет то, каким образом от Творящей Первой Причины посредством эманации (истечения, точнее, излучения) одна за другой последовательно происходят все нижестоящие ступени бытия.
Наряду с данной систематизацией наук, направленной главным образом на установление определяющего места и роли метафизического системообразующего принципа в комплексе научного знания, аль-Фараби обосновывает и другую точку зрения на классификацию научно-теоретического знания. Она не отрицает предыдущую, а является именно другой точкой зрения на описываемую проблему, или позицией, с которой возможно рассмотрение того же самого предмета, позволяющей созерцать новые, ранее малозаметные его особенности и поэтому дополняющей и обогащающей первоначальное видение.
Под этим углом зрения концепция восточно-перипатетического наукоучения выстраивается несколько иначе, а именно в свете установления основных свойств телесной, или материальной, субстанции всех вещей и соответственно ее отражения в человеческом познании. Из дальнейшего изложения станет видно, что тем самым ключевое место метафизики в системе знания показывается Вторым Учителем как нечто такое, что определяется не только со стороны внутренней субъективной способности, т.е. не только самим по себе познавательным потенциалом человеческого чувственного восприятия и разума, но обусловлено также объективно субстанциональным строением космоса. При таком рассмотрении, следовательно, уже предполагается наличие знания о субстанции, ее акциденциях и главных свойствах, а сама концептуальная схема определяется в качестве производной по отношению к субстанциональному знанию. Однако вместе с тем она включает в себя и субъективные антропологические моменты. Различие между одним и другим вариантами систематизации науки заключается в последовательности выстраивания системы научного знания.
В той последовательности наук, которая берет начало от знания свойств материальной субстанции, первоначальной дисциплиной представляется арифметика. На первый взгляд может показаться, что, говоря об арифметике, аль-Фараби совершенно не затрагивает философскую тематику и не предполагает в таком предмете никакого метафизического значения. Однако в действительности это не так. В синтетическом и субстанциональном мировоззрении восточного мыслителя метафизика — такая функция, при исполнении которой сущность той или иной частной науки может существовать поистине и даже адекватно быть понята только тогда, когда она не находится в ней самой, а пребывает в субстанции как метафизическом предмете и первой сущности. Разумеется, такие воззрения не относятся к одному лишь наукоучению; они суть моменты таких общефилософских принципов, согласно которым основополагающие начала, первопричины вещей относятся к самим эмпирическим вещам соответственно тому, как субстанция относится к своим акциденциям. Вот почему оказывается, что сущность арифметической науки первоначальным образом обусловливается способностью материальной субстанции быть в одно и то же время единой и множественной, делиться и иметь части, которые, в свою очередь, способны сочетаться и складываться при сохранении тождественности субстанциональной основы. Поскольку арифметика тем самым уже не представляется сводимой только к операциям с четырьмя арифметическими действиями (сложение, вычитание, умножение и деление), но продвигается значительно дальше, к онтологическим категориям бытия, долженствующим отвечать на вопросы, «каким образом было получено число, откуда оно возникло и стало умножаться, каковы были причины, благодаря которым оно получило бытие, перешло от возможности к действительности и от небытия к бытию» /3/, постольку она плавно переходит в область метафизического знания как такового, соединяется с ним, сохраняя при этом определенную самостоятельность.
Арифметика, подобно некоторым другим наукам, в системе аль-Фараби оказывается посредствующим звеном на путях познания, ведущих не только к метафизике, но и к ее истории. Проблемы, которые ставит при ее рассмотрении Второй Учитель, имеют глубокие корпи, уходящие в многовековую историю мысли и связанные с именами создателей и принципиальными положениями, содержащимися в философских системах таких предшествующих мыслителей, как Парменид и Зенон, Пифагор и Эмпидокл, Левкипп и Демокрит, Платон и Аристотель. Все это хорошо понимал аль-Фараби, что с очевидностью следует из приведенного фрагмента текста принадлежащего ему трактата «О происхождении наук».
Известно, что в европейской традиции учение о субстанциональном единстве космоса начало формироваться в ионийской натурфилософии и впоследствии разрабатывалось в древнегреческий период в элейской философской школ ее основателем Парменидом и его учеником Зено-ном Элейским. Однако элеатами данная тема была лишь сформулирована в качестве проблемы, которая еще не могла дать ответов на вопросы о том, как возможно выразить в понятии движение субстанции, многообразие вещей, их постоянство и изменчивость, как возможно само математическое знание. Парменидовская концепция бытия как единственной существующей реальности, лишенной движения, многообразия и делимости, была слишком близка к отрицательным ответам на эти вопросы, однако само по себе объявление данных аспектов реальности только иллюзорными не могло вполне удовлетворить философскую мысль.
Вот почему элеатской позиции единства бытия вскоре начинает противопоставляться позиция множественности субстанций. Этот принцип выдвигался и отстаивался Эмпедоклом, учившим, что, с одной стороны, в основании мироздания лежит не один элемент или принцип, а четыре первоэлемента, «корни всех вещей» — огонь, воздух, земля и вода. С другой — на вопрос о возможности математики своеобразный ответ давала пифагорейская школа, основатель которой пришел к утверждению, что число само по себе, т.е. нечто слагаемое, вычитаемое, умножаемое и делимое, сиречь, способное претерпевать арифметические действия, такое число и есть субстанция гармонически устроенного космоса. В свою очередь основой всякого числа, согласно пифагорейскому учению, является единица, из которой всякое число может быть получено.